Новости
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
01.01.2021
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
10 июня 2014г.

Ключевые слова

НЭП, военный коммунизм, предпринимательская деятельность.

Аннотация

Статья посвящена анализу нормативно-правовой базы формирования условий для введения НЭПа.

     В 1918-1920 годах советским государством проводилась политика, названная впоследствии «военным коммунизмом», так как данная политика внедрялась в общество административно-приказным методом, а также проведение данной политики совпало с гражданской войной. Основной задачей «военного коммунизма» стало снабжение города и армии продовольствием. Также немаловажным фактором, влияющим на экономическую жизнь в стране, была продразверстка. Продовольственная разверстка – это система государственных мероприятий, осуществляемых в периоды военного и экономического кризисов, направленных на сдачу производителями государству установленных норм продуктов. «Разверстка была наиболее доступной для недостаточно организованного государства мерой, чтобы продержаться в неслыханно трудной войне против помещиков»[4].В 1918 году продразверстка распространялась на зернофураж и хлеб. В 1919 году – также на картофель и мясо, а к концу 1920 года захватила практически все сельскохозяйственные продукты. К 1920 году в России назревают новые волнения, характеризующиеся недовольством государственной политикой[7].

    После окончания гражданской войны, государственная политика «военного коммунизма» не отвечала задачам и целям, ради которых она была введена, а также сильно тормозила развитие сельского хозяйства, а, следовательно, и экономики страны в целом. Перед вновь образовавшимся государством и органами управления обществом возникла трудная задача – ведя пролетариат к светлому будущему, идеализированная концепция не отвечала разрушенной экономике, а уставшим от войн, голода и продразверстке людям уже перестала нравиться та цель, к которой их ведет новое молодое государство. Продразверстка имела настолько жесткий характер государственного вмешательства в сектор экономики и немыслимые условия для развития экономической сферы государства, что в 1920 году грянул экономический кризис[5]. Несомненно, государственный аппарат предпринимал все усилия, чтобы любыми способами восстановить на тот момент полностью разрушенную экономику страны. В 1920 году были приняты законодательные акты, которые были направлены на укрепление экономики страны.

    11 июня 1920 года было принято Постановление СНК РСФСР «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР». Данное постановление было принято с целью создания народного комиссариата внешней торговли. Теперь все финансовые операции, в том числе договора и сделки, провоз товаров на договорной основе, влияние капиталов и другое – все проходило через переименованный из НК торговли орган.

   В соответствии с примечаниями п. 2 Постановления СНК РСФСР от 11.06.1920г, «Все ведомства, учреждения, организации и отдельные лица в случае поступления к ним каких - либо предложений из - за границы касательно ввоза и вывоза товаров обязаны направлять таковые на распоряжение Народного Комиссариата Внешней Торговли.Особой ответственности, как за расхищение имущества Республики, подвергаются учреждения, организации, предприятия и отдельные лица, производящие оплату товаров заграничного происхождения без ведома и предварительного согласия Народного Комиссариата Внешней Торговли»[6].

    Получается, что вся внешняя торговля была монополизирована и проходила только через государственный аппарат. Оплата совершенно любого товара происходило только с согласия Народного комиссариата. В очередной раз, пытаясь наладить экономику страны, государственный аппарат поставил под запрет ввоз товаров из-за рубежа. В условиях кредитной блокады СССР со стороны других стран после оттока капитала в 1918 годах из-за того, что иностранные инвесторы боялись национализации всего имущества, данная мера ставила под запрет отток денежных средств, а также ограничивала распространение иностранных товаров на внутреннем рынке. В данный период наблюдается уменьшение активности в области предпринимательской деятельности.

   Для регламентации трудовых отношений, СНК принял Декрет от 17 июня 1920 года «Общее положение о тарифе»[2].Указанный декрет регламентировал вопросы трудового права, в том числе нормировал рабочий день по времени, производительности труда, разграничивал лиц по возрасту и профессиям. С помощью Декрета от 17.06.1920г. советское государство планировало контролировать трудовую деятельность. Это первая попытка создать кодифицированный акт о труде.

    При невозможности стабилизировать экономическую ситуацию в стране собственными силами, СНК РСФСР принимает декрет от 04 декабря 1920 года «О ввозе из-за границы и обратном вывозе за границу иностранных товаров (Временные правила)». Указанный Декрет от 04.12.1920г. вводил в действие временные правила, возлагая функции таможенных органов на Народный Комиссариат Внешней Торговли. Теперь все лица, перемещающие товары через государственную границу должны были получить разрешение. Данная позиция изложена в п. 1 указанного Декрета, «К ввозу в пределы Р.С.Ф.С.Р. допускаются только товары, приобретенные или разрешенные к ввозу Народным Комиссариатом Внешней Торговли или уполномоченными им на то учреждениями, организациями и лицами»[3].Также на НК ВН РСФСР были возложены контрольно-фискальные функции. В соответствии с п. 2 Декрета от 04.12.1920г., «Товары, ввозимые в Россию с отступлением от указанного в п. 1 порядка, считаются контрабандными и конфискуются таможенными учреждениями»[3]. Теперь на НК ВН РСФСР возлагались функции по учету и контролю за обращением товаров с внешним рынком.

    На конец 1920 года были приняты нормативно-правовые акты, которые регулировали таможенную и трудовую деятельности, однако для финансового оздоровления экономики необходимо было обеспечить население продовольствием.  Упор  был  сделан  на важнейший  сектор  экономики страны  того времени  – на сельское хозяйство. Было принято Постановление на VIII Всероссийском съезде советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов от 23 декабря 1920 года «О мерах укрепления и развития крестьянского и сельского хозяйства». Указанный нормативный акт был принят для восстановления агропромышленного сектора страны. Остановимся на более подробном анализе указанного постановления от 23.12.1920г.

     Итак, реабилитирующие меры по восстановлению разрушенной экономики государства начали с крестьянского и сельского хозяйства. Именно в агропромышленном комплексе ведется создание съестных припасов для всех жителей нового социалистического государства, поэтому самой важной деятельностью государства по оздоровлению экономки начали с сельского хозяйства. Данная позиция отражена в Постановлении от 23.12.1920г., «Признавая сельское хозяйство важнейшей отраслью хозяйства Республики, возлагая на все органы Советской власти обязанность усиленной всесторонней помощи крестьянскому земледелию, Рабоче-Крестьянская власть объявляет в то же время правильное ведение земледельческого хозяйства великой государственной обязанностью крестьянского населения»[5].В конце 1920 года советская власть бросает все силы для восстановления агропромышленного  комплекса, что также отражается в исследуемом Постановлении,«Требуя напряжения всех сил государства для помощи крестьянскому хозяйству живым и мертвым инвентарем, устройством ремонтных мастерских, прокатных и зерноочистительных пунктов, семенным материалом, удобрениями, указаниями агрономов и пр., Рабоче-Крестьянская власть одновременно требует от всех земледельцев полного засева полей по заданию государства и правильной их обработки по примеру лучших, наиболее старательных хозяев средняков и бедняков»[5]. В Постановлении отражено трудное экономическое положение государства, а также создание посевкомов – органов управления земледелием, а при поселкомах – сельскохозяйственные советы, «Постигший в 1920 г. страну неурожай, а также угрожающая по некоторым указаниям науки и другим признакам засуха в 1921 г. вызывает необходимость особого напряжения сил и особенно дружной работы для подготовки и проведения сельскохозяйственной кампании в 1921 году по единому плану и под единым руководством.

     Принимая все это во внимание, Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Казачьих Депутатов постановляет:образовать в губерниях, уездах (районах) и волостях комитеты по расширению посевов и улучшению обработки земли - посевкомы, в составе не более 5 лиц, при обязательном представительстве крестьянского населения».Однако, на момент издания Постановления Съезда, все еще действует запрет на спекуляцию. Отступление от принципов советского государства было бы недопустимо. В соответстви с п. 9 указанного Постановления, «В целях полного обсеменения площади ярового и озимого клина в 1921 г. и предотвращения спекуляции семенами и потравы семян нерадивыми хозяевами, объявить запасы семян, находящиеся у земледельцев в потребном для хозяйства количестве, неприкосновенным семенным фондом и принять меры к охране семенного фонда и к внутригубернскому распределению семян»[5].Без нормального товарооборота, необходимо было обезопасить крестьянские и сельские хозяйства от неблагоприятных последствий, таких как отсутствие семян на следующий посевной год. Для этого вводились новые меры, «Мерами по созданию семенного фонда и сохранению семян для полного засева могут быть:а) семенная разверстка;б) ссыпка или складка семян в мешках с пометкой владельцев в общественные амбары под ответственностью сельских обществ, сельских советов и волостных Исполнительных Комитетов;в) перераспределение семян;г) объявление находящихся у земледельца запасов семян на дому неприкосновенным семенным фондом со взятием от домохозяев расписок-обязательств о сохранении семян и т.п.»[5].

     Как мы видим, в конце 1920 года советское государство пристальное внимание уделяет сельскому хозяйству, но данных мер было недостаточно. Во время гражданской войны, а также в годы военного коммунизма именно сельское хозяйство обеспечивало продовольствием движущую силу революции. Теперь на плечи крестьян ложится восстановление всей экономики страны. Процедура финансового оздоровления экономики с помощью уставшего села не дала нужного эффекта.

   Итак, анализируемые акты государственного управления не смогли стабилизировать экономику и восстановить объемы производства и потребления, которые были достигнуты в довоенные годы.

    Данную позицию поддерживает Болдырев В.А.: «Советское государство в условиях антагонизма принятой революционной идеологии и фактически проводимой экономической политики не было способно рождать правовые нормы, соответствующие государственному строю. Кодификация гражданского права в начальном периоде нэпа является подтверждением данного тезиса»[1].

    Продразверстка, как необходимая мера «Военного коммунизма» себя изжила. Из села забирали львиную долю запасов. Наилучшим механизмом контроля и учета обмена между производством и потреблением выступает капиталистический механизм регулирования товарных отношений. С этого момента назревает необходимость введения продналога и применения методологии товарно-денежного обмена, поскольку именно денежные единицы способны наиболее точно установить тождественную связь между производством и потреблением.

 

Список литературы

1.      Болдырев В.А. «Становление конструкции юридического лица – несобственника» // История государства и права, 2011, № 19.

2.      Декрет СНК РСФСР от 17.06.1920 «Общее положение о тарифе» // СУ РСФСР, 1920, № 61-62.

3.      Декрет СНК РСФСР от 04.12.1920 «О ввозе из-за границы и обратном вывозе за границу иностранных товаров» // СУ РСФСР, 1920, № 93, ст. 510.

4.      Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44.

5.      Постановление VIII Всероссийского съезда Советов от 23.12.1920 «О мерах укрепления и развития крестьянскогои сельского хозяйства» // СУ РСФСР, 1921, № 1.

6.      Постановление СНК РСФСР от 11.06.1920 «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР» // СУ РСФСР, 1920, № 53, ст. 235.

7.      Сырых В.М. История государства и права: учебное пособие / В.М. Сырых. – Изд. 2-е, исправл. и доп. – М.:Эксмо, 2007.