Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА И ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Правовое воспитание представляет собой организованный, управляемый целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [6, с. 206].

Так, правовое воспитание направлено на повышение правовой культуры личности, показателями которой являются: знание и понимание права; уважение права; правовая активность; привычка поступать в различных ситуациях в соответствии с законом [4, с. 101].

Правовоспитательный процесс в современном развивающемся обществе непосредственно осуществляется через определенные формы и реализуется с помощью конкретных средств.

Многие авторы отождествляют термины «формы» и «средства» правового воспитания. Одно из наиболее устоявшихся определений в юридической науке гласит, что «форма правового воспитания представляет собой способ внешнего выражения правовоспитательной деятельности» [3, С. 4].

Юридическая доктрина выработала несколько форм правового воспитания. Однако по вопросу их выделения единого мнения в науке нет. Традиционно к ним относят: правовое обучение, правовую пропаганду, организованную и контролируемую правовую практику, самовоспитание [2, С. 148]. Под средством правового воспитания понимают определенные «каналы», благодаря которым форма правового воспитания осуществляет свое влияние на все необходимые сферы воздействия правового воспитания. Считается, что каждая форма правового воспитания характеризуется своими инструментами воздействия [3, С. 4].

Немаловажную роль в правовоспитательном процессе играет правовая пропаганда, которая в настоящий момент может осуществляться через многочисленные приемы правовоспитательного воздействия на правосознание и правовое поведение воспитуемых. К ним относятся: уроки права, лекционные и семинарские занятия, научные статьи, конференции по праву и монографии на правовые темы. Правовая пропаганда является одним из видов пропаганды в обществе наряду с политической, нравственной, экономической и другими.

Содержание понятия «правовая пропаганда» может показаться вполне ясным и определенным, однако в юридической науке существуют различные точки зрения между учеными-юристами в определении данной дефиниции. В общем смысле, правовая пропаганда – это один из немаловажных процессов и способов воздействия права на все сферы общественных отношений  в правовом государстве, которая проявляется в открытой и скрытой форме определенными лицами, органами и социумом в целом [1, С. 222].

Правовая пропаганда на современном этапе развития общественных отношений носит исключительный характер, то есть она значительно отличается от иных классификаций по содержанию, средствам и методам воздействия. Именно юридическая пропаганда стремится к осуществлению главных целей правового воспитания, к которым относятся: становление у молодого поколения высочайших нравственных ценностей, уважение к закону, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; ответственность перед Родиной.

Для осуществления правовой пропаганды в правовом государстве необходимо основываться на закрепленных и устойчивых правовых концепциях и теориях. Также необходимо использовать научно- обоснованные средства, приемы и методы воздействия на воспитуемых, их правосознание и поведение. Стоит отметить, что правовая пропаганда выступает решающим звеном в жизни современного общества, именно поэтому необходимо осуществлять четко направленную деятельность пропагандистов, имеющую определенные цели, которые непосредственно сосредоточены на развитии, разъяснении, осведомлении каждой личности. Эффективность указанной деятельности,  прежде всего,  состоит в правильном использовании и применении средств и методов правовой пропаганды.

Еще одной важнейшей формой правового воспитания является правовое обучение. Его отличие от правовой пропаганды состоит непосредственно в том, что воспитатели и воспитуемые в течение определенного времени, как правило, относительно длительного, взаимодействуют между собой в рамках правовоспитательной процедуры. Она характеризуется наличием определенной логически выстроенной, апробированной программой, которая включает в себя не только теоретические, но и разнообразные практические формы занятий, а также юридическую практику в специализированных средствах правового обучения.

Правовое обучение воспитуемых содержит в себе такие условия как:

-    получение знаний об определенных нормативных актах, которые необходимы в повседневной жизни (название законов, сфера регулируемых правоотношений, нормативно закрепленные правила поведения);

-   закрепление навыков и умений правильного правомерного поведения в юридически значимых ситуациях, которые необходимы для решения проблем, возникающих в жизнедеятельности личности;

-   получение знаний о законном порядке и отстаивании своих прав и интересов, как своими силами, так и с помощью юридической защиты и правоохранительных органов;

-   уяснение знаний пределов необходимой обороны;

-   и др.

Средства правового  обучения воспитуемых  подразделяются на две категории: специализированные и неспециализированные (сопутствующие). К специализированным стоит отнести: правовые академии, юридические факультеты университетов и институтов, юридические техникумы, колледжи, лицеи, общеобразовательные школы и гимназии с правовым  уклоном, юридические и правовые классы общеобразовательных школ. К неспециализированным относятся все те учебные заведения – средние и высшие, в которых ведется правовое обучение в тех или иных формах вместе с другими видами обучения. Все это необходимо для того, чтобы сформировать социальную активность, гражданскую позицию как ответственного члена российского правового государства, уважение к закону и правопорядку, восприятие своих поступков, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством [5, С. 129]. Однако стоит отметить, что вполне разумное осуществление действенного правового воспитания людей происходит с помощью специализированных средств правового обучения. В результате глубокого изучения отдельных предметов, которые направлены на правовое воспитание личности, у них формируются свои мысли, обширное и комплексное знание права, положительные эмоционально-чувственные правовые убеждения и постоянная волевая готовность к правомерному поведению.

Подводя итог, стоит отменить, что осуществление основных форм правового воспитания и средств их воздействия на развитие правовой культуры общества служит содействию укрепления правового порядка и развития общественных отношений в стране.



Список литературы

1.     Абрамов А.Е., Прохорова С.И. Правовая пропаганда: к проблеме определения понятия // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-2. С. 220-223.

2.     Адаева О.В. Правовое воспитание как форма профилактики правонарушений в Республике Мордовия // В сборнике: тенденции и перспективы развития науки XXI века. Сборник статей Международной научно- практической конференции. 2016. С. 148-150.

3.     Бондарев А.С. Правовая пропаганда и обучение –  формы правового  воспитания: понятия и средства воздействия // Вестник Пермского университета. 2008. С. 4-16.

4.     Брыжинская Г.В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.

5.     Стетюха М.П., Ермоленко Е.А. К вопросу о правовом воспитании и обучении в России на современном этапе развития общества // Альманах современной науки и образования. 2014. С. 126-130.

6.     Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11(56). С. 206-208.