Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО КУПЕЧЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

Ключевые слова

Сословие, купечество, гильдия.

Аннотация

   Статья посвящена анализу нормативно-правовой базы формирования и развития правосознания купеческого сословия в России во второй половине XVIII в.

   Становление и укрепление абсолютной монархии в России, особенно во второй половине XVIII в., характеризуется глубочайшими изменениями в социально-экономической сфере, которые затронули все слои общества. Эти изменения сказывались на положении сословий, на их взаимоотношениях и отношении к государственной власти. Сословное деление приобретает наиболее четко выраженную форму, т.к. социальная политика государства была направлена на консолидацию сословий, на сохранение их корпоративности и четкое регулирование правового статуса каждого из сословий.

   Как отмечает Ю.В. Глазов, государственная политика в отношении городских жителей в XVIII в. «шла по пути обособления последних в особую категорию - городских граждан. Однако в этот период еще не произошло становления собственно купеческого сословия» [2]. В результате реформ Петра Великого все торгово- промышленное население городов было поименовано «гражданами» и разделено на регулярных и нерегулярных горожан. Собственно купеческое сословие, а также записанные в цехи ремесленники, были отнесены Регламентом главного магистрата к регулярным гражданам [9; с. 295]. Также, в соответствии с этим документом, купечество было разделено на две гильдии. Позже дочь Петра Елизавета добавит к ним третью гильдию [5; с. 561].

    При Екатерине численность торгово-промышленного населения увеличивалась, его роль в хозяйственной жизни страны настолько выросла, что оно превращается в серьезную экономическую силу. И.А. Федосов, ссылаясь на М. Богословия [1; с. 35] и А.В. Флоровского [12; с. 150], указывает на тот факт, что в Уложенной комиссии,  созванной  Екатериной  в  1767  г.,  депутаты  от  купечества  выступили  с  требованиями «монополизировать в своих руках всю торговлю и промышленность, стремясь вытеснить из нее и дворян, и крестьян, наступая при этом на основную привилегию дворянства – обладание землей и крестьянами» [11; с. 37].

      Как известно, законотворческая работа Уложенной комиссии не была закончена, многие предложения так и не получили законодательного оформления. Однако анализ материалов Комиссии позволяет сделать вывод о «желаниях» различных групп населения и о намерениях государства относительно сословий. Так, купечество стремилось приобрести привилегии дворянства (владение крепостными), но вместе с тем не допустить распространения своих исключительных прав на другие категории населения. Вместе с тем государство стремилось обособить каждое сословие, наделив их совокупностью специальных прав и обязанностей [2].

     В начале 1770-х гг. екатерининская Россия подвергается двум серьезным испытаниям – русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и пугачевскому восстанию 1773-1775 гг. Эти события повлекли за собой пересмотр целого ряда положений, на которых строились основные принципы государственного устройства.

    17 марта 1775 г. Екатерина принимает Манифест «О высочайше дарованных разным сословиям милостях, по случаю заключенного мира с Оттоманскою Портою» [6; с. 86]. Согласно Манифесту, купцами имели право именоваться те, у кого объявленный капитал превышал 500 рублей, остальные же должны были именоваться мещанами. Помимо всего прочего, купечество было разделено на гильдии и получило иную форму налогообложения – по одному проценту от с объявленного ими капитала погодно (вместо подушной подати).

    Дополнил Манифест Именной указ от 25 мая 1775 г., который конкретизировал принадлежность к гильдейскому купечеству [4; с. 146]. К первой гильдии причислялись те, которые объявляли капитал более чем в 10000 рублей, ко второй — от 1000 до 10 000,  к третьей — от 500 до 1000; имевшие менее 500 рублей причислялись к мещанам. 7 ноября 1775 г. увидел свет акт, согласно которому город стал самостоятельной административной единицей - «Учреждения для управления Губерний Всероссийской империи» [10; с. 233].

    Логическим завершением этой череды актов, регулирующих правовое положение купечества, стала Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 г [3; с. 361]. Она закрепила единый сословный статус всего населения городов  независимо от рода деятельности и профессиональных занятий. Закончился процесс социально-правового оформления купечества в самостоятельное сословие, была создана твердая юридическая база обеспечения их прав и обязанностей.

    Все городское население было разделено на шесть категорий: 1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость; 2) записанные в гильдии купцы (первая гильдия — с капиталом от 10 до 50 тыс. рублей, вторая - от 5 до 10 тыс. рублей, третья - от 1 до 5 тыс. рублей); 3) состоящие в цехах ремесленники; 4) иногородние и иностранные купцы; 5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее 50 тыс. рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты); 6) прочее посадское население.

     Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными права, были освобождены от телесных наказаний (вместе с именитыми гражданами), могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями, откупаться от рекрутских наборов. Принадлежность к той или иной гильдии определяла и масштаб торгово-промышленной деятельности купца.

      По аналогии с дворянским сословием, купечество также получило право корпоративного самоуправления. Таким образом, в период от городской реформы 1720-х годов до сословно-податной реформы 1770 – 1780-х годов завершился процесс формирования состава, а также перечня прав, привилегий и обязанностей гильдейского купечества. Однако среди историков и правоведов нет единого мнения по поводу того, можно ли выделить купечество в качестве самостоятельного сословия или считать его частью мещанского сословия. Одни (Б.Н. Миронов [7; с. 80]) считают купцов одной из категорий единого городского сословия, другие (А.А. Преображенский [8; с. 69]) полагали, что сословная структура российского общества существовала весь «феодальный период». Ю.В. Глазов говорит о том, что купечество выделяется в самостоятельное сословие во второй половине XVIII в. благодаря реформаторской деятельности Екатерины II [2].

    В целом же торгово-промышленное население не ощущало себя единым сословием, т.к. не были выработаны самостоятельные политическая и социальная идеология. Соперничество с дворянством проявлялось только в экономической области. Статус купца приобретался не по рождению, а оплатой гильдейского свидетельства. Купечество в социальном плане являлось своего рода «перевалочным пунктом» для всех, кто двигался вверх или вниз по общественной лестнице, и необходимо было время для того, чтобы решить эти проблемы.

 

Список литературы

1.      Богословий М. Дворянские наказы в екатерининскую комиссию 1767 г. // «Русское богатство». – 1903. -№№ 6, 7.

2.      Глазов  Ю.В.  Развитие  купеческого  права  в   России в   XVIII   веке  //  Учёные  записки   Курского государственного университета. – 2011. – № 4 (20).

3.      Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 г. // ПСЗ РИ - I. Т. XXII. №16187.

4.      Именной указ о сборе с купцов, вместо подушных, по одному проценту с объявленного капитала, и о разделении их на гильдии от 25 мая 1775 г. // ПСЗ РИ - I. Т. XX. № 14327.

5.      Инструкция Московскому купечеству первой, второй и третьей гильдий, старшинам и старостам с товарищами от 19 января 1742 г. // ПСЗ РИ - I. Т. XI. № 8504.

6.      Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою от 17 марта 1775 г. // ПСЗ РИ - I. Т. ХХ. № 14275.

7.      Миронов Б. Н. Социальная история периода империи (XVIII - начало XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1. СПб.,1999.

8.      Преображенский А. А. Об эволюции классово-сословного строя в России // Общество и государство в феодальной России. М., 1985.

9.      Регламент или Устав главного магистрата от 16 января 1721 года // ПСЗ РИ – I. Т VI. № 3708.

10.   Учреждения для управления Губерний Всероссийской империи от 7 ноября 1775 г. // ПСЗРИ - I. Т. XX. №14392.

11.   Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм в России // Вопросы истории. – 1970. - № 9.

12.   Флоровский А.В. Из истории екатерининской законодательной комиссии 1767 г. – Одесса, 1910.