Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО, ГОСУДАРСТВЕННОГО КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР, ПРИНЯТЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2016г.

Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, высококачественных и безопасных товаров и услуг (п.52 Указа Президента РФ от 31.12.2015 №     683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»)[1]. Продукция, ввозимая на таможенную территорию Таможенного союза, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания, в связи с чем ее ввоз разрешается только на основании документов, свидетельствующих о соответствии товаров санитарным нормам, в целях гарантирования гражданам – потребителям приобретения безопасных в санитарно-эпидемиологическом отношении продуктов. Однако, как показали прокурорские проверки, проводимые в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»[2]система санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля не всегда эффективна. Это подтверждается возрастающим объемом импорта опасных для здоровья товаров, плодоовощной, молочной, мясной продукции, а также трансгенных семян. Контролирующими органами не соблюдались требования Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»[3]. В ряде случаев таможенными органами и органами Россельхознадзора надлежащий досмотр ввозимой продукции не осуществлялся, проверки подлинности документов зачастую не проводились, факты реализации запрещенных товаров не выявлялись, места незаконного ввоза не устанавливались. В свою очередь недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности использовались различные схемы обхода российских санкций, в том числе путем добавления в поставляемую продукцию ингредиентов, наличие которых делало возможным классификацию товара в иных, не входящих в перечень запрещенных кодов ТН ВЭД ТС. Например, польским производителем сыров MILKILAND в целях вывода товаров из-под действия санкций в продукцию добавлены растительные жиры. Одним из способов уклонения от запретов на ввоз санкционной продукции явилось представление поддельных документов, подтверждающих страну происхождения товаров, и подложных фитосанитарных сертификатов. Констатирована ненадлежащая организация взаимодействия подразделений таможенных органов, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, МВД России по недопущению оборота запрещенных к ввозу товаров. Контролирующими органами оставлены без внимания вопросы использования иностранного сырья крупными перерабатывающими предприятиями. В этой связи важную роль оказал прокуросркий надзор за исполнением законодательства в данной сфере правовых отношений. К примеру, Генеральной прокуратурой Российской Федерации выявлены нарушения законодательства, допускаемые региональными таможенными органами в ходе таможенного контроля в условиях действия экономических санкций, введенных Российской Федерацией. В частности, несвоевременное реагирование на изменение направленности товарных потоков и упущения при осуществлении контроля за правильностью классификации товаров не позволили предотвратить ввоз в страну запрещенной продукции. Недостатки при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров привели к повсеместной продаже на территории России запрещенной к ввозу продукции. Проверочные мероприятия на предприятиях оптовой и розничной торговли носили эпизодический характер, не соответствовали масштабу незаконного перемещения и реализации запрещенной к ввозу продукции. Прокурорами выявлялись в деятельности органов Росселохознадзора нарушения законодательства, регулирующего вопросы защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, административно-юрисдикционных полномочий. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе выявило нарушения закона в деятельности управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу. В ходе надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), об административных правонарушениях, при организации проведения ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля. В ведомстве выявлены нарушения законодательства об административных правонарушениях при составлении протоколов и вынесений постановлений о привлечении лиц к административной ответственности. Нарушались сроки направления виновным лицам копий постановлений по делам об административных правонарушениях. В отделе пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора (Республика Карелия) ненадлежащим образом организован контроль за уплатой штрафов по делам об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения внесенного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Александром Гуцаном руководителю управления Росприроднадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу представления приняты меры к устранению нарушений закона, недопущению их впредь, 5 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности[4]. В ходе проверок после выпуска товаров, в том числе совместных межведомственных проверок выявлялись административные правонарушения, связанные с незаконным ввозом и оборотом рассматриваемых категорий товаров, а также иных продовольственных товаров (в отношении которых нарушены санитарно-карантинные, ветеринарные требования, отсутствовали либо представлены недействительные документы и др.), отнесенные к компетенции органов Роспотребнадзора или Россельхознадзора. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе проверило исполнение законодательства при организации и проведении ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля в условиях действия экономических санкций, введенных Российской Федерацией, в Управлении Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам. Надзорными мероприятиями, также установлены отдельные нарушения законодательства, регулирующего порядок проведения проверок в отношении хозяйствующих субъектов.

Так, Управление Россельхознадзора фактически уклонилось от проведения проверки в отношении крупной торговой сети, в отношении которой из таможенных органов поступила информация о реализации продукции, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации. Вместо направления запроса о согласовании внеплановой проверки в органы прокуратуры в таможню был направлен ответ о невозможности проведения проверочных мероприятий. По фактам выявленных нарушений законодательства заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Пономарёв внес представление об устранении нарушений законодательства руководителю Управления Россельхознадзора по Тюменской области,   Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным   округам [5]. Наиболее характерные административные правонарушения в этих случаях предусмотрены следующими статьями КоАП РФ: ст. 10.2 КоАП РФ – нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции; ст. 10.3 КоАП РФ – нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции; ст. 10.8 КоАП РФ – в части нарушения правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; ст. 14.2 КоАП РФ – незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; ст. 14.8 КоАП РФ – нарушение иных прав потребителей; ст. 14.43 КоАП РФ – нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов; ст. 14.46    КоАП РФ – нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Должностные лица органов Роспотребнадзора не рассматривают, но уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.12 КоАП РФ - производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации. Практика прокурорского надзора показывает, что результативными в рассматриваемой сфере являются совместные проверки, проводимые со специалистами Роспотребнадзора, Россельхознадзора, с таможенными органами. Необходимо особо отметить, что совместным проверкам должна предшествовать как аналитическая работа, так и оперативные данные соответствующих подразделений таможенных органов.

Список литературы

1.                   Указ   Президента   РФ   от     31.12.2015   №   683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

 2.   Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».

3.     Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2015 № 320).

4.       Электронный ресурс: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-982573/  (дата   обращения20.06.2016).

 5.       Электронный ресурс:http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-907959/        (дата  обращения24.05.2016).