Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОМ ПОЛНОМОЧИЙ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Основным недостатком Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] является то, что прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами (судебными приставами-исполнителями, судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ, старшим судебным приставом) прямо не посвящена ни одна статья данного Закона. При этом полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, обусловлены комплексным характером данной отрасли надзора [см. подр.: 5].

При осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями надзирающие прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре, в частности, вправе: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов ФССП России, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Основанием для проведения проверок будет являться наличие достаточных данных, свидетельствующих о допущенных судебными приставами нарушениях закона; 2) требовать от руководителей и других должностных лиц ФССП России представления необходимых документов, материалов, статистических  и иных  сведений;  выделения  специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам   и обращениям; 3) вызывать должностных лиц ФССП России для объяснений  по поводу нарушений законов; 4) возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения должностных лиц ФССП России, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (например, уголовной ответственности, предусмотренной ст. 285 УК РФ); 5) предостерегать о недопустимости нарушения закона в случае, если прокурору достоверно известно о готовящемся нарушении законодательства; 6) опротестовывать противоречащие  закону правовые акты ФССП России, обращаться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;6)    вносить представление об устранении нарушений закона; 8) рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительного производства; 9) принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительного производства.

В указании Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» [3] полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами конкретизируются. Так, прокурор вправе и обязан: 1) изучать неоконченные  исполнительные  производства  в подразделениях  ФССП  России  по месту их нахождения. При этом Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных прокуроров исключить факты изъятия   и истребования   неоконченных   исполнительных   производств   в прокуратуру   (это   связано с необходимостью соблюдения сроков исполнительных производств, а также тем, что на практике нередко допускались утери прокурорскими работниками неоконченных исполнительных производств, истребованных   в прокуратуру);    2) при рассмотрении    обращений    о нарушениях    законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов- исполнителей, прокурор должен направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения; 3) в целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений;

4) обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами- исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров; 5) при осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной п. 1 ст. 77 НК РФ обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий  наложения  ареста;  6)  при выявлении  нарушений  вносить  представления об их устранении главным судебным приставам субъектов РФ с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности; 7) на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам (так, для судебного пристава-исполнителя структурных подразделений территориальных органов ФССП России, например, районного или межрайонного отдела, вышестоящим должностным лицом является старший судебный пристав); 8) применять предоставленные ст. 45, 254 и 441 ГПК РФ, ст. 198 АПК РФ полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба. Статья 441 ГПК РФ специально посвящена подаче заявления об оспаривании постановлений  должностных   лиц   службы   судебных   приставов,   их действий   (бездействия);   9) за невыполнение законных требований прокурора возбуждать дела об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ); 10) при выявлении  признаков  преступления  в действиях  судебных  приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.

При проведении проверок исполнения законов судебными приставами-исполнителями особое внимание следует обращать на исполнение требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» [2], в частности: 1) о соблюдении принципов законности принимаемых судебными приставами-исполнителями    решений;    своевременности    совершения    исполнительных    действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности  минимума  имущества,  необходимого  для существования  должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения; 2) законности  возбуждения  исполнительного  производства;  3) сроках  совершения  исполнительных действий; 4) порядке осуществления исполнительного производства.

Указанием Генерального прокурора РФ от 14.07.1999 № 41/38 «Об улучшении взаимодействия территориальных, военных  прокуроров  и прокуроров  войсковых  частей  при осуществлении  надзора за соблюдением законности в стадии исполнения судебных актов» [4] закреплен механизм повышения эффективности надзора за соблюдением законности, полнотой и своевременностью исполнения судебных постановлений о взыскании денежных средств в пользу Минобороны России и других воинских формирований РФ: п. 2.3 Указания прокурорам, надзирающим за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, предложено осуществлять жесткий контроль за исполнением судебных актов по искам прокуроров и информировать прокуроров, предъявивших иски, об исполнении постановлений судов по ним. Представляется, что такой механизм может быть использован для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями в целом.

Список литературы

 

1.   Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

2.    Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

3.   Указание Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Документ официально опубликован не был. СПС КонсультантПлюс.

4.    Указание Генерального прокурора РФ от 14.07.1999 № 41/38 «Об улучшении взаимодействия территориальных, военных прокуроров и прокуроров войсковых частей при осуществлении надзора за соблюдением законности в стадии исполнения судебных актов» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Том 1. М., 2004.

5.   Усачев А.А., Котлярова Л.Н. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами // Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4. Красноярск, 2017. С. 58-60.