Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ В СОВРЕМЕННЫХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   В связи с произошедшими военными конфликтами на юго-востоке Украины и обострившейся ситуацией в Сирии, актуальным является вопрос о правовом положении беженцев как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Если вопрос о правовом положении украинских беженцев на сегодняшний день успешно, на наш взгляд, разрешен, то проблема реализации прав беженцев из Сирии находится в самом пике.

    Непосредственно регулирующим статус беженца на международном уровне является Конвенция о статусе беженца, принятая 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года (далее Конвенция) и Протокол к ней 1967 года[5]. Участниками данной Конвенции являются 146 государств, в том числе и Российская Федерация, на территории которой действует Федеральный закон от 19 февраля 1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее Федеральный закон) [9]. Согласно подпункту 2 пункта А статьи 1 Конвенции 1951 г беженцем является «лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». Федеральный закон уточняет, что данное лицо не является гражданином Российской Федерации. Как мы видим из указанных актов, основаниями для признания лица в качестве беженца являются угроза жизни и здоровью по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

    «Основой для заявления о получении статуса беженца может также стать нейтральная позиция, например, в условиях гражданской войны, когда лицо, которое остается нейтральным в сложившихся обстоятельствах, может рассматриваться любой из сторон политическим оппонентом, что в свою очередь может стать причиной преследования» [8]. Так случилось и в наших примерах. В Украине жители Луганской и Донецкой областей в силу военных конфликтов были вынуждены просить убежища у России, а сегодня миграционный кризис заполонил всю Европу.

    Рассмотрим права, предоставляемые беженцам согласно Конвенции 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. Одним из основных является запрет на высылку. Данный «принцип, известный как «принцип невысылки», который нередко называют краеугольным камнем международной защиты беженцев, четко прописывается в пункте (1) статьи 33 Конвенции 1951 г., согласно которой государства-участники «не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений»». Однако сегодняшние реалии в Европе говорят об обратном.

   Средства массовой информации передают, что в Венгерский суд 16 сентября 2015 г. «признал мужчину из Ирака виновным в нелегальном пересечении границы страны. Мужчина попал на территорию Венгрии через границу с Сербией 15 сентября. По решению суда его депортируют из страны, а также запретят возвращаться в Венгрию в течение года» [2]. «Это сигнал всем остальным потенциальным нарушителям, что они не должны идти на такие преступления», - заявил судья Кристиан Кеменес, который объявил приговор.

   Гуманно ли решение суда вернуть человека в самый очаг военных конфликтов? Куда он должен бежать, как спастись, если не просить помощи у соседних государств? Лицо было признано виновным на следующий день после незаконного пересечения границы, что является нарушением, на наш взгляд, п. 2 ст. 31 Конвенции 1951 г. Да, Конвенция содержит ряд оснований, позволяющих выдворить лицо, если беженец представляет очень серьезную угрозу безопасности, однако даже в этом случае Конвенция регламентирует, что в случае возникновения угрозы подвергнуться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию выдворение запрещено.

   Реализуя права граждан на удовлетворение первичных потребностей и нормальную жизнедеятельность, Российская Федерация летом минувшего года для украинских беженцев создала соответствующие условия для проживания на своей территория и обеспечения их безопасности: беженцев устроили в центры временного размещения, отвечающим санитарным требованиям; обеспечили денежным пособием, «всего авиацией МЧС и автотранспортом перевезено свыше 360 тонн гуманитарной помощи беженцам из юго-восточных регионов Украины» [7], помимо этого украинским беженцам были предоставлены места в образовательных учреждениях, в высших учебных заведениях, в курортно-оздоровительных комплексах и т.д.

   Европа ответила на эти «благородные» действия России экономическими санкциями. Тогда они не ожидали «эффект бумеранга». Европейские государства не были готовы к такому количеству мигрантов и, на сегодняшний день, предпринимают свои методы борьбы. К примеру, «МВД Австрии сообщило, что на границе со Словенией будет возведен забор, а также ряд фортификационных сооружений, чтобы контролировать поток прибывающих беженцев» [1], в «Швеции произошел десятый случай поджога за последний год» [3], сообщают новости.

    Кроме того, «Министерство внутренних дел Словакии объявило, что предоставит убежище лишь 200 сирийцам-христианам. Пресс-секретарь МВД Микаэла Пауленова сказала, что именно христиане «имеют большой потенциал для безболезненной интеграции в наше общество». Она добавила, что в Словакии немного мусульман, а мечетей вообще нет»[4].

    «Председатель комитета по европейским делам в нижней палате чешского парламента Ондрей Бенесик заявил: «Население Чехии долгое время было очень однородным, мы не привыкли ни к разным культурам, ни к другим расам. Многие могут обвинить нас в расизме или ксенофобии. Я бы назвал это осторожностью» — заявил он» [6].

   Не является ли это выражением дискриминации, что запрещается основополагающими международными пактами о правах человека, в том числе и Конвенции о статусе беженца 1951 г. и Протокола к ней 1967г.?

   Да, конечно никакое государство не хочет обеспечивать жизнь мигрантов в ущерб своих граждан. Граждане принимающего государства тоже ни в чем не виноваты и не обязаны делить экономический потенциал, рассчитанный на определенное количество населения. Однако в таких ситуациях необходимо всем объединиться и протянуть руку помощи так, как это сделали российские граждане. Когда как не сейчас должно быть проявление гуманизма, международного сотрудничества, реализация уважения прав и свобод. На сегодняшний день международные организации, содружества государств и каждое государство должно позаботиться о балансе интересов местных жителей и вытесненных войной беженцев.

Список литературы

1.     Австрия построит на границе со Словенией забор против мигрантов [Электронный ресурс]. URL: http://rrnews.ru/articles/u9640/2015/10/29/126017 (дата обращения: 29.10.2015).

2.     В Венгрии привлекли к ответственности первого беженца за нелегальное пересечение границы. ООН [Электронный ресурс]. URL: http://goloskarpat.info/rus/boundless/55fa59193c701/ (дата обращения: 29.10.2015).

3.     В Швеции подожгли очередной центр приема беженцев [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2361073 (дата обращения: 29.10.2015).

4.     ЕС и ООН раскритиковали Словакию за отказ принимать мигрантов-мусульман [Электронный ресурс]. URL:http://www.unian.net/world/1114014-es-i-oon-raskritikovali-slovakiyu-za-otkaz-prinimat-migrantov- musulman.html (дата обращения: 29.10.2015).

5.     Конвенция          о       статусе         беженцев          28        июля        1951        г.        [Электронный           ресурс].          URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 29.10.2015).

6.     Мигранты наводняют Европу [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/08/19/7697201.shtml (дата обращения: 29.10.2015).

7.     Путин:  Россия  будет  оказывать  помощь  беженцам  с  Украины       [Электронный  ресурс].  URL: http://tass.ru/obschestvo/1291305 (дата обращения: 29.10.2015).

8.     Учебный модуль, подготовленный Отделом международной защиты УВКБ ООН // Официальный веб-сайт ООН [Электронный ресурс].URL: http://unhcr.ru/fileadmin/files/docs/Documents/General_documents_and_manuals_UNHCR/training_aids/O%D0 %BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1% 82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%86 %D0%B5%D0%B2.pdf (дата обращения: 29.10.2015).

9.     Федеральный закон от 19 февраля 1993 №4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп. от 22 декабря 2014г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.10.2015).