Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНОНИМНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять  по нему решение.  Часть  7  ст. 141  УПК  РФ  предусматривает,  что  анонимное  заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. В этой связи возникает вопрос: какие заявления следует признавать анонимными? Действующий уголовно-процессуальный закон не дает ответа на этот вопрос.

УПК РСФСР ничего не упоминал об анонимных заявлениях, о том, могут ли они выступать поводами к возбуждению уголовного дела.

2 февраля 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ № 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» [5], в котором указал, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признавалось анонимным и рассмотрению не подлежало.

В уголовно-процессуальной литературе как анонимные предлагается, в частности, понимать заявления без подписи или за подписью вымышленного лица [9, с. 100]; заявления, не содержащие сведений об авторе, исполненные от имени вымышленных лиц или лиц, реально существующих, но их не писавших [8, с. 116], заявления, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы) [10, с. 293]. Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государств-участников СНГ, разработанный под эгидой Межпарламентской ассамблеи государств- участников СНГ [1], под анонимными понимает неподписанные или подписанные подложной подписью либо написанные от имени вымышленного лица сообщения о преступлении (ст. 221).

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3] гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ставит личную подпись и дату. Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ,  ответ на данное  обращение   не дается.  Однако если  в этом  обращении  содержатся  сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем,     совершающем     или     совершившем,     обращение     подлежит     направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В соответствии с п. 45 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных  правонарушениях,   о происшествиях,   утвержденной   приказом   МВД   России от 29.08.2014 № 736 [7], если в ходе проверки заявления (сообщения)  о преступлении установлено, что в качестве   заявителя  указано лицо,  не обращавшееся  в территориальный  орган  МВД  России,  либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным. По решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России признанные анонимными заявления и сообщения о преступлении и материалы их проверки направляются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности (п. 45 Инструкции).

В соответствии с п. 28 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета РФ от 11.10.2012 № 72 [6], если анонимные сообщения о преступлении поступили в следственный орган Следственного комитета РФ и указанная в таких сообщениях информация о совершенном или готовящемся преступлении требует незамедлительной проверки, то она по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ либо его заместителя должна быть немедленно передана по принадлежности в орган, осуществляющий оперативно-розыскную  деятельность, или  иной  государственный орган в соответствии с компетенцией.

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет понятие «анонимный» следующим образом – «без указания имени того, кто пишет, сообщает о чем-нибудь, без подписи» [11, с. 25]. Поскольку в момент поступления заявления о преступлении неизвестно, кем оно подписано, а в соответствии со ст.ст. 141 и 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять любое подписанное заявление о преступлении, как анонимные, думается, следует рассматривать заявления без подписи (не подписанные) или за подписью заведомо вымышленного лица.

Между тем, в УПК РФ целесообразно установить, что письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем с указанием фамилии, имени, отчества, данных о его месте жительства, работы или учебы. Эти заявления могут быть проверены непроцессуальным путем –административным (так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [4], одним из основных направлений деятельности полиции является выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам) или путем осуществления оперативно-розыскной деятельности (в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], одной из задач оперативно-розыскной деятельности является выявление преступлений).

Возникает вопрос, как поступать в том случае, если после принятия заявления при его проверке окажется, что оно подписано вымышленным лицом, или лицом, реально существующим, но его не писавшим. Представляется, в данном случае необходимо составить рапорт об обнаружении признаков преступления (с указанием в рапорте, что сообщение о преступлении получено из анонимных источников) и приложить его к материалам проверки.



Список литературы

 

1.       Модельный Уголовно-процессуальный Кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств: принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств- участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 года // https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/ihl-nat-2.htm.

2.     Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

3.     Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060

4.   Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

5. Указ Президиум Верховного Совета СССР 2 февраля 1988 г. № 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 6. Ст. 94 (Утвержден Законом СССР от 26 мая 1988 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 361).

6.      Инструкция  об организации  приема,  регистрации  и проверки  сообщений  о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации:  утверждена  приказом  Председателя  Следственного  комитета  РФ от 11.10.2012 № 72 // Российская газета. 2013. 06 марта. № 48.

7.       Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: утверждена приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 // Российская газета. 2014. 14 нояб. № 260.

8. Вандышев В. В. Уголовный процесс: Конспект лекций. СПб.: Питер, 2002. 352 с.

9. Жогин Н. В., Фаткуллин Ф. Н. Возбуждение уголовного дела. М.: Госюриздат, 1961. 207 с.

10.       Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. М. Лебедева. М.: Спарк, 2002. 991 с.

11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.