Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

   С момента появления первого оружия прошли тысячелетия и на сегодняшний день в мире известно множество различных его видов, многие из которых представляют большую угрозу для человека. Вполне естественно, что любое гражданское общество обязано оградиться от неправомерного использования оружия. Незаконный оборот оружия в Российской Федерации на сегодняшний день является одним из наиболее тяжких видов преступлений, которые не только угрожают общественной безопасности, но и безопасности государства в целом. Данный факт отмечает А.А. Толкаченко: «…неправомерный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является одним из серьезных факторов, не способствующих улучшению криминогенной обстановки, обусловливающих рост организованной преступности, терроризма в стране, и представляет реальную угрозу государственной, общественной и личной безопасности. В России нет ни одного региона, где бы ни было преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия».78

   В Российской Федерации оборот оружия контролируется Федеральным законом № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – ФЗ «Об оружии»)79, который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

   В указанном нормативно-правовом акте даѐтся понятие оружия: «Оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов».80

    Также в данном законе выделяется, что оружие бывает огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное, огнестрельное оружие ограниченного поражения, оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие, копия старинного (антикварного) оружия, реплика старинного (антикварного) оружия, списанное оружие.

    Следует подчеркнуть, что в данной статье будет рассматриваться преимущественно оборот огнестрельного оружия и его основных частей. Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

    Сосредоточение оружия в руках у гражданского населения приводит к значительному числу насильственных преступлений, а также росту числа жертв. В условиях политической нестабильности, проведении ряда митингов, пикетов и шествий это может также привести и к значительной опасности конституционному строю Российской Федерации.

 

78   См.: Толкаченко А.А. Комментарий к постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 6 февраля 2007 года № 7) // Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам под ред. В.М. Лебедева : Норма. – М., 2008 г.

79   См.: Об оружии :федер. закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ : принят Гос. Думой 13 ноября 1996 г. : по состоянию на 1 февраля 2013 г. // Собр.законодательства Рос. Федерации – 1996 г. - № 51, ст. 5681.

80   См.: Там же

    

   Подтверждением сказанному может служить статья С.А. Григорянца, где он пишет: «… специфика преступлений, связанных с незаконным оборотом, хищением либо вымогательством оружия, состоит в том, что они способны стимулировать совершение различных видов тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых с применением оружия. Это подтверждается судебно-следственной практикой: нередко таким преступлениям, как терроризм, бандитизм, убийство, захват заложника, разбой и другим предшествуют незаконное приобретение, изготовление, ношение, хранение, хищение, контрабанда, сбыт оружия».81

   Продолжается насыщение общества оружием как в сфере законного владения им, так и находящегося в криминальном обороте. Все это приводит к увеличению тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных с его использованием, вызывающих, как правило, большой общественный резонанс.

    Так, согласно статистической отчетности МВД России в 2011 году зарегистрировано 7443 преступлений, совершенных с применением оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, из них: 1649 убийств и покушений на убийство (ст. 105, 106, 107 УК РФ), умышленных преступлений тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), разбойных нападений (ст. 162 УК РФ), террористических актов (ст. 205 УК РФ) – 20, бандитизм (ст. 209УК РФ) – 13.

    Продолжает оставаться в незаконном владении у граждан большое количество предметов вооружения, что представляет серьезную угрозу общественной безопасности. По данным ГИАЦ МВД России на 1 января 2012 года в розыске находилось 227117 единиц огнестрельного оружия, в том числе 23883 автомата, 29864 пистолета и револьвера, 2810 гранатометов, 75 переносных ракетных установок.

    Согласно оперативным сводкам МВД России, в 2011 году у преступников изъято 1557 единиц различного огнестрельного оружия, 985 гранат, 1106 выстрелов к подствольному гранатомету, 814 мин, 2318 снарядов, 349 взрывных устройств, 2,4 тонны взрывчатых веществ.82

   Оружие все чаще становится предметом различных преступных посягательств. Отмечается рост числа групповых хищений оружия, что свидетельствует о повышенной опасности и дерзости совершаемых преступлений.

   Практика свидетельствует, что основные мотивы хищений оружия - корыстные побуждения (свыше 50%), намерения совершить другие преступления с его использованием и желание иметь предметы вооружения в личном пользовании83.

    Исходя из большой социальной опасности незаконного оборота оружия, главной задачей всех правоохранительных органов, органов государственной власти, а также в целом всего населения является борьба с незаконным оборотом оружия. Но каким образом оружие попадает в незаконный оборот? Как показали результаты исследования, и анализ специальной литературы, основными источниками незаконного оборота оружия являются: а) нападение на лиц,  имеющих оружие, с целью завладения им; б) хищения с  объектов хранения; в) утрата оружия; г) хищения с объектов его производства, а также и нелегальное производство; д) приобретение оружия с мест незаконных раскопок; е) из «горячих точек»; ж) контрабанда оружия из-за рубежа, стран ближнего и дальнего зарубежья.

   Особого обсуждения в рамках нашей статьи заслуживает контрабанда оружия. Остановимся на нем подробнее. Контрабанда оружия представляет собой деятельность организованных преступных групп, как правило, транснациональных по перемещению оружия, его составных частей, боеприпасов через таможенную и государственную границу Российской Федерации84.

   Контрабанда оружия является одной из разновидностью незаконного оборота и поэтому социальные последствия от контрабанды оружия такие же, как и у незаконного оборота оружия.

   Основным каналом контрабанды, наряду с т.н. «зеленым» участком на государственной границе являются пути международного сообщения, морские, воздушные, автомобильные и железнодорожные пункты пропуска через государственную границу.

   Рассматривая основные факторы, влияющие на раскрытие преступлений, связанных с контрабандой огнестрельного оружия, В.И. Михайлов и А.В. Федоров выделяют главный из них – низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и таможенных органов Российской Федерации по организации и тактике выявления лиц-контрабандистов, а также низкая степень координации деятельности и информационного обмена.85 Тоже самое подчеркивается в монографии по совершенствованию межведомственного взаимодействия в борьбе с таможенными преступлениями, подготовленной группой авторов: «в настоящее время борьба правоохранительных ведомств с преступностью в таможенной сфере носит преимущественно бессистемный характер, несмотря на созданную в постсоветский период нормативную базу, определяющую основные аспекты организации взаимодействия правоохранительных органов»86.

 

81   См. : Григорянц С.А. Факторы, детерминирующие незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука и образование. – г.Ростов-на-Дону, февраль 2011 г.

82   Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2012 года / официальный сайт МВД России.URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/804701/ (дата обращения 03.02.2013 г.)

83   См. Бюллетень Верховного суда Рос. Федерации :2002 г. - № 12

84   Ст. 226.1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации – 1996 г. - № 25, ст.



    Из сказанного, а главное исходя из интересов оперативно-розыскной практики, просматривается общность интересов и необходимость повышения эффективности деятельности, в том числе на основе взаимодействия оперативных подразделений пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов87 в борьбе с контрабандой оружия и повышении результативности.

    Поскольку совокупные негативные последствия от уголовно-наказуемой контрабанды затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности российского общества и функционирования государственных институтов, совершенствование форм и методов противодействия этому посягательству становится исключительно актуальной задачей. Организовать подобное эффективное противодействие контрабанде оружия возможно только на основе совершенного уголовного, уголовно-процессуального, таможенного и иных видов законодательства, правильного и однозначного толкования его положений правоприменительными органами, а также объединения усилий различных правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации.

     

85   См.: Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности // «Юридический центр Пресс». – Спб., 1999 – стр. 49-50

86   См.: Зубая А.В., Жбанков В.А., Козловский А.Ю., Кувалдин В.П. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества правоохранительных органов России в борьбе с таможенными преступлениями // Российская таможенная академия. – М., 2009. – с. 58

87   Согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту оружия и боеприпасов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

Список литературы

1.        Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 3 февраля 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации – 1996 г. - № 25, ст. 2954.

2.        Об оружии: федер. закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ : принят Гос. Думой 13 ноября 1996 г.: по состоянию на 1 февраля 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации – 1996 г. - № 51, ст. 5681.

3.        О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 12 марта 2002 г. № 5: в ред. постановления Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 6 февраля 2007 г. № 7 // Рос.газета – 2002 г. - № 48

4.        Григорянц С.А. Факторы, детерминирующие незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука и образование. – г.Ростов-на-Дону, февраль 2011 г.

5.        Зубая А.В., Жбанков В.А., Козловский А.Ю., Кувалдин В.П. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и международного  сотрудничества правоохранительных органов России в борьбе с таможенными преступлениями // Российская таможенная академия. – М., 2009. – с. 58

6.        Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности // «Юридический центр Пресс». – Спб., 1999 – стр. 49-50

7.        Толкаченко А.А. Комментарий к постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 6 февраля 2007 года № 7) // Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам под ред. В.М. Лебедева: Норма. – М., 2008 г.