Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ ОТ ПРЕСТУПНОГО НАСИЛИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Насильственная преступность, как и прежде, занимает влиятельное место в ряду преступных посягательств, совершаемых на территории страны, что является отражением не только обострения криминогенной обстановки, но и острой необходимости в научных разработках, использование которых позволит снизить уровень виктимизации общества, удовлетворить потребности практики в рекомендациях по совершенствованию правоприменительной деятельности [3].

Обеспечение эффективной защиты всего комплекса прав потерпевших от преступлений является важной задачей государства. Многие потерпевшие не могут самостоятельно реализовывать свои права и осуществлять юридические обязанности по причине своей беспомощности (малолетний и пожилой возраст, инвалидность, граждане, страдающие физическими и психическими недостатками, соматическими заболеваниями).

Действующее уголовное законодательство не дает правового понятия беспомощного состояния потерпевшего и не устанавливает юридических и медицинских критериев его оценки. Отсутствие нормативного определения понятия и критериев оценки беспомощного состояния потерпевшего приводит к неоднозначному или необоснованно расширительному толкованию этой правовой категории, либо к сужению сферы ее применения только по ограниченному кругу составов преступлений. Очевидно, что полное и точное определение в законодательстве понятия и критериев беспомощного состояния потерпевшего исключит на практике субъективное понимание и толкование,при этом определение беспомощного состояния должно носить универсальный характер и одинаково толковаться применительно ко всем статьям уголовного закона.

Беспомощное состояние потерпевшего в уголовно-правовом смысле рассматривается нами как физическое, психическое или психофизиологическое состояние человека, при котором он лишен способности принимать меры, необходимые для самосохранения, в момент преступного посягательства на его жизнь, что обусловлено тяжким заболеванием, психическим расстройством, возрастом, умственной неразвитостью или бессознательным состоянием, иными внешними факторами.

В связи с повышением уровня виктимизации лиц, находящихся в беспомощном состоянии, все наиболее актуальными становятся   проблемы уголовно-правовой охраны   их прав, свобод и законных интересов, разработки конкретных рекомендаций по виктимологической профилактике, направленной на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение данной категории потерпевших, снижение их вторичной виктимизации, обеспечения их виктимологической безопасности [1, с.22].

Виктимологическая безопасность беспомощных потерпевших от насильственных преступлений в сфере правоохранительной деятельности рассматривается автором как процесс обеспечения со стороны правоохранительных органов защищенности беспомощных потерпевших от виктимологических угроз (оказание правовой, медицинской, социальной и психологической помощи, консультативной помощи по возмещению причиненного вреда от насильственных преступных посягательств), а также восприятие уровня такой защищенности обществом и государством.

Имеющиеся пробелы в законодательстве и в организационном обеспечении не позволяют в полной мере включить виктимологическую профилактику в арсенал профилактической деятельности, поэтому органы внутренних дел вынуждены осуществлять профилактику преступлений в «усеченном» виде, воздействуя, как правило, на потенциального и реального преступника, без максимального использования возможностей виктимологической профилактики, что, в конечном итоге, сказывается на росте преступности и напряженности криминогенной обстановки в целом              [2, с. 41].

Отсюда у граждан растет чувство неуверенности в способность государства и органов внутренних дел защитить их от криминального насилия, надежно обеспечить охрану общественного порядка, вследствие чего многие граждане разрешают свои проблемы при помощи авторитетных сил криминальных структур или осуществляют самосуд над лицами, совершившими противоправные деяния.

Потерпевший чаще всего вынужден сам добиваться защиты своих прав, получая при этом дополнительные неудобства и страдания.

В этих условиях формирование государственной виктимологической политики как самостоятельного направления криминологической политики, представляющей собой целостную систему многоуровневого виктимологического предупредительного воздействия на преступность со стороны государства, его институтов и общества является очевидным.

Под виктимологическим воздействием на преступность следует понимать систему общесоциальных и специальных мер, направленных на виктимное поведение жертв преступных посягательств, связанное с устранением, нейтрализацией или уменьшением факторов, обуславливающих или способствующих их виктимизации.

Данное направление в общей системе предупреждения преступлений включает в основном систему мер виктимологической профилактики, где «виктимологическая защита беспомощных потерпевших» должна стать перспективным направлением в общепредупредительной деятельности правоохранительных органов, что позволит в конечном итоге повысить уровень защищенности граждан от преступных деяний и вместе с тем стабилизировать весьма непростую виктимологическую ситуацию в обществе [2,с.57].

В зарубежных государствах значимую роль в этом сложном механизме чаще всего выполняют не государственные структуры, а общественные организации, созданные с целью защиты интересов жертв преступлений, оказания им помощи и противодействия рецидивной виктимизации. Например, во Франции действует Национальный институт помощи жертвам преступлений (INAVEM); в Нидерландах - Национальная организация поддержки жертвы (NOVS); в США – Национальная организация помощи жертвам (NOVA).

Впрочем, виктимологическая профилактика, как правило, ограничивается на данное время только вынесением представлений и профилактическими беседами с жертвами криминального насилия.

Соответственно, комплексное использование возможностей виктимологической профилактики, ориентированной, прежде всего, на охрану прав, свобод и законных интересов беспомощных потерпевших от насильственных преступлений, в совокупности с иными мерами предупредительного воздействия, будет содействовать уменьшению уровня преступности и стабилизации криминогенной обстановки, в целом. Обозначенные проблемы актуализируют необходимость поиска путей, направленных на повышение эффективности профилактической деятельности органов внутренних  дел, одним из которых  и является совершенствование теоретических, правовых и организационных основ виктимологической профилактики преступлений, разработка соответствующего направления в деятельности органов внутренних дел.

Исходя из приведенного определения можно выделить следующие направления виктимологической профилактики насильственных преступлений, совершаемых в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии:  выявление виктимогенных факторов, обеспечение безопасности беспомощных потерпевших, их правовой и социальной защиты для сведения к минимуму возможности повторной виктимизации, совершенствование правовой базы (законодательство, ведомственные приказы МВД РФ) в целях повышения эффективности защиты сотрудниками правоохранительных органов данных потерпевших.

Список литературы

 

1. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. Тамбов: Першина, 2005.

2.     Салева Н.Н. Проблема учета беспомощного состояния потерпевшего при квалификации сопряженного убийства, предусмотренного п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ // Уголовное право. - 2006. - N 9.

3. Электронный ресурс: www.mvd.ru. URL: https: // mvd.ru / request_main (дата обращения:26.11.2017)