Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ ПО СТ. 226 УК РФ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Нынешняя редакция ст. 226[1] УК РФ не совершенная с позиции законодательной техники. Но, и в этом виде норма активно применяется правоохранительными органами, что позволяет повысить уровень противодействия преступности.

Дифференциация социальных и правовых факторов, влияющих на статистическую кривую преступности, необходима для реалистичной оценки действительных изменений в ее динамике. Важно различать, отражают ли снижение или рост преступности по статистическим показателям реальные изменения уровня и структуры преступности или изменения в законодательной характеристике круга уголовно наказуемых деяний и т.д.[1].

Прежде всего, хочется сказать рассматриваемый состав относится к категории дел публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК РФ).

На таможенные органы возложены важнейшие функции по обеспечению экономической безопасности государства, они выступают гарантом защиты экономических интересов на международном уровне. В том числе посредством реализации правоохранительной функции таможенных органов – борьбы с контрабандой. В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по ст. 226[1] УК РФ производится следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Неотложные следственные действия ст. 226[1] УК РФ производят таможенные органы. Процессуальной особенностью в практике применения можно назвать что, в соответствии с. ч. 5 ст. 151 УПК РФ[2] предварительное следствие по ст. 226[1] УК РФ может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления. Альтернативная особенность этой категории дел с одной стороны, скорее всего, обусловлена возможностью оперативного выявления и незамедлительного возбуждения уголовных дел, но с другой стороны можно говорить о «нелогичности» законодателя. И, один орган, специализируясь на расследовании одних видов преступлений без специализации, наделен полномочиями для расследования других видов преступлений в соответствии с УПК РФ.

В целом, существующее положение таможенных органов в УПК РФ предопределено обязанностью выполнения основной правоохранительной функции, но хотелось бы наряду с неотложными следственными действиями увидеть в законе расширение полномочий таможенных органов.

Так,  в  2016  году,  наибольшее  количество  уголовных  дел  возбуждено  по  контрабанде сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226[1] УК РФ) – 206 уголовных дела[3].

Статистика позволяет говорить о том, что динамика преступности представляет абсолютный показатель роста. Только в период девяти месяцев 2017 г. (169) уже примерно сравнялся с показателем 2016 года в целом. Также, интересным представляется соотношение количества возбужденных уголовных дел, например по 2015 г. – 1617 уголовных дел, с обвинительным приговором – из них по – 69 уголовным делам.

Возникает вопрос о процессуальных аспектах доведения следствия до судебного приговора (за исключением УД прекращенных в связи с деятельным раскаянием – 3).

Также, справедливо по этому вопросу мнение Жбанкова В.А.: «целесообразно отметить нестабильность таможенного законодательства что порождает «разгильдяйство» таможенных органов на этапе предварительного расследования, что влечет повышение уровня латентности. Более того не является исключением сложность реализации уголовной ответственности в отношении неустановленных лиц, что тоже «неоднозначный» процесс»[4].

Но даже с учетом сказанного,1617 возбужденных уголовных дел и 69 обвинительных приговоров из них порождает «недоумение» в отношении применения норм уголовного и уголовно – процессуального права.

Важным представляется, что наибольшее количество уголовных дел возбуждены в связи с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов – 23 дела, что составляет 46% от общего количества уголовных дел (в том числе леса и лесоматериалов – 6 дел, черных металлов (рельсы ж/д б/у) –17) (2015 г. – 14,8%). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года данный показатель увеличился на 65%, т.е. с 8 до 23 дел. Стратегически важные товары и ресурсы в 2013 году не изымались, в 2014 году изъяты стратегически важные товары – пиломатериалы (брусок из сосны обыкновенной стоимостью более 1 миллиона рублей, являющиеся предметом преступления по уголовному делу № 143481.

В связи с контрабандой боеприпасов (патронов) возбуждено 1 уголовное дело (2015 г. – 3, из них: 1 –     боеприпасы и 2 – взрывчатые вещества и взрывные устройства (пиротехнические изделия). Из незаконного оборота изъято боеприпасов 277 шт., патронов 12 – го калибра к гладкоствольному огнестрельному охотничьему оружию (2016 г. – боеприпасов 90 шт., патронов: 16 – го калибра – 40 шт., калибра 5.6 мм. – 50 шт., и пиротехнических изделий общим весом 10,480 кг.). В 2016 году сложилась положительная практика по выявлению преступлений, совершенных в составе организованной преступной группы. Так, возбуждено 6 уголовных дел указанной категории в связи с незаконным перемещением через Таможенную границу ТС лесоматериалов, из них: 5 уголовных дел по ч. 3 ст. 226[1] УК РФ.

Что касается практики назначения наказания по ст. 226[1], то по официальным статистическим данным Судебного Департамента ВС РФ (форма 10 – 1, 10 – а) преобладают наказания: лишение свободы на определенный срок свыше двух лет (преимущественно женщинам, гражданам РФ от 30 – ти до 49 – ти лет); условное лишение свободы; штраф[5].

Осложняет практику применения уголовной ответственности за контрабанду по ст. 226[1]1 УК РФ наличие в уголовных кодексах РФ, РБ, Армении, Кыргызстан, Узбекистана (вскоре – УК Армении), и РК по- разному сформулированных диспозиции статей о контрабанде. Например, ст. 228 «Контрабанда» УК РБ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу РБ (а не через таможенную границу ТС в рамках ЕАЭС) товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению. В УК РК ответственность за контрабанду предусматривается двумя статьями – 209 «Экономическая контрабанда» и 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». При этом, ст. 250 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное перемещение «через таможенную границу ТС и (или) Государственную границу Республики Казахстан»[6]. Поэтому, целесообразным является ввести дефиницию «контрабанда в рамках ТС (ЕАЭС с 2018 г.)», добавить абсолютно определенные санкции, чтобы исключить возможность альтернативной меры наказания независимо от того, где совершено преступление. Более того, в условиях ЕАЭС наказание должно быть одинаковым, и объекты посягательств в соответствующих главах и разделах с учетом общественной опасности контрабанды как негативного социально – правового явления. Основным объектом необходимо выделить – внешнеэкономическую безопасность – стран участниц ЕАЭС.


1 Криминология: учебник / под ред. Ю.В. Чуфаровского. – Москва: Проспект, 2014. – 611с.

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон. [от 18.12.2001 № 174 – ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.

3 Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс]: официальный сайт ФТС России, 2016. – Режим доступа:http: // http: //www.customs.ru (25 апр. 2016 г.).

4   Жбанков В.А. О правовом регулировании борьбы с таможенными преступлениями // Российский криминологический взгляд. – 2014. –№ 1. – С. 198 – 205.

5   Судебная статистика [Электронный ресурс]: сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, 2016. – Режим доступа: http: // www. l http://www.cdep.ru.

6 Федоров А.В. Указ. соч. – С. 152.