Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

     Современное состояние и перспективы российско-китайских отношений заставляют переориентировать большинство социально-правовых институтов обеих держав. «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», обозначен в качестве программного документа, определяющего развитие китайско-российских отношений в новом веке[5]. Процесс крупномасштабных изменений спровоцирован не только наличием протяженной государственной границы, исторически сформированных  интересов и контактов, но и необходимостью общемировой борьбы с трансграничными преступлениями, среди которых значительную часть составляют торговля детьми сопряженная с эксплуатацией.

    Более десяти лет назад эксперты отметили наличие данной проблемы, требующей решения в рамках международного сотрудничества. С момента открытия границ большой интерес китайский и российский криминал проявил к бизнесу по оказанию сексуальных услуг. Сотни российских девушек завозились на территорию Китая, где попадали в фактическое рабство и принуждались к проституции [6,24].

   В настоящее время, рабству подвергаются не только взрослые мужчины и женщины, жертвами преступления все чаще становятся несовершеннолетние, а среди их обидчиков не только преступные организации, но и собственные родители. По сообщению средств массовой информации КНР в провинции Шаньдун задержана преступная группа осуществляющая торговлю младенцами. «Ценовая политика» варьировалась: мальчиков продавали за 245 тысяч юаней, девочек за 146 тысяч, вознаграждение посредников составляло 25-35 тысяч юаней. За несколько лет, преступной группой было совершено одиннадцать сделок подобного рода. Самой младшей жертве было 5 дней, самой старшей не более месяца. В провинции Хайнань были спасены семь мальчиков, подвергшиеся жестокому насилию, которые были сданы родителями в аренду[8]. Общемировой резонанс получили события произошедшие летом 2014 года, в одной из провинций семейная пара продала своих сыновей в рабство, решив таким образом заработать денег для покупки предметов для участия в онлайн-игре[3].

   Не менее утешительной представляется ситуация в России. В Москве, в декабре 2010 года, гражданка России родила ребѐнка мужского пола, после чего, осуществила продажу своего малолетнего сына получив за него 1.200.000 рублей [7].В феврале 2012 года в городе Бикин Хабаровского края, Савченко Ю, продала своего 5- летнего сына за 300 тысяч рублей, при первоначальном требовании в 800 тысяч рублей [4].

   Вышеотмеченное, диктует необходимость обдуманного, научно и практически обоснованного подхода и планирования совместной деятельности по борьбе с эксплуатацией несовершеннолетних. В первую очередь, необходимо совершенствование национального законодательства, позволяющего активизировать международное сотрудничество.

    Китайская Народная Республика представлена в качестве страны транзита и страны назначения для несовершеннолетних, подвергающихся в значительной части сексуальной эксплуатации. Зачастую жертвами рабства становятся люди  из соседних стран, в том числе Вьетнама,  России, Северной Кореи. Продолжают поступать сообщения, что китайские дети, вовлеченные в занятие проституцией, а также различные формы принудительного труда, включая попрошайничество, воровство. Имеются также сообщения об использовании принудительного детского труда при сборе урожая хлопка в провинции Синьцзян[1].

     Обострившаяся ситуация в КНР, обусловила активизацию государственной деятельности по борьбе с данного рода посягательствами. В первую очередь это коснулось совершенствования законодательства. Анализируя правовую базу Китайской Народной Республики, особое внимание необходимо уделить Постановлению Государственного Совета КНР от 2 марта 2013 г. № 19 «Об утверждении Национального Плана КНР действий по борьбе с торговлей людьми на 2013-2020 гг.». Документ достаточно содержателен и определяет основные направления деятельности, среди которых особое внимание уделено борьбе с торговлей и эксплуатацией несовершеннолетними. Так, принципиальными являются позиции по активизации программ планирования семьи, обязательное получение детьми первоначального образования, поддержка студенчества и молодежи. Программа в целом, определяет направления деятельности Народной полиции Министерства общественной безопасности КНР, среди которых особое внимание уделено выявлению фактов торговли детьми и борьбе с рабством. Наряду с указанным, государство заинтересовано в осуществлении процесса адаптации детей, ставших жертвами преступления, в связи с чем, разработаны конкретные программы восстановления социальной роли несовершеннолетних. Среди важнейших направлений зафиксирована необходимость международного сотрудничества, реализуемая в обмене информационном, аналитическом, методическом[2].

      Тем не менее, говорить о наличии идеального механизма противодействия торговле детьми не приходится. Уголовный закон КНР, предусматривающий ответственность за указанную категорию преступлений, несколько сокращает возможности правоприменителей. Отсутствие разъяснений категории «продажа» и «покупка» человека затрудняет объективное понимание сущности общественно опасного деяния. К примеру, среди немногочисленных  норм,  предусматривающих  защиту  от  рабства,  представлена  статья  244УК  КНР «Принуждение рабочих к труду посредством ограничения свободы человека организациями, использующими рабочую силу, в нарушение положений трудового законодательства».Однако содержательная часть нормы весьма ограничивает круг потерпевших, не позволяя говорить об универсальности ее применения даже в отношении несовершеннолетних. Соответственно, наличие столь перспективного плана борьбы с торговлей людьми, позволяющего достаточно объективно скорректировать деятельность в этом направлении, обеспечивая государство необходимыми уголовно-правовыми средствами, в тоже время, ни в коей мере не повлияло на совершенствование уголовного законодательства, что негативно сказывается на практике реализации, как норм уголовного закона, так и перспективных положений плана.

    Диаметрально противоположная ситуация происходит в Российской Федерации. Многочисленные изменения коснулись уголовного закона, предусматривающего ответственность за торговлю несовершеннолетними сопряженную с эксплуатацией. Примечание ст. 127.1 УК РФ содержит понятие эксплуатации человека присущее торговле людьми. Содержательная часть данной категории не является самостоятельной разработкой российского законодателя, а заимствована из ратифицированных международных документов, однако позволяет определить границы криминальной купли-продажи человека. Наряду с указанным, преступления против свободы личности, содержат категорию рабского труда, позволяя тем самым говорить, о различии таких понятий как эксплуатация и рабский труд. Однако при относительной содержательности уголовного закона, в отличие от КНР, мы лишены объективного плана противодействия столь опасного преступного посягательства как торговля людьми, содержащего все элементы категории рабства. На наш взгляд, отсутствие унифицированного плана не позволяет в полной мере скорректировать направления уголовной политики, механизм борьбы с преступлениями, а равно направления по предупреждению и пресечению преступной деятельности в отношении несовершеннолетних. Нельзя не принять во внимание и необходимость разработки механизма помощи  жертвам преступлений, особенно если  ими  становятся  несовершеннолетние, требующие особого подхода. Бесспорно, наличие норм уголовного закона не способно в достаточной мере отразить направления совершенствования системы борьбы с преступностью в целом, и некоторыми наиболее общественно опасные деяния, имеющими статус опасности международного уровня.

    Изложенное, позволяет сделать вывод, о необходимости преодоления определенных проблем, возникающих при реализации национального законодательства в борьбе с преступлениями международного характера. В большей степени это относиться к несовершенству механизма в целом. Восприняв опыт других государств, в нашем случае, Китайской Народной Республики, обратившись к положениям Постановления Государственного Совета КНР от 2 марта 2013 г. № 19 «Об утверждении Национального Плана КНР действий по борьбе с торговлей людьми на 2013-2020 гг.», целесообразно проанализировать наиболее перспективные его положения. В частности, наличия программ, направленных на профилактику негативных явлений и процессов, порождающих торговлю детьми. В то же время, законодателю Китайской Народной Республики, можно обратиться к опыту российских коллег, о заимствовании ряда уголовно-правовых категорий, регламентированных международными положениями, в целях совершенствования и единства понятийного аппарата и соответственно механизма противодействия торговле и эксплуатации несовершеннолетними.

 

Список литературы

1. China National Plan of Action on Combating Trafficking in Women and Children (2008-2012) [ Электронный ресурс ] // URL: http://www.humantrafficking.org/countries/china/

2. 国务院办公厅关于印发中国反对拐卖人口行动计划(2013—2020年)的通知, 国务院办公厅2013年3月2日19号 / Постановление Государственного Совета КНР от 2 марта 2013 г. № 19

«Об утверждении Национального Плана КНР действий по борьбе с торговлей людьми на 2013-2020 гг.» / Пер. А.Ю. Манцуров

3.      В Китае родители продали детей в рабство ради игры [Электронный ресурс] // URL: http://piter. tv/event/ V_Kitae_roditeli_prodali_ detej_v_rabstvo_radi_igri/(дата обращения 15.10.2014)

4.      Вынесен приговор за покушение на продажу ребенка. [08.11.2012] [Электронный ресурс] URL: http:// bikinsky.hbr.sudrf.ru/ modules.php?name=press_dep&op=11&cl=1&did (дата обращения 13.11.2014)

5.      Московское совместное заявление глав государств России и Китая // Сборник российско-китайских документов. 1999 — 2007. М, 2007. С. 153.

6.      Нырова Н.Н. Китайские компании приграничной торговли и  их место в международной преступной деятельности. Хабаровск, 2003. С. 24.

7.      Приговор Зеленоградского районного суда г. Москвы 05.04.2011 года по обвинению Канацуй М.М.// Архив Зеленоградского районного суда г.Москвы за 2011 год. Уголовное дело №1-154/2011

8.      Торговля детьми в Китае [Электронный ресурс] // URL:http://voprosik.net/ (дата обращения 10.11.2014)