Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ, СОВЕРШЕННУЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ К ЛИЦУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ТАМОЖЕННЫЙ ИЛИ ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Одним из квалифицирующих признаков контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ является ее совершение с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

   К лицам, осуществляющим таможенный контроль, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, относятся должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Помимо вышеуказанных лиц, к потерпевшим по данной категории дел могут быть отнесены эксперты и специалисты других государственных органов, привлекаемые для оказания содействия таможенным органам в проведении таможенного контроля.

   В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

    Спорным является вопрос – в данной норме имеется ввиду физическое или психическое насилие. В п. 18 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 г. Москва «О судебной практике по делам о контрабанде» говорилось, что по пункту «в» части 3 статьи 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

    Родина Л.Ю. считает, что уголовно-правовое значение для данного квалифицированного вида контрабанды имеет лишь физическое насилие [6].

   Аналогичной точки зрения придерживается Васильчиков И.С., который указывает, что насилие может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также в убийстве лица, осуществляющего таможенный контроль. Угроза насилием, не реализовавшаяся в фактическом применении, не дает основания для квалификации контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль [1].

     Кочубей М.А. утверждает, что поскольку законодатель при формулировании квалифицированного признака контрабанды «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль», не использовал термин «а равно с угрозой его применения», то имеется ввиду лишь физическое насилие.

    Савчишкина О.Г. указывает, что насилие как признак квалифицированного состава контрабанды охватывает такие действия и их последствия как нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью лица, осуществляющего таможенный контроль [7]. Однако она считает, что угроза применения насилия необоснованно упущена законодателем при формулировании особо квалифицирующего признака контрабанды.

   Некоторые исследователи считают, что психическое насилие является не менее действенным способом воздействия на потерпевшего и применяется, в большинстве случаев, чаще физического [8]. К психическому насилию может относиться, как угроза применения оружия или гипноз [9], а может угроза распространения каких-либо сведений [4].

   На наш взгляд, психическое насилие применяется гораздо чаще физического, и поэтому можно согласиться с мнением Приходько Н.Ю., которая предлагает дополнить квалифицирующий признак, предусмотренный п. «б» ч. 2 ст. 2261 и УК РФ - «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль» фразой: «либо угрозой его применения» [5].

    В научной литературе нет единого мнения и по вопросу тяжести последствий от насилия, примененного к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Кочубей М.А. проведя сравнительный анализ санкций за соответствующие преступления (ст. 115, 116, 112, ч. 1 и 2 ст. 111, а также ч. 3 ст. 111 и ст. 105 УК РФ), пришла к выводу о том, что под действие данного квалифицированного вида контрабанды подпадает только применение физического насилия, предусмотренного ст. 115, 116, 112, ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ [2]. Мы согласны с данным мнением и считаем, что в том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный или пограничный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 2261 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 «Преступления против жизни и здоровья» УК РФ.

    Следует обратить внимание на то, что такой признак как совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль в статье 2261 УК РФ указан в п. «б» ч. 2, а в статьях 2001 и 2002 вообще не предусмотрен. В статье 2291 он содержится в п. «в» ч. 4, то есть обладает повышенной степенью общественной опасности и является особо квалифицирующим. Если сравнить наказание за применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, предусмотренное в ст. 2261 и ст. 2291 УК РФ, то мы видим, что в первом случае данное преступление относится к категории тяжких (наказание от 5 до 10 лет лишения свободы), а во втором – к категории особо тяжких (наказание от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы).

    Мы согласны с мнением Мешковой В.С и Сучкова Ю.И., которые считают, что законодатель безосновательно отнес к более опасному деянию применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, в случаях контрабандного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и т.д., чем насилие к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль при совершении контрабанды взрывчатых веществ, ядерных материалов, огнестрельного оружия, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, и т.д.  [3]. На наш взгляд, контрабандное перемещение, например,  огнестрельного оружия, радиоактивных веществ или оружия массового поражения представляет даже большую общественную опасность, чем перемещение наркотических средств. Контрабанда оружия зачастую является средством финансирования террористической деятельности.

   Поскольку в УК РФ ответственность за разные виды контрабанды установлена в ст. 2001, 2002, 2261, 2291, считаем целесообразным унифицировать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки в данных нормах.

Список литературы

1.     Васильчиков И.С. Преступления в сфере экономики / И.С. Васильчиков. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 154.

2.     Кочубей М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности: (Уголовно-правовой и криминологический аспект): / М.А. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. С. 102.

3.     Мешкова В.С., Сучков Ю.И. Проблемные аспекты ответственности за контрабанду по Уголовному Кодексу Российской Федерации. // II Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии». Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Калининград, 2014. С.172-175.

4.     Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления. – СПб, 1999. С. 54.

5.     Приходько Н.Ю. Предупреждение органами внутренних дел контрабанды на железнодорожном транспорте. Дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2015. С. 67.

6.     Родина Л.Ю. Ответственность за контрабанду: социально-экономические, криминологические и уголовно- правовые аспекты. – Владивосток, 2004. С. 155.

7.     Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их пекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: монография / О.Г. Савчишкина. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. С. 62.

8.     Степанова О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Челябинск, 2012. С. 18.

9.     Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. Б.В Здравомыслова. М., 2001. С. 178.