Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ТЕРРОРИЗМ»

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению существующей на сегодняшний день проблемы определения такого широко распространѐнного понятия как «терроризм». Рассматриваются некоторые имеющиеся на сегодняшний день в юридической литературе определения, а также законодательное определение этого понятия, существующее в российском законодательстве, в т.ч. анализ его недостатков. Предлагается определение понятия

«терроризм» с учѐтом выявленных неточностей.

Ключевые слова: идеология насилия, международный терроризм, терроризм, устрашение.

 

The article is devoted of consideration of a current problem - the definition of such a common term as «terrorism». Discusses some of the evidence in the legal literature definitions and the legal definition of this term in Russian legislation, including analysis of its incorrectness. Proposed definition of «terrorism» based on identified discrepancies.

Key words: ideology of violence, global (transnational) terrorism, terrorism, intimidation.

 

    Общеизвестно, что сам термин «терроризм» происходит от латинского слова terror, которое означает ужас или страх. При этом сам терроризм, представляя собой сложное социально-политическое явление и общественно опасное деяние, насчитывает многовековую историю. Следует отметить, что обыденное и юридическое понимание терроризма менялось с течением времени, с изменением политической и социально-экономической ситуации в той или иной стране, с развитием юридической мысли и законодательной системы, однако основная его суть оставалась прежней – наведение ужаса и страха на власть, властные структуры и население, которое достигается путѐм совершения жестокого насилия либо угроз насилием, и имеет своей целью устрашение, запугивание или подавление политических противников и конкурентов, навязывание им желательной террористам линии поведения [3, с. 130].

    На сегодняшний день в различных источниках приводится более 100 определений понятия «терроризм». При этом важно отметить, что практически во всех из них присутствуют два главных признака непосредственно террористических действий – насилие и его необходимое следствие – устрашение [5, с. 9].

    Так, в издании «Терроризм в современном мире», подготовленном Центром исследования проблем безопасности РАН, в качестве одного из имеющихся на сегодняшний день определений представлено следующее: под терроризмом и террористической деятельностью понимается сложное социально-политическое, общественно опасное явление, которое имеет длительную историю и существовавшее на протяжении многих веков, представляющее собой сложный конгломерат различных уголовно наказуемых деяний, которые при определѐнной мотивации субъектов преступлений представляют собой конкретные формы террористической деятельности [5, с. 287].

   Различного рода международные организации неоднократно обсуждали тему терроризма и делали попытки дать объяснение данному понятию. В качестве примера можно привести определение терроризму, которое было дано в так называемой Мекканской декларации, принятой на XVI сессии Академии фикха при Лиге исламского мира в 2002 году, в которой терроризм был определѐн как агрессия против человека и произвол по отношению к нему. В этой же декларации было дано определение терроризма как агрессии, к которой прибегают отдельные лица, группы или государства, против человека и посягающей на его религию, жизнь, разум, честь или имущество. Кроме того, в понятие терроризм были включены и не имеющие правовых оснований запугивание людей, угрозу применения силы, причинение им страданий и смерти [5, с. 442].

    Важно отметить, что на сегодняшний день существование множества определений терроризма, трактовок его характеристик и элементов связано с тем, что различные государства по-разному воспринимают террористическую угрозу и определяют адрес еѐ источников, с тем, что трактовка терроризма в значительной степени зависит от методологических или прикладных целей исследования данного феномена [4, с. 19].

   Основную сложность при выработке однозначного толкования терроризма для международного сообщества представляет непосредственное или опосредованное признание справедливости того, что различные народы могут бороться за свою независимость, при наличии противоречивых международно-правовых принципов – с одной стороны, право наций на самоопределение, а с другой – международное признание суверенитета государств. Также не способствует выработке единого понимания терроризма использование различными государствами двойных стандартов при оценке действий тех или иных национальных, религиозных, политических и социальных групп населения [3, с. 133]. Так, в зависимости от того, что удобнее в определѐнной ситуации для конкретной страны, одно государство, проводя оценку деятельности террористических сообществ и организаций, которые используют крайнее насилие для достижения своих политических, сепаратистских, религиозных или националистических целей, признаѐт их борьбой за свободу, а другая страна считает эти же самые действия терроризмом. В последнее время ярким примером проявления политики «двойных стандартов» является внешняя политика США в странах Ближнего Востока, в результате которой в ряде стран произошла так называемая «Арабская весна» и действующие правительства и режимы были свергнуты. При этом в целях реализации своих интересов США активно задействовали региональные террористические организации, оказывая им материальное содействие, а в глазах мировой общественности представляя боевиков террористических организаций как лиц, борющихся за свободу и независимость своей страны.

    Действительно, одним из проблемных моментов является отграничение терроризма от освободительной и национально-освободительной борьбы. При этом следует отметить, что терроризм в основном не носит массового характера и антидемократичен по сути. Но если освободительная борьба представляет собой убийство невинных мирных жителей, женщин и детей, то она не отличается от терроризма. Такая двойственность наблюдалась как в период противостояния в холодной войне двух мировых систем, так сохраняется и на сегодняшний день [3, с. 134].

   На сегодняшний день в связи с распространением террора по всему миру и тем, что он затрагивает одновременно целый ряд государств, важным является появление и юридическое закрепление такого понятия, как международный терроризм, который по сути представляет собой способ устрашения государств (народов, а также этнических или религиозных групп) со стороны международных террористических и экстремистских движений или объединений религиозных фанатиков путѐм проведения террористических актов против государственных и общественных деятелей, сотрудников международных организаций, а также гражданского населения[2, с. 59].

    Таким образом, различие подходов в понимании и оценках терроризма обусловливает и несовпадение определений, даваемых этому явлению.

   Так, в «Юридической энциклопедии» под ред. М.Ю. Тихомирова приводится определение понятия «терроризм», заимствованное из Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в котором в ст. 3 указывается: терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [6, с. 948].

    В Российской Федерации на данный момент указанное определение является общепризнанными и используется в правовой и судебной практике, в т.ч. при квалификации преступлений террористической направленности.

    Необходимо отметить, что действующее в настоящий момент определение понятия «терроризм» нуждается в корректировке ввиду наличия определённых недостатков и неточностей, а именно:

1)    не уточнено, о каком именно идеологическом аспекте применительно к терроризму идѐт речь. При этом с целью отграничения терроризма от иных форм идеологически обоснованного насилия необходимо указание непосредственно на социально-политический характер этого насилия, чего нет в легальной дефиниции;

2)      из буквального толкования фразы о механизме террористического воздействия путѐм устрашения населения или «иных форм противоправных насильственных действий» следует, что к терроризму могут быть отнесены мятеж, массовые беспорядки, военная агрессия, захват власти или другие формы нелегитимного насилия, что неприемлемо к терроризму;

3)    законодателем сужены целевые установки субъектов террористической деятельности и определено, что они сводятся к принуждению принять определѐнные решения только структур, обладающих определѐнным статусом либо имеющих властные полномочия (органы государственной власти, органы местного самоуправления или международные организации). Но важно учитывать, что объектом воздействия террористов часто являются и заранее выбранные ими слои населения, поведением которых они пытаются управлять.

    В качестве примера можно привести массовые грабежи, захват имущества, убийства, изнасилования и иные формы террора в 1990-х годах в Чечне в отношении представителей некоренного, «неэлитного» населения, которые были направлены на достижение конкретной политической цели – их вытеснения из «свободной и независимой Ичкерии». В данном случае субъекты массового террора не пытались воздействовать на какие-то органы власти, т.к. фактически местная власть поощряла эту этническую чистку населения, а федеральная была на тот  момент  бессильна. И устрашение населения  выступало не в  качестве  инструмента  опосредованного воздействия на органы государственной власти, органы местного самоуправления или международные организации, а в роли самостоятельного, прямого рычага воздействия. Это – яркий пример применения террористического метода для достижения социально-политических целей путѐм прямого воздействия на социум, который не «встраивается» в определение терроризма, данное российским законодателем.

    При этом важно учитывать, что в действующих на сегодняшний день международных нормативных актах особое внимание уделяется тому, что терроризм ни при каких условиях не может быть оправдан какими-либо соображениями политического, экономического, социального, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного характера, а лица, виновные в совершении преступлений террористической направленности, должны привлекаться к ответственности в соответствии с законом, и им должно быть назначено наказание с учѐтом тяжести совершенных преступлений.

    Необходимо отметить, что определение понятия «терроризм» в Модельном законе МПА СНГ «О борьбе с терроризмом» в редакции 2004 года более полно характеризовало этот опасный феномен в качестве угрозы безопасности: терроризм – наиболее опасная форма политического экстремизма, связанная с шоковым воздействием на массовое сознание и сознание государственных и общественных деятелей и заключающаяся в применении насилия либо угроз его применения, посредством чего через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели» [4, с. 241].

    Учитывая сказанное, на современном этапе можно предложить следующее определение понятия «терроризм», максимально объективно характеризующее его и как опасное криминальное и социально- политическое явление, и как угрозу  безопасности  общества и государства: терроризм – это идеологически обоснованное и носящее социально-политический  характер  нелегитимное применение насилия  либо угрозы применения такового, посредством которого осуществляется воздействие на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями или дестабилизация их деятельности, а также осуществляется управление в выгодном для террористов направлении поведением физических лиц путѐм их устрашения в целях достижения преследуемых террористами целей.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с послед. изм. и доп.)// «Собрание законодательства РФ», 13.03.2006, № 11, ст. 1146.

2.      Война и мир в терминах и определения. Военно-политический словарь / Под общ. ред. Д.О. Рогозина. – М.: Вече, 2011. – 640 с.

3.      Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии в 2 т. Т. II. Особенная часть: учебник для вузов / В.В. Лунев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 872 с.

4.      Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или Введение в террологию. – М.: КРАСАНД, 2013. – 464 с.

5.      Терроризм в современном мире. 2-изд. / под ред. В.Л. Шульца; Центр исслед. проблем безопасности РАН. – М.: Наука, 2011. – 603с.

6.      Тихомирова  Л.В.,  Тихомиров  М.Ю.  Юридическая  энциклопедия.  Издание  6-е,  дополненное  и переработанное/Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2012. – 1088 с.