Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВО ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2019г.

Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам[1].

Одними из наиболее сложных вопросов, которые стоят на повестке дня современного общества – это вопросы использования природных ресурсов, как известно, не все природные ресурсы являются возобновляемыми, потому от рациональной организации их добычи и использования во многом зависит качество жизни людей, а также перспектива сохранения ресурсов для будущих поколений. Достаточно важно создать действенный правовой механизм, позволяющий урегулировать существующе спорные и проблемные вопросы в рассматриваемой сфере, в связи с чем в Российской Федерации существует право природопользования, под которым понимается установленный нормативно-правовыми актами порядок использования природных ресурсов для удовлетворения экономических и иных потребностей человека и общества.

Дифференциация права природопользования осуществляется по объекту: право общего и право специального природопользования. Право общего природопользования возникает в силу естественных, неотъемлемых прав человека, для того, чтобы данное право реализовать не нужно получать какие-либо специальные разрешения, лицензии. Этот вид природопользования является постоянным, он осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения, а также без предоставления природных ресурсов в пользование[2].

Российское законодательство регламентирует право граждан на использование природных ресурсов для удовлетворения личных потребностей[3]: согласно ст.11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов, в то же время, согласно ч.3 ст.11 гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[4].

Право специального природопользования, в отличие от общего, не возникает автоматически, для его приобретения необходимо получение разрешений уполномоченных органов, как то: лицензий, специальных разрешений. К примерам специального природопользования можно отнести охоту, добычу нефти, природного газа, разработку ресурсов континентального шельфа Российской Федерации[5]. Разрешительный порядок установлен, в частности, в области использования животного мира: порядок предоставления животного мира на территории Российской Федерации в пользование устанавливается Законом о животном мире[6], законодательством в области охоты и охотничьего хозяйства, а также законодательством в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов[7].

Нередко на практике возникают ситуации, когда субъекты права природопользования нарушают требования законодательства, требующего соблюдения разрешительного порядка для использования природных ресурсов.

Нарушение требований, установленных законодательством при осуществлении природопользования, влечет установленную законом ответственность. Так, С.В.Ф. состоящий в обществе охотников и рыболовов, имея охотничий билет, не имея разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки охотпользователя, а именно на добычу косули, зная правила охоты, предусмотренные Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельное законодательные акты Российской Федерации», взяв с собой охотничье ружье … и патроны … на снегоходе … обнаружил особей косули сибирской, находящихся в состоянии естественней свободы, в отношении которых, согласно Приказа Министерства природопользования и экологии России от 30.04.2010 года № 138 утвержден лимит добычи, в нарушении п. 52.14.1 положения Приказа Минприроды России от 16.11.2010 года № 512 «Об утверждении правил охоты», при отлове и (или отстреле охотничьих животных, запрещается применение механических транспортных средств и согласно приложения, в нарушении п. 6 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено», умышленно, с целью незаконной охоты, осуществил отстрел двух косуль. Был привлечен к уголовной ответственности[8].

Приведем пример ситуации, в которой право общего и специального природопользования переплетаются: конструкция права на добычу охотничьих ресурсов должна включать два обязательных элемента: право пользования самими охотничьими ресурсами и право общего землепользования в границах конкретного охотничьего угодья: два составляющих его элемента имеют не совсем одинаковую природу. Если использование осуществляется для собственных нужд, то право пользования охотничьими ресурсами можно рассматривать как разновидность права доступа граждан к природным ресурсам, но это право не будет правом общего природопользования, так как осуществляется платно, а также на основе разрешения. В свою очередь, право передвигаться по землям (право общего землепользования), в том числе для целей охоты, есть разновидность права общего природопользования, которое осуществляется без специального разрешения и бесплатно[9].

Право общего и специального природопользования, являясь объектами общего явления – права природопользования предполагают обеспечение реализации прав субъектов в вопросах использования природных ресурсов, для удовлетворения экономических, а также иных потребностей человека и общества. При реализации прав природопользования необходимо строго и неукоснительно соблюдать требования законодательства, регулирующего правила использования природных ресурсов.


1 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 29.05.2019).

2    Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. Экологическое право - интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. № 4. С. 32 - 38.

3 Абанина Е.Н. Ограничения права на благоприятную окружающую среду в лесном законодательстве // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 36 - 39.

4 Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 342- ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 29.05.2019.

5 Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник. М.: Прометей, 2017. 348 с.

6   Федеральный закон от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 321-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 29.05.2019.

7   Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 928 с.

8 Уголовное дело № 10-15/2019 // Архив Давлекановского районного суда РБ.

9 Ушакова А.П. Правовое регулирование использования земель и земельных участков в границах закрепленных охотничьих угодий // Законодательство и экономика. 2016. № 5. С. 64 - 69.

 

Список источников и литературы

 

 

1.    Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 29.05.2019).

2.   Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 342- ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 29.05.2019.

3.   Федеральный закон от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 321-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 29.05.2019.

4. Уголовное дело № 10-15/2019 // Архив Давлекановского районного суда РБ.

5.   Абанина Е.Н. Ограничения права на благоприятную окружающую среду в лесном законодательстве // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 36 - 39.

6.    Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. Экологическое право - интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. № 4. С. 32 - 38.

7. Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник. М.: Прометей, 2017. 348 с.

8.   Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 928 с.

9.    Ушакова А.П. Правовое регулирование использования земель и земельных участков в границах закрепленных охотничьих угодий // Законодательство и экономика. 2016. № 5. С. 64 - 69.