Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

    Начало ХХI века ознаменовано для мира нарастанием проблем глобального характера и не только в экономической и политической сферах. В последнее время международные организации и правительства различных государств экологическими проблемами озабочены не меньше, чем выходом из мирового экономического кризиса. Нарастание с катастрофической скоростью экологических проблем во многом обусловлено варварским отношением человека к природе и нещадной эксплуатацией природных ресурсов. В результате сегодня мы столкнулись с такими проблемами, как утрата биологического разнообразия, опустынивание, загрязнение атмосферного воздуха, сокращение запасов пресной воды. Не меньший ущерб природе наносят и участившиеся в последнее время катастрофы техногенного характера, причиной которых также во многом становится человеческий фактор. Если нарастание необратимых процессов в природе продолжится, то под угрозу будет поставлено само существование жизни на планете Земля. Именно поэтому большинство развитых в экономическом отношении государств, и в их числе Россия, озаботились в последнее время вопросами защиты окружающей среды.

   Решение на государственном уровне проблем, связанных с экологией, невозможно без понимания, как юридическими, так и физическими лицами жизненно опасных последствий экологических правонарушений, без адекватной оценки гражданами своих прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды. И, естественно, в череде задач по предотвращению экологической катастрофы, стоящих перед современным обществом, на одно из первых мест выступает задача по воспитанию у наших граждан экологического правосознания.

   Несмотря на то, что экологическое правосознание является разновидностью правового сознания, тем не менее, наряду с общими признаками правосознания, ему присущи и отличительные черты и особенности. К их числу можно отнести: волепроявление к природе, ее процессам и явлениям; нормативность; правоустанавливаемость; восприятие, выражение и отражение в формах экологических знаний и оценок окружающей среды, в регулятивных возможностях природоресурсных и природоохранных юридических норм, в эффективности их применения, реализации прав и обязанностей субъектов природопользования и природоохранной деятельности. Кроме того нельзя не отметить тесное взаимодействие экологического правосознания с другими видами форм общественного сознания, а также его конституирующего воздействия на внутреннюю и внешнюю природоресурсную и природоохранную политику государства. Безусловной отличительной чертой экологического правосознания является распространение его действия на специфическую материальную (природопользование) и нематериальную (природоохранение) сферы, а также различение экологического правосознания применительно к различным сферам деятельности [1].

   Неотъемлемыми элементами экологического правосознания являются эколого-правовое просвещение, а также воспитание и образование, осуществляемые в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Только в совокупности эти элементы способны обеспечить необходимые условия для формирования эколого- правовой культуры и экологического правосознания у индивида.

   Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в качестве мер повышения экологической культуры населения указывает на необходимость экологического просвещения населения, включения в учебные планы общеобразовательных учреждений предметов по основам экологических знаний. Кроме того закон предусматривает не только обязательность вооружения руководителей предприятий и организаций знаниями основ законодательства в области охраны окружающей среды, но и строгие наказания за нарушение установленных законодательством норм [4].

   То, что на первое место поставлена задача экологического просвещения не случайно,  так как это наиболее эффективный способ воздействия на разум людей через формирование у них системы знаний, умений и навыков в сфере взаимоотношений общества и природы. Сегодня экологическое просвещение выступает важнейшим элементом формирования экологической культуры. В тоже время, целью экологического воспитания, по нашему глубокому убеждению, должно являться вооружение населения не только естественнонаучными знаниями, но основами права.

    Актуальность эколого-правового просвещения, воспитания и образования обусловлена, во-первых, тем, что кризисная ситуация в экономике и ориентация на рыночный путь развития вызывают одновременно интенсивное и экстенсивное ресурсопотребление, что в конечном счете ведет к расточительному использование природных ресурсов и чрезмерному антропогенному воздействию на окружающую среду. Именно поэтому у физических лиц, организующих и осуществляющих хозяйственную деятельность, должно быть сформировано экологическое правосознание, которое бы способствовало разумному и оптимальному сочетанию экологических и экономических интересов в такой деятельности. Во-вторых, несмотря на то, что повсеместно принимаются законы и иные нормативные акты, касающиеся использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, многие члены общества не владеют необходимыми эколого-правовыми знаниями и часто проявляют неосведомленность в проблемах природопользования и природоохранной деятельности. Отсюда низкий уровень эколого-правового сознания и как следствие – правовой нигилизм, а ведь именно он является основной формой деформации правосознания.

   Нигилизм (в переводе с лат.-ничто), если следовать определению данному в философском словаре, есть «отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам». Что касается правового нигилизма, то его можно рассматривать как дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности[2]. На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Последнее, в свою очередь, - индикатор вредности и опасности явления.

   По мнению ряда ученых, экологический нигилизм можно рассматривать как нежелание руководствоваться законами взаимосвязи общества и природы в своей деятельности, пренебрежительное отношение к этим законам [5]. Поэтому именно экологический нигилизм является субъективной причиной экологического кризиса. Экологический нигилизм может быть характерен как для общества в целом, так и для социальной группы или отдельной личности. Он может быть как стойким, так и спонтанным. Однако в любом случае экологический нигилизм, как правило, не доходит до стадии сознательного, целенаправленного нарушения правовых норм. Он свидетельствует лишь о непризнании права, об отсутствии веры в его социальную ценность, что порождает правовой инфантилизм, при котором из-за недостаточности жизненного опыта и знаний основ действующего законодательства, человек не может полноценно ориентироваться в правовой действительности, в правовом пространстве и быть его субъектом.

   Отечественные ученые сходятся во мнении, что истоки как правового нигилизма, в целом, так и эколого- правового нигилизма коренятся у большей части населения, прежде всего, в недоверии к власти, в признании закона не в качестве общеустановленного правила, а лишь как указания, приказа со стороны государства. К этому можно добавить несовершенство и противоречивость российского законодательства, безнаказанность должностных лиц, преступающих закон, расхождение предписаний законов и действительности, очевидные недостатки отечественного правосудия и многое другое [3].

   Сегодня, к сожалению, надо говорить об отсутствии в России официально утвержденной единой концепции развития экологического законодательства. «Здание» отечественного экологического законодательства строится хаотично, бессистемно и зачастую напоминает попытку построить дом без надежного фундамента и несущих конструкций. Принятие родовых законов, регулирующих правовой режим природных сред и режимы пользования природными ресурсами, лишь усугубило правовой хаос в экологическом законодательстве РФ и усилило настроения экологического нигилизма в обществе.

   Современному эколого-правовому нигилизму, на наш взгляд, присущи: подчеркнуто демонстративный, воинствующий, а порой и агрессивный характер; широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, но и в официальных государственных структурах; особая степень разрушительности.

   По общему мнению, преодолеть эколого-правовой нигилизм возможно только посредством кропотливой и планомерной работы по повышению как общей, так правовой культуры граждан и их правосознания. В тоже время необходима выработка гуманистической и эффективной государственной политики в области охраны окружающей среды, включающей совершенствование экологического законодательства, массовое просвещение и воспитание у населения ответственного отношения к праву. Экологические проблемы последних лет с очевидностью обозначили и необходимость подготовки высококвалифицированных юристов, специализирующихся на вопросах экологического права. Ясно одно –  процесс это непростой и достаточно длительный. И в тоже время нашему обществу придется проделать этот путь, ведь на кону – вопрос о выживании нации.

Список литературы

1.     Вершок И.Л. Об экологическом правосознании //Государство и право.2003.№3.С. 42-50.

2.     Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие, 2011.

3.     Ращупкина Л.В., Солоухина С.В. Экологическое правосознание в системе экологического правопорядка// Вопросы современной юриспруденции/ материалы ХХХIV Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 24 февраля 2014).

4.     Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) //Собрание Законодательства РФ.- 2002.-№2.- ст.133.

5.     Ферару Г.С. Экологический менеджмент : учебник для студентов бакалавриата и магистратуры / Г.С. Ферару. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 528 с. – (Высшее образование).