Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

В современных условиях социальная поддержка населения становится все более актуальной проблемой, так как в условиях экономического кризиса отдельные группы населения остро нуждаются в мерах, которые способствовали бы повышению уровня их жизни.

Говоря о социальной поддержке населения, следует отметить, что их реализация носит ярко выраженный региональный характер. Так, например, в законодательстве Республики Бурятия не используется термин «социальная помощь», а процесс государственной социальной поддержки определяется как «социальное обслуживание».

Различия в сфере социальной поддержки у субъектов России обуславливается помимо правового регулирования и социально-экономическим уровнем развития региона (например, инвестиционный фактор привлекательности, рыночный фактор, конкурентный, производственный, энергетический фактор, рациональное использование природных ресурсов, демографический фактор, трудовые ресурсы, особенности административно-территориального деление субъекта, его территориальное расположение, особенности климата и ландшафта и т. д.) [1]. Данные факторы прямо влияют на формирование регионального бюджета, а, следовательно, и на объем социальной поддержки.

Так, бюджет Республики Бурятия на 2017 год предусматривает общий объем доходов в сумме 47 802 991,3 тыс. рублей, в том числе безвозмездных поступлений в сумме 24 775 603,7 тыс. рублей и общий объем расходов в сумме 50 934 476,4 тыс. рублей [2]. Бюджет Иркутской области предусматривает общий объем доходов областного бюджета в сумме 119 460649,9 тыс. рублей, в том числе безвозмездных поступлений в сумме 20 889610,7 тыс. рублей и общий объем расходов областного бюджета в сумме 127 839356,2 тыс. рублей [3]. Отметим, что бюджеты обоих субъектов носят дефицитный характер, а также при том, что бюджет Иркутской области превышает бюджет республики Бурятия в 2,5 раза, безвозмездные поступления выше у последней почти на 4 млрд. Население Республики Бурятия на 1 января 2017 г. составляет 984134 человек, в свою очередь население Иркутской области составляет 2 408 901 человек, что больше почти в 2,5 раза.

Следует обратиться и к государственным программам в сфере социальной поддержки. Государственная программа республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 гг. и на период до 2020 г.)» закрепляет объем финансирования на 2017 г. в размере 5 478 916 тыс. рублей, однако данные бюджетные ассигновании полностью осуществляются за счет республиканского бюджета и какие- либо средства из федерального бюджета в данном случае не присутствуют [4]. В государственной программе Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2018 гг., мы увидим, что объем финансирования данной программы составляет на 2017 г. - 20 470 270 тыс. рублей. В отличие от финансирования программы республики Бурятия в данной программе имеет финансирование из федерального бюджета, составляющее 3 342 033 тыс. рублей [5]. Несомненно, констатация данного факта приводит нас к вопросу: в чем же причина отсутствия финансирования из федерального бюджета программы социальной поддержки в Республике Бурятия?

По мнению автора, в условиях экономического кризиса органам государственной власти важно расставить приоритетные направления финансирования социальной поддержки в регионах и, по их мнению, перспективнее в данной ситуации выглядит Иркутская область, нежели Республика Бурятия. В поддержку данной позиции, говорит то, что изначально в программе социальной поддержке на 2017 г. предусматривались финансовые средства из федерального бюджета в размере 1 808 605 тыс. рублей, однако они не были получены [6].

Стоит обратиться к конкретным институтам социальной поддержки. Так, важной сферой социальной поддержки выступает реализация областного материнского(семейного) капитала. На сегодня размер материнского капитала в Иркутской области составляет 100 тыс. рублей. С каждым годом пользование данным правом возрастает. Так количество выданных сертификатов на его получение в 2016 по сравнению с 2012 г. выросло в два раза (с 3093 до 6082). В Республике Бурятия республиканский материнский (семейный) капитал выдается в размере 50 тыс. рублей, что в два раза меньше чем в соседней Иркутской области. Данную ситуацию можно объяснить, например, тем, что население Иркутской области неуклонно сокращается, начиная с 1992 года, тогда как население Республики Бурятия стабильно растет с 2012 года.

Кроме того, Иркутская область имеет больше собственных источников доходов, чем Республика Бурятия.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в статье 16 указывает на то, что размер и порядок выплаты устанавливается законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации [7]. В Иркутской области пособие на ребенка регулируется законом иркутской области «О пособии на ребёнка в Иркутской области» [8]. Базовый размер пособия на ребёнка устанавливается в размере 240 рублей. Выплата пособия на ребенка регулируется Постановлением

Правительства Республики Бурятия «О предоставлении пособия на ребёнка» и с учетом коэффициентов, установленных в республике Бурятия 1,2 и 1,3 составляет 198 рублей и 214,5 рублей [9]. Стоит сказать, что размер данного пособия конечно же держится на чрезвычайно низком уровне и по факту стоит вопрос нужно ли вообще данное пособие, однако мы можем заметить, что и в данном случае выплаты выше Иркутской области.

Обращаясь к Закону Республики Бурятия «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» и Постановлению Правительства Республики Бурятия «О регистрации многодетной семьи и предоставлении ежемесячных денежных выплат на детей из многодетных семей в Республике Бурятия» многодетным семьям в Республике Бурятия выплачивается ежемесячная денежная выплата на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (в случае если он обучающийся в образовательного учреждения до достижения восемнадцати лет) в размере 150 рублей [10].

Помимо выделения финансовых средств в республике Бурятия предоставляются такие гарантии как: бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей для детей из многодетных семей в возрасте до шести лет; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования; первоочередное предоставление льготных путевок в детские оздоровительные лагеря, санатории, детские оздоровительные площадки детям - учащимся общеобразовательных учреждений в возрасте до 15 лет; бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков многодетным семьям, приемным семьям, имеющим трех и более детей.

Несомненно, республика Бурятия должна осуществлять свои обязанности по обеспечению социальными мерами поддержки. Решение данной проблемы мы видим в повышении собственных доходов республики. В первую очередь это повышение инвестиционной привлекательности, ярким примером которой выступает Калужская область, которая за короткий период создала условия для создания высокотехнологичных производств. Также, например, в Иркутской области одна Иркутская нефтяная компания в 2016 году принесла в консолидированный бюджет Иркутской области более 11 миллиардов рублей. В Правительстве республики Бурятия разрабатываются программы по развитию горнорудной промышленности, однако ввиду экологических ограничений не рассматривается как основной источник доходов. В свою очередь некоторые считают, что идея о промышленности с высоким уровнем добавленной стоимости может быть реализована. Также одной из перспективных отраслей является туризм. В связи с тем, что береговая линия Байкала у республики Бурятия гораздо больше чем у Иркутской области это может создать мощный эффект для роста экономики субъекта. Одним из перспективных проектов может быть и флагман республиканской экономики - Улан-Удэнский авиазавод. В данном случае, реальна возможность провести локализацию данного предприятия и осуществить его техническую модернизацию. Данные потенциальные экономические решения вполне реализуемы на практике, а самое главное могут повысить меры социальной поддержки населения республики Бурятия, что на сегодня должно стать одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства субъекта.

Кроме того, мы согласны с Евдокимовым К.Н., Капинус О.С., Скляровым С.В., Таскаевым Н.Н. и другими учеными, что органы прокуратуры играют важнейшую роль в защите социальных и иных конституционных прав граждан России, а также социально-экономическом развитии поднадзорных территорий. Поэтому прокуроры должны активнее взаимодействовать с органами государственной власти Республики Бурятия и местного самоуправления в вопросах налогового, бюджетного, земельного законодательства; принимать участие в заседаниях местных органов власти; заниматься региональным и муниципальным правотворчеством; осуществлять надзор за целевым расходованием бюджетных средств; предупреждать и выявлять коррупционные преступления, совершенные должностными лицами в Республике Бурятия; добиваться конфискации у данных лиц незаконно приобретенного имущества. [11, 12, 13, 14, 15, 16].

Список литературы

 

1.       Минаев Ю. Н. Анализ факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона / Ю. Н. Минаев // Вестник ТГУ. 2009. №1. С. 27.

2.       О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: закон респ. Бурятия от 21 дек. 2016 г. № 2212-V: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3.       Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] : закон Иркутской области от 21 дек. 2016 г. № 121-ОЗ: Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

4.       Об утверждении государственной программы республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства респ. Бурятия от 14 марта 2014 г. № 107: Доступ из электронного фонда правовой и норм.-технической документации «Техэксперт».

5.       Об утверждении государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Иркутской области от 24 окт. 2013 г. № 437-пп: Доступ из электронного фонда правовой и норм.- технической документации «Техэксперт».

6.       О внесении изменений в постановление Правительства респ. Бурятия от 14 марта 2014 г. № 107«Об утверждении государственной программы республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства респ. Бурятия от 22 мая 2014 г. № 231. Доступ из электронного фонда правовой и норм.-технической документации «Техэксперт».

7.       О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Электронный ресурс] : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ: в ред. 28 марта 2017 г. № 39-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы«КонсультантПлюс».

8.       О пособии на ребенка в Иркутской области [Электронный ресурс] : закон Иркутской области от 17 дек. 2008 г. № 170-ОЗ. Доступ из электронного фонда правовой и норм.-технической документации «Техэксперт».

9.       О предоставлении пособия на ребенка [Электронный ресурс] : постановление Правительства респ. Бурятия от 17 дек. 2004 г. № 276. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

10.    О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия[Электронный ресурс] : закон респ. Бурятия от 30 июня 2006 г. № 1810-III: Доступ из электронного фонда правовой и норм.-технической документации «Техэксперт».

11.    Березина Е.В., Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 23-24.

12.    Евдокимов К.Н. Роль конституции РФ в развитии современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // Проблемы совершенствования прокурорского надзора сборник статей. Иркутск, 2013. С. 9-13.

13.    Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. К вопросу о совершенствовании Конституции РФ в контексте развития современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства. - Иркутск, 2014. С. 85-90.

14.    Евдокимов К.Н., Чигвинцев И.А. Исполнение законодательства об отходах производства и потребления   и           полномочия           органов           местного           самоуправления Мир политики и социологии. 2016. № 10. С. 117-119.

15.    Криминология. Особенная часть в 2 т. Том 1. Учебник / Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. - Москва, 2017. 312 с.

16.    Юрковский А.В., Евдокимов К.Н. Феномен конституционализма в контексте аксиологического и онтологического подходов // 20 лет Конституции Российской Федерации сборник статей. Москва, 2013. С. 18-28.