Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА ПРИ ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ИНВАЛИДОВ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

В Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 7, 39 провозглашается, что Россия, являясь социальным государством, гарантирует социальное обеспечение в случае инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, перед государством стоит непростая задача – обеспечить стабильное функционирование системы социальной защиты населения [1].

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ, Федеральным законом от 17.01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации, как орган, осуществляющий надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, призвана осуществлять защиту прав человека, содержащихся в основном законе государства. Тем не менее, пробельность и противоречивость законодательной базы не позволяет достаточным образом реализовывать прокурорский потенциал, в частности, в сфере законодательства о социальной защите инвалидов [2].

Преобладающая группа нарушений прав инвалидов относится к сфере жилищных отношений. Так, на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, предоставляется право встать на учет для обеспечения жилыми помещениями. Однако, анализируя положения актов, регулирующих данную сферу правоотношений, можно сделать вывод, что предоставление жилых помещений данной категории граждан находится в ведении субъектов РФ.

Такое положение дел порождает ряд проблемных вопросов, а именно: четкий механизм получения жилых помещений, как правило, отсутствует в правовых актах субъектов РФ, а также обладание такими полномочиями субъектами РФ создает риск злоупотребления и ненадлежащего исполнения органами своих обязанностей. В настоящее время, большое количество нарушений выявляется прокурорами в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализация которых могла бы повлечь ущемление законных прав и интересов инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан на обеспечение жильем [3].

С учетом вышесказанного полагаем, при оставлении указанных полномочий у субъектов РФ, следует в императивном порядке обязать данные органы детально регламентировать порядок предоставления и постановки на учет в целях обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями.

Также, по мнению автора, серьезным упущением отечественного законодательства, регламентирующим сферу социального обеспечения прав инвалидов, является отсутствие на федеральном уровне норм, регулирующих свободный и равный доступ к правосудию лиц с ограниченными возможностями.

В ст. 13 Конвенции о правах инвалидов [4] предусматривается государственная обязанность обеспечения инвалидов эффективным доступом к правосудию наравне с другими лицами. На сегодняшний день нельзя говорить о том, что на федеральном уровне существуют положения, которые предоставляли бы особый статус при реализации прав в суде инвалидам. Лишь в некоторых нормативных актах опосредованно затрагивается принцип гуманизма при защите социальных прав инвалидов. Так, например, в ст. 70 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) содержится норма, включающая в себя возможность допроса в качестве свидетеля вне стен суда, а в месте пребывания инвалида.

При всем вышесказанном, важно заметить, что оперативным способом защиты прав инвалидов в судебном порядке является не что иное, как право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов, регламентированное ст. 45 ГПК РФ [5, с.97].

На основании изложенного, автор предлагает дополнить главу IV «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов» Федерального закона от 24.11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» статьей об обеспечении эффективного доступа инвалидов к правосудию, путем установления специальных процессуальных гарантий, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья.

Вместе с тем, следует обратить внимание на информированность инвалидов об изменениях в социальном законодательстве Российской Федерации, обеспечивая реализацию данной категорией граждан их информационных прав [6].

Мы согласны с Евдокимовым К.Н., Таскаевым К.Н. и другими авторами [7, 9], что деятельность органов прокуратуры по защите социальных и иных конституционных прав граждан, в т.ч. инвалидов; прокурорский надзор за исполнением социального законодательства органами государственной власти и местного самоуправления на предмет нарушения прав инвалидов, привлечение виновных к административной и уголовной ответственности, а также другие меры предупредительного характера, также могут стать эффективным инструментом в реализации указанных прав инвалидов и граждан с ограниченными возможностями.

Следует также отметить, что кроме участия прокурора в суде, прокуратура осуществляет уголовное преследование виновных лиц. Как указывают Д.А. Липинский и К.Н. Евдокимов, уголовно-правовые запреты выполняют, в том числе предупредительную функцию [8, с. 527]. Поэтому, прокуроры должны в рамках надзора за соблюдением прав инвалидов, активно выявлять факты преступных деяний, совершенных должностными лицами в отношении инвалидов (статья 285 УК РФ - Злоупотребление должностными полномочиями, статья 285.1 УК РФ - Нецелевое расходование бюджетных средств, статья 285.2 УК РФ - Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов, статья 286 УК РФ - Превышение должностных полномочий и др.) и в порядке п. 2. ч. 2. ст. 37 УПК РФ передавать соответствующие материалы в органы предварительного расследования для возбуждения уголовного преследования виновных лиц [9].

Также, мы согласны с А.В. Юрковским, В.М. Деревсковой, И.А. Кузьминым, что для совершенствования гарантий прав человека и гражданина, прокуроры, используя свое право нормотворческой инициативы, могут вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления проекты соответствующих нормативно-правовых актов [10].

В заключение, считаем важным отметить наличие объективной потребности в дальнейшей гуманизации правового регулирования социальной зашиты прав инвалидов в российском обществе. Правовым инструментом реализации призвана стать прокуратура Российской Федерации, однако для её эффективной деятельности следует внести изменения в действующее законодательство.

Список литературы

 

1.     Паламарчук А.В. Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в социальной сфере //  Прокурорский  надзор  за  соблюдением  социальных  прав  граждан:  сборник   методических материалов. - М.: Изд-во Ген. прокуратура РФ, Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2013. - С. 11-21.

2.     Синельщикова Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. № 3. С. 57 - 59

3.     Ашиткова Т.В. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законодательства, направленного на защиту прав ветеранов, инвалидов и пенсионеров //  Прокурорский  надзор  за  соблюдением  социальных  прав  граждан:  сборник  методических материалов. - М.: Изд-во Ген. прокуратура РФ, Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2013. - С. 47-75.

4.     Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 6. – Ст. 468.

5.     Жаворонков, Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации, [Текст]: дисс. на соискание ученой степени д. ю. н. (12.00.05) / Жаворонков Роман Николаевич; МГЮА им. Кутафина – Москва, 2014.

6.     Евдокимов К.Н. К вопросу о совершенствовании конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // ГлаголЪ правосудия. 2015. № 2 (10). С. 62-64.

7.     Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. К вопросу о совершенствовании конституции РФ в контексте развития современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства Иркутск, 2014. С. 85-90.

8.     Липинский Д.А., Евдокимов К.Н. Регулятивная функция уголовной ответственности: понятие, структура и взаимосвязь с предупреждением преступности // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 3. С. 520-530.

9.     Криминология. Особенная часть в 2 т. Том 1. Учебник / Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. - Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 312 с.

10.Участие прокуратуры в правотворческой деятельности : учебное пособие / Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. ; под ред. А. В. Юрковского. – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. – 239 с.