Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА БЕСПЛАТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Право на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение является одним из основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации [6]. Между тем, в сфере здравоохранения в Российской Федерации существует ряд проблем, обусловивших ее реформирование [8] и приоритетным направлением, которого стало повышение качества медицинской помощи, в частности совершенствование системы лекарственного обеспечения.

Одним из факторов, влияющим на результат оказания медицинской помощи являются лекарственные препараты, поскольку от них зависит качество жизни и здоровья обратившегося за помощью человека. Лекарственная помощь по оценкам специалистов составляет 70-95% всех врачебных назначений и тем самым является наиболее важной составляющей всего лечебного процесса [4; с. 98].

Наиболее важными проблемами в сфере лекарственного обеспечения являются: неравномерность уровня лекарственного обеспечения в субъектах РФ; отсутствие единого федерального регистра лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение или оказание медицинской помощи в амбулаторных условия со скидкой; неравнозначность доступа к лекарственным средствам различных категорий граждан (как отмечает И.А. Колоцей, что только 15% населения в различных формах возмещается стоимость лекарственных средств) [2; 72]; низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, не имеющим право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой; несвоевременность обеспечения лекарственными средствами, что ставит под сомнение реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь [5; с. 157-158] и др.

Для решения указанных проблем бы принят Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.02.2013 № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации», определяющий приоритетные социально-экономические задачи в сфере лекарственного обеспечения населения РФ, которые должны реализовываться поэтапно.

По статистике в РФ около 20 миллионов человек имеют право на бесплатные или с частичной отплатой лекарственные средства, из них примерно 15,5 миллионов предпочитают лекарствам денежную компенсацию и около 4 миллионов пользуются данным правом [3].

Правовую базу, регулирующую отношения по бесплатному (или с частичной отплатой) оказанию лекарственной помощи, формирует ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе региональное законодательство. Основой является Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении   лекарственных   средств»,   в   котором   определяются   важнейшие   понятия,   такие   как «лекарственные средства», «фармацевтические субстанции» и «лекарственные препараты», а также Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год» утверждается перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов – это перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний [4; с. 101]. Обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в рамках «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12. 2016 № 1403.

Правовое регулирование обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан осуществляется рядом нормативных правовых актов. Поскольку существует большое количество категорий граждан, имеющих право на получение бесплатных лекарственных средств, среди них можно выделить отдельные группы: социальную, профессиональную, специальную медицинскую. Между данными группами нет четких границ, и поэтому субъекты-получатели лекарств имеют возможность переходить их одной группы в другую или находиться в нескольких группах одновременно. Также по условиям предоставления лекарственных средств субъектов-получателей можно разделить на две группы: 1) лица, получающие лекарства бесплатно; 2) лица, получающие лекарства с частичной оплатой (со скидкой) [4; с. 104].

Порядок выписывания льготных рецептов отдельным категориям граждан, имеющим право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» и Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

В действующем законодательстве выделяются основные социальные группы граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, к ним, например, следует относить Героев Советского Союза, Героев России, участников Великой Отечественной войны; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; бывших несовершеннолетних узников концлагерей; лиц в составе Российской антарктической экспедиции; родителей и жен погибших военнослужащих; детей до 3 лет, а также детей из многодетных и малоимущих семей в возрасте до 6 лет; инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и др.

Особый порядок предоставления лекарственных средств предусмотрен для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 для обеспечения лиц, страдающими указанными заболеваниями, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, для которых предусмотрены специальные «орфанные лекарственные препараты». По ч. 9 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предоставление лекарственных препаратов осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, а также ввиду высокой стоимости орфанных лекарственных препаратов их закупки осуществляются на основе норм Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1155.

Таким образом, можно сделать вывод, что механизм лекарственного обеспечения (бесплатно или с частичной оплатой) предоставляет определенным категориям граждан возможность реализовать свое конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь вне зависимости от материального положения. Однако в данной системе существует ряд проблем, которые не позволяют качественно осуществлять механизм обеспечения лекарственными средствами, поскольку нормативный правовой материал характеризуется объемностью, разрозненностью, бессистемностью, преобладание специальных норм над общими, что не позволяет беспрепятственно воспользоваться данным правом и приводит к несвоевременному и некачественному оказанию данного вида помощи [1; с. 18]. А также немаловажным препятствием являются жесткие границы финансирования сферы обеспечения лекарственными препаратами бесплатно или с частичной оплатой.

На наш взгляд для решения указанных проблем необходимо принять следующие меры:

1.     Введение федеральной программы по развитию фармацевтической промышленности и совершенствованию качества предоставляемых медицинских услуг. Целью данной программы является развитие национальной фармацевтической промышленности, что позволит заменить зарубежные лекарственные препараты российскими аналогами, которые имели бы меньшую стоимость, но при этом не уступали по качеству и эффективности.

2.     Дополнение ст. 13 Налогового кодекса РФ новым видом налога – налогом на роскошь, который должен взиматься с граждан РФ, чей доход превышает 3 млн. рублей в год, в размере 7%. Прибыль, поступающая в федеральный бюджет, от взимания налога на роскошь должна идти на финансирование социальной сферы, в том числе обеспечение лекарственными средствами определенных законом категорий граждан.

3.     Ликвидация государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ) и распределение их функций между Министерством здравоохранения РФ и Министерством труда и социальной защиты РФ. Данное мероприятие позволит оптимизировать государственный аппарат, а средства, которые шли на содержание фондов необходимо вкладывать в сферу социального обеспечения граждан РФ, в частности на финансирование сферы обеспечения лекарственными препаратами бесплатно или с частичной оплатой.

4.     Выпуск ценной бумаги (государственной облигации) «Поддержка» стоимостью 100 тыс. рублей с доходностью 10 % годовых. При этом дивиденды с данных ценных бумаг не должны облагаться налогом (для физических лиц – НДФЛ, для юридических лиц – налог на прибыль), что следует законодательно закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации. Прибыль, полученная с продажи государственных облигаций, должна идти только на финансирование социальной сферы (медицинские услуги, лекарственное обеспечение, социальная защита нуждающихся граждан, строительство социальных объектов и др.).

5.     Активизация органов прокуратуры в сфере защиты конституционных прав граждан на обеспечения лекарственными препаратами бесплатно или с частичной оплатой.

Как указывают Д.А. Липинский и К.Н. Евдокимов, уголовно-правовые запреты выполняют в том числе предупредительную функцию [7, с. 527]. Поэтому прокурорский надзор за исполнением социального законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, проведение прокурорских проверок в аптечных сетях на наличие контрафактных лекарственных препаратов, выявление нецелевого использования бюджетных средств должностными лицами, привлечение виновных к административной и уголовной ответственности, а также другие меры предупредительного характера [9, 10], также могут стать эффективным инструментом в реализации указанных прав граждан.

 

Список литературы

 

1.       Джупарова И.А., Сбоева С.Г. Методика оптимизации фармацевтической помощи отдельным категориям граждан // Фармация. 2011. № 1. С. 18-21.

2.       Колоцей И.А. Конституционные основы правового регулирования лекарственного обеспечения // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 71-74.

3.       Льготные лекарства [Электронный ресурс] // URL: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/spisok-lgotnyx-lekarstv.html (дата обращения: 07.11.2017)

4.       Миронова Т.К. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение // Вопросы российского и международного права. 2016. № 5. С. 97-112.

5.       Панфилова В.И., Безотецкая И.П. Реализация конституционного права на охрану здоровья при обеспечении редкими лекарственными средствами // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2014. Т. 2. С. 156-158.

6.       Юрковский А.В., Евдокимов К.Н. Феномен конституционализма в контексте аксиологического и онтологического подходов // 20 лет Конституции Российской Федерации : сборник статей. Москва, 2013. С. 18-28.

7.       Липинский Д.А., Евдокимов К.Н. Регулятивная функция уголовной ответственности: понятие, структура и взаимосвязь с предупреждением преступности // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 3. С. 520-530.

8.       Евдокимов К.Н., Осипова А.В. Особенности выявления «врачебных ошибок» в муниципальных учреждениях здравоохранения // Правовое поле современной экономики. 2016. № 7. С. 121-125.

9.       Криминология. Общая часть. Учебник / Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. - Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.

10.    Криминология. Особенная часть в 2 т. Том 2. Учебник / Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. - Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 311 с.