Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

В основе высокого уровня экономического развития и материального благосостояния государства в современных реалиях лежит его обеспеченность энергетическими ресурсами. Осуществление эффективной энергетической политики невозможно в изоляции, вне международного сотрудничества. Одним из современных способов такого сотрудничества является сотрудничество государств в рамках региональных межгосударственных интеграционных объединений.

Ярким примером последнего является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Его отличительной чертой выступает исторически обусловленное тесное переплетение энергетических комплексов, входящих в него государств, где важная роль отведена атомной энергетике (за исключением Кыргызской республики). Одной из целей, стоящих перед ЕАЭС, является проведение согласованной политики в энергетической сфере, создание общих рынков энергоресурсов и формирование единого энергетического пространства. Отсюда несомненный интерес представляет исследование положений национальных стратегий в области использования атомной энергии, как России, так и других государств- членов ЕАЭС.

В настоящее время в ряде государств-членов ЕАЭС, приняты и реализуются уполномоченными органами национальные стратегии в сфере энергетики, определяющие основные направления государственной политики в том числе и в области использования атомной энергии. Так, в Российской Федерации действуют Энергетическая стратегия России на период 2030 г. [1]. В Республике Беларусь стратегически важные положения нашли свое отражение в Послании Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь «От уверенного старта – к успеху нового пятилетия» [2], а также Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь [3]. В Республике Казахстан действуют Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 г. [4], Программа развития атомной отрасли в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы с перспективой развития до 2020 г. [5], а также Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 г. [6] В Республике Армения стратегический характер носит Концепция обеспечения энергетической безопасности Республики Армения, утвержденная в 2013 году, Программа «Пути долгосрочного (до 2036 г.) развития энергетической системы Армении», принятая в декабре 2015 г.

Первое что следует отметить при анализе национальных стратегий государств-членов ЕАЭС, то, что каждая из них отражает особенности государственной политики в области использования атомной энергии, которые вызваны как положением страны на мировом рынке атомной энергетики, так и спецификой развития производства, внутреннего потребления, требованиями к обеспечению энергетической и экономической безопасности. Например, отличительной особенностью Энергетической стратегии России до 2030 г. является ее инновационная направленность, которая предполагает создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики в целом, и в атомной энергетике в частности. В то время как энергетическую политику Республики Беларусь отличает стремление к обеспечению энергетической безопасности, где приоритет отдается атомной энергетике. Что касается Республики Казахстан, то в ее стратегических документах предусмотрено полномасштабное развитие атомной отрасли на основе привлечения инвестиций при активном международном сотрудничестве. Отличительной особенностью стратегии Республики Армения является то, что она разработана совместно Правительством Республики Армения и Агентством международного развития США и ставит во главу угла оздоровление всей энергетической системы страны, в том числе сохранение существующей инфраструктуры атомной энергетики и ее дальнейшее развитие.

Вышеуказанные особенности предопределили цели и ключевые направления политики государств- членов ЕАЭС в области использования атомной энергии. Так, цель энергетической политики нашей страны заключается в повышении эффективности и конкурентоспособности атомной энергетики при обеспечении соответствия уровня безопасности современным требованиям, что нашло свое отражение в определении новых масштабов развития отрасли, направленных на укрепление позиций страны в мировой атомной энергетике.

Соответственно, ключевыми направлениями осуществления мероприятий в области атомной энергетики России являются: непрерывный научно-технический прогресс; развитие атомной энергетики с учетом региональной специфики, в частности развитие АЭС преимущественно в европейской части страны; приоритетность атомной энергетики в перспективе, ужесточение экологических требований к данному виду деятельности и стабилизация углеводородных возможностей ТЭК; освоение и развитие ядерных энергетических технологий нового поколения, что позволит решить проблему топливного сырья для атомной энергетики на долгосрочную перспективу. Другим важным направлением развития атомной отрасли является развитие экспорта АЭС, ядерного топлива и электроэнергии, а также создание инфраструктуры для управления жизненным циклом АЭС путем создания единых государственных систем обращения с РАО и ОЯТ и развития технологий вывода из эксплуатации остановленных атомных энергоблоков.

Достижение намеченных Энергетической стратегией России целей и задач предполагается посредством выполнения Сводного плана («дорожной карты») мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 года, а также анализа и предложений, отраженных в ежегодных Докладах Правительству Российской Федерации о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией,

Стратегической целью развития атомной отрасли в Республике Казахстан является удержание лидирующего положения на мировом рынке по добыче урана путем сдержанного наращивания объемов его добычи и расширения каналов сбыта, а также поэтапное выстраивание полного цикла создания ядерного топлива и атомная генерация.

Цель развития атомной энергетики Республики Казахстан предопределила приоритетные задачи развития отрасли страны, которые призваны способствовать развитию технологий, повышению экспортного потенциала и привлечению инвестиций. Эти задачи нашли свое отражение в Концепции развития топливно- энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 г. В их числе необходимо назвать: сдержанное наращивание добычи урана, расширение его прямых поставок, дальнейшее развитие партнерств в этой сфере; решение проблемы недостатка высококвалифицированных кадров; решение проблемы отсутствия производства необходимого технологического оборудования; развитие обогащения урана и выход на проектную мощность предприятия по обогащению; реализация проектов по развитию конверсии и организации производства ядерного топлива; проработка и реализация проекта по строительству АЭС; создание наукоемких производств и научно-исследовательских центров для поддержания атомной отрасли.

Осуществление мер по реализации концепции развития атомной отрасли Республики Казахстан предполагается посредством исполнения положений законодательных и иных нормативных актов страны. В первую очередь здесь следует назвать Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»; Закон Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии»; Закон Республики Казахстан «О радиационной безопасности населения»; Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании»; Закон Республики Казахстан «Об экспортном контроле».

К достоинствам стратегии Республики Казахстан следует отнести наличие конкретных показателей. Так, в результате реализации стратегии к 2020 году в области атомной энергетики планируется осуществить строительство и введение в эксплуатацию АЭС и создать вертикально интегрированную компанию с ядерным топливным циклом. Другим достоинством этой стратегии следует назвать взятый страной курс на усиление интеграции на евразийском пространстве, стремление, наряду с Россией, играть ведущую роль в международном сотрудничестве, в том числе и в области использования атомной энергии, в рамках евразийских межгосударственных региональных объединений.

Цель государственной политики Республики Беларусь в области использования атомной энергии состоит в стремлении «использовать преимущества ядерной энергетики для формирования вокруг АЭС кластера энергоемких производств и повышения конкурентоспособности всей экономики» [2], а также в переводе экономики страны с потребления природного газа, нефти на выработанную в стране электроэнергию.

Реализация государственной политики в рассматриваемой области в Республике Беларусь возложена на Департамент по ядерной энергетике Министерства энергетики Республики Беларусь. Особая роль при этом в силу специфики атомной энергетики отведена Президенту Республики Беларусь, который уполномочен принимать наиболее важные решения по созданию и функционированию АЭС.

Положительно следует оценить программный подход, который является механизмом реализации стратегии Республики Беларусь. Так Государственная программа «Энергосбережение» [8] реализует две подпрограммы: «Повышение энергоэффективности» и «Развитие использования местных топливно- энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии», где первая в числе прочих мероприятий предусматривает внедрение организационных и технических энергосберегающих мероприятий по интеграции Белорусской атомной электростанции в Белорусскую энергетическую систему. В свою очередь, Комплексный план развития электроэнергетической сферы до 2015 года [9] устанавливает четкие сроки достижения показателей. В частности, в период с 2018 по 2020 гг. ожидается завершение строительства Белорусской АЭС и введение ее в эксплуатацию; в период с 2016 по 2020 гг. планируется осуществление интеграции Белорусской АЭС в Объединенную энергетическую систему; в период с 2016 по 2018 гг. предусмотрена разработка проекта нормативного правового акта о порядке учета и нормирования ядерного топлива в балансе топливно-энергетических ресурсов в энергетической системе.

Цель политики Республики Армения в энергетической сфере заключается в достижении энергетической независимости и повышении уровня энергетической безопасности, достижение которой возможно путем диверсификации путей поставок и форм производства энергоносителей, а также создания новых энергетических мощностей, в том числе и атомных, построении стабильной энергосистемы с экспортной направленностью.

В числе приоритетных направлений государственной политики Республики Армения в области использования атомной энергетики следует отметить такие, как безопасное использование атомной энергии; продление ресурса работы действующего блока АЭС до 2027 года; обеспечение безопасной работы Армянской АЭС на весь период эксплуатации; поэтапная реализация внедрения атомных блоков; выработка совместно с ЕС в рамках Политики добрососедства ЕС стратегии по управлению радиоактивными отходами и отработанного ядерного топлива, сотрудничество с МАГАТЭ, обеспечение атомной отрасли кадрами. Мероприятия по каждому из ключевых направлений политики страны в рассматриваемой области, осуществляются на основе соответствующей программы. В частности, в настоящее время реализуются Программа приоритетных мероприятий по повышению безопасности второго энергоблока, Программа и план обращения с радиоактивными отходами на Армянской АЭС.

Проведенный анализ национальных стратегий в области использования атомной энергии государств-членов ЕАЭС выявил специфику государственной политики России, Казахстана, Беларуси и Армении, особенности основных направлений развития атомной отрасли этих стран. Следует отметить, что реализация стратегических целей и задач государств-членов ЕАЭС в области использования атомной энергии по ряду ключевых направлений возможна лишь в рамках международного сотрудничества государств. Отсюда вытекает необходимость выработки общих для государств-членов ЕАЭС ориентиров в области использования атомной энергии и создания нормативной-правовой базы ЕАЭС в рассматриваемой области, гармонизации национальных законодательств в области использования атомной энергии, а также гармонизации требований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках нормативных правовых актов ЕАЭС, что, в свою очередь, послужило бы эффективным способом развития международного сотрудничества в области использования атомной энергии в рамках ЕАЭС.

 

Список нормативных и правовых актов

 

1.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период 2030 г.» // https://minenergo.gov.ru/node/1026.

2.       Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь «От уверенного старта – к успеху нового пятилетия» // http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P016p0001.

3.   Об утверждении Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь Постановление Совета     Министров     Республики     Беларусь  от     23     декабря     2015     г.   №      1084     // http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21501084.

4.       Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» от 1 февраля 2010 года № 922 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U100000922_.

5.       Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Программы развития атомной отрасли в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы с перспективой развития до 2020 года» от 29 июня 2011 года № 728 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000728.

6.   Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года» от 28 июня 2014 года №724 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000724

7.       Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь «От уверенного старта – к успеху нового пятилетия» // http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P016p0001.

8.       Постановление Совета министров Республики Беларусь «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение» на 2016-2020 гг.» от 28 марта 2016 г. № 248 // http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600248.

9.       Комплексный план развития электроэнергетической сферы до 2015 года с учетом ввода Белорусской атомной электростанции, утв. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 01.03.2016 № 169 // http://minenergo.gov.by/zakonodatelstvo/koncepcii_i_proframmi/.