Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИНВАЛИДАМ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

    Вопросы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) на территории России регламентируются статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ), согласно которой все земельные участки предоставляются на условиях равного открытого аукциона между желающими получить данный участок. Земельный кодекс РФ не содержит исключение из данного правила.

    В тоже время частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Но Федеральный закон № 181-ФЗ не содержит конкретного механизма реализации данного права инвалидами.

   В связи с тем, что данные вопросы не урегулированы ни Земельным кодексом РФ, ни Федеральным законом № 181-ФЗ, на практике возникают многочисленные судебные споры между инвалидами и органами власти, осуществляющими распоряжение земельными участками.  

    Инвалидам зачастую непонятны  основания предоставления данного права, непонятно  сохраняется ли данное право на земельный участок, если у инвалидов уже имеется иная собственность и иные земельные участки или только достаточно, чтобы выбранный инвалидом участок земли был свободен и не обременен правами третьих лиц.

   За защитой своих прав инвалиды вынуждены обращаться в судебные органы. Но в большинстве своем судебным органам приходиться вставать на сторону административных органов, так как для реализации права на первоочередное предоставление земельного участка мало обладать статусом инвалида, необходимо также соответствовать и иному условию, о котором названный выше закон умалчивает.

    Так, инвалид С.М.В. обратился в Ивановский районный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании отказа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Кохма в предоставлении ему земельного участка для ИЖС и обязании предоставить ему земельный участок для ИЖС в черте города Кохма как инвалиду II группы. В обоснование своего заявления инвалид С.М.В. указал, что ему, как инвалиду II группы, в нарушении статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ было отказано в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в черте города Кохма Ивановской области. Решением Ивановского районного суда от 17 января 2014 года по делу № 2 – 149/13 заявление инвалида С.М.В. оставлено без удовлетворения, в связи с тем, что заявитель каких-либо документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий не предоставил. Указанное решение вступило в законную силу.

    Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 24 июня 2014 года № АПЛ14-243 установил, что законодатель именно с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов частями 1 и 14 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ закрепил право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

    Свою позицию Верховный суд РФ основывает на положениях статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ и Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее – Правила). Указанными Правилами установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет (пункт 2), порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 3), перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов (пункт 4). Согласно пункту 1 Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом № 181-ФЗ, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями Правил.

   Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.

    Следовательно, право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для ИЖС предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

    Таким образом, для первоочередного получения земельного участка для ИЖС инвалид должен сначала быть признан нуждающимся и поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, после этого он уже может обратиться в соответствующий орган за первоочередным приобретением земельного участка; купить или взять в аренду этот участок, так как согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Как мы установили ранее инвалиды, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, пользуются первоочередным правом на приобретение земельного участка для ИЖС, то есть они могут не участвовать в торгах, наравне с иными участниками, в тоже время такая первоочередность не дает никакой гарантии того, что фактическая цена участка будет меньше чем та, которая будет установлена в результате аукционных процедур. Тут необходимо отметить, что законодатель не установил, как определяется цена, по которой предоставляется земельный участок инвалидам - по кадастровой стоимости или рыночной цене, установленной независимым оценщиком, или стоимость должна определяться иными способами. Как известно, если отсутствует четкая регламентация действий должностных  лиц органов власти, возникает возможность коррупционных проявлений.

   В связи с платностью предоставления земельных участков, реализация рассматриваемого права инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вызывает у нас большое сомнение, так как в большинстве своем к такой категории относятся малообеспеченные граждане.

   Кроме того, законодатель не установил, имеет ли право инвалид выбрать самостоятельно конкретный свободный земельный участок для ИЖС или орган власти, распоряжающийся земельными участками, в праве самостоятельно определить, тот земельный участок, который подлежит предоставлению инвалиду в целях реализации его первоочередного права. Если допустить, что конкретный земельный участок определяет именно орган власти, то велика вероятность предоставления инвалидам для приобретения земельного участка, который не заинтересовал покупателей при проведении аукционных процедур, в связи с какой-либо ущербностью данного земельного участка.

    Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время очень слабо регламентирована процедура реализации инвалидами права на первоочередное предоставление земельных участков для ИЖС, многие вопросы остаются открытыми и решаются по усмотрению должностных лиц органов, осуществляющих распоряжение земельными участками, что не должно допускаться в правовом государстве, которым в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации является Россия.



Список литературы

1.      Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014.

2.      Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.

3.    Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147.

4.      Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //«Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4563.

5.      Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» // «Собрание законодательства РФ», 05.08.1996, № 32, ст. 3936.