Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2016г.

Действующее законодательство Российской Федерации в области оценочной деятельности имеет некоторые пробелы и недостатки, часть наиболее важных вопросов остаются за пределами правового регулирования. Так, в частности, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. Однако, законодатель не определил вид такого договора, в связи с чем на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой практикующие оценщики относят его как к договорам на оказание услуг, так и к договорам на выполнение работ.

Каждый гражданско-правовой договор обладает определенными характерными ему чертами, которые позволяют отделить его из других договоров. Как правило, договор принято рассматривать в общем плане, начиная с его юридической характеристики, включающей указание на то, как распределяются права и обязанности между сторонами договора, предполагает ли договор встречное удовлетворение, а также с какого момента он считается заключенным. Следовательно, договор может быть двух-(много-) или односторонним, возмездным или безвозмездным, реальным или консенсуальным.

Общие исходные характеристики договоров на оказание услуг и подряда тождественны, оба договора являются консенсуальными, то есть вступающими в силу с момента заключения; двусторонними, то есть права и обязанности возникают у обеих сторон сделки; возмездными, то есть предусматривающими встречное удовлетворение исполнителя[1]. Кроме того, оба они относятся к категории публичных, что предусмотрено статьей 426 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Вместе с тем, ГК РФ не заменяет один другим, четко различая их между собой.

Как известно, содержание договора представляет собой условия, на которых достигнуто соглашение сторон, и которые делятся на существенные, обычные и случайные. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Прежде всего, считаем необходимым определить, отличия самих объектов гражданских прав – услуга и работа, являющихся предметами договоров возмездного оказания услуг и подряда. Несмотря на то, что правовые дефиниции «услуга» и «работа» в гражданском законодательстве не представлены, эти понятия введены как самостоятельные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), что также было отмечено и в статье 5 Закона «Об оценочной деятельности», в котором каждый из объектов гражданских прав был выделен  в качестве отдельного объекта оценки. Поэтому, можно сделать вывод о том, что законодатель изначально предположил, что и услуга, и работа являются самостоятельной правовой и экономической ценностью.

Под работой понимается не трудовая деятельность как таковая, которая регулируется трудовым правом, а результат работы. Характерным признаком результата работы как особого объекта гражданских прав является его гарантированное достижение любым лицом, обладающим необходимыми знаниями, навыками и квалификацией. Кроме того, квалифицирующим признаком работы как объекта гражданских прав является выражение результата работы в овеществленной форме, т.е. результат обладает способностью отделения от действий лица, выполняющего работу, быть осязаемым и способным к передаче лицу, для которого выполнялась работа.

В отличие от работы, под услугой понимаются такие действия субъектов, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют результат, не воплощаемый в овеществленной форме. В понятие «услуга» вкладывается «совершенно разное содержание – от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуга сводится к предмету договора возмездного оказания услуг»[2]. ГК РФ вводит услугу как процесс совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности (ст. 779 ГК РФ), а работу – как изготовление или переработку (обработку) вещи с передачей ее результата заказчику (ст. 702 и 703 ГК РФ), однако конкретных определений этим понятиям не дает. Унифицированное законодательное определение работ и услуг для целей налогообложения содержится в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ).

Согласно статье 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Из данного определения ясно, что Налоговый кодекс рассматривает услугу только как объект налогообложения, следовательно, это является частным случаем. При этом в качестве наиболее существенных различий между услугой и работой Ю.А. Кичигин указывает следующие: во-первых, услуги – это блага, предоставляемые в форме деятельности и эффекта от нее; работа – блага, предоставляемые в форме вещей, как созданных вновь, так и улучшенных старых; во-вторых, эффект от услуги характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника; результаты работы, наоборот, осязаемы, сохраняются на протяжении определенного времени, имеют стабильные качественные характеристики и способны отделяться от своего производителя; в- третьих, эффект, возникающий от оказания услуги, может производиться, передаваться и потребляться только одновременно; для работы производство, передача и потребление не связаны жестко между собой и могут быть разнесены во времени; в-четвертых, услуги – это действия, направленные непосредственно на потребителя, они не могут быть переданы другому субъекту; в противоположность им работа – действия, имеющие вещественный результат, могут быть переданы другому субъекту. Кроме того, результат от оказания услуги формируется в виде эффекта, отличающегося от материального результата тем, что он не может быть возвращен исполнителю, на него не может быть обращено взыскание, он не может быть использован в качестве факта. При этом, как представляется, одной из немногих особенностей, характерных как для работы, так и для услуги и потому объединяющей их, является качество, которое отличает их от товара. В частности, товар производится обезличенно, для удовлетворения потребностей всего общества посредством какого-то заранее неопределенного потребителя, а услуга и работа всегда имеют непосредственно индивидуальное назначение, они направлены на удовлетворение потребности конкретного индивидуального заказчика[3].

Итак, основой нормативно-правового регулирования оценочных услуг выступает глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Между тем, следует учитывать, что в настоящее время в правовом регулировании отношений по оказанию оценочных услуг существуют некоторые недостатки, одним из которых является отсутствие определенности по вопросу о том, к какому виду обязательств относится оценка стоимости имущества – обязательству по выполнению работ или обязательству по оказанию услуг. При этом анализ договора на оказание услуг и договора на выполнение работ (договора подряда) позволяет сделать вывод о том, что результат оценки стоимости имущества соответствует услуге, а договор на оценку стоимости имущества – договору возмездного оказания услуг, применение данного вывода позволит сделать отношения в области проведения оценки более определенными и, как следствие, более устойчивыми.

 

 

1 Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154-161.

2 Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации: дисс. … док. юрид. наук. М., 2009. С.234.

3 См: подробнее: Ситдикова Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская  юстиция. 2015. № 2. С. 14-17; Защита прав потребителей в сфере оказания услуг (сравнительно-правовой анализ России и иностранных государств). Монография / под ред. Ситдикова Л.Б., Малолетко А.Н., Каурова О.В. и др. – М.: Издательство «Галлея-принт», 2016. С.124.

Список литературы

 

 

1. Защита прав потребителей в сфере оказания услуг (сравнительно-правовой анализ России и иностранных государств). Монография / под ред. Ситдикова Л.Б., Малолетко А.Н., Каурова О.В. и др. – М.: Издательство «Галлея-принт», 2016. – 172 с.

2. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации: дисс. … док. юрид. наук. – М., 2009. 377 с.

3. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации: автореф. дисс. … док. юрид. наук. – М., 2009. 50 с.

4.                   Ситдикова Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 14-17.

5.                   Услуги социально-культурной сферы: теоретические и практические проблемы правового регулирования и судебной практики. Монография / под ред. Волкова М.А., Стародумова С.Ю., Малолетко А.Н. и др. – М.: Издательство «Галлея-Принт», 2016. – 270 с.

6.                   Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154-161.