Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛНОМОЧИЯ МВД РОССИИ ПРИ ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Капитальное строительство как отрасль экономики играет ключевую роль в решении социально значимых задач, требующих больших капитальных вложений, в том числе с участием органов внутренних дел Российской Федерации. Строительные работы с участием органов внутренних дел имеют ряд специфических особенностей. Это объясняется как инженерной уникальностью объектов строительства, режима их секретности и процедурами финансирования, так и общественной заинтересованностью государства в части обеспечения его обороноспособности и безопасности.

   Несмотря на имеющийся прогресс в области размещения заказов на выполнение строительных подрядных работ для обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, зачастую встречаются случаи низкого качества работ при выполнении подрядчиками условий государственного контракта. Объективная необходимость совершенствования подрядных отношений с участием органов внутренних дел, актуальность возможности наличия у МВД РФ полномочий на оперативное реагирование на деятельность подрядчиков, в том числе при отклонении параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, а также при нарушении подрядчиками требований к качеству работ, обеспечению выполнения требований безопасности при их проведении, и предопределила актуальность темы данной статьи.

   Как известно, в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения права осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства застройщик должен получить разрешение на строительство.

   Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.

    В силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях:

·   строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

·       строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

·       строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

·       изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

·       капитального ремонта объектов капитального строительства;

·       иных случаях, если  в соответствии  с ГрК, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

   Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство также не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений  внешнего архитектурного облика сложившейся застройки  города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

    Так, например, по объектам МВД России, расположенным в городе Москве, уполномоченным органом на выдачу разрешений на строительство является Комитет государственного строительного надзора города Москвы. Для того чтобы получить разрешение на строительство объекта капитального строительства застройщик должен представить в соответствующие органы, в зависимости от их компетенции, заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагается пакет документов.

    Пакет документов должен быть представлен в соответствии с п.п. 2.8, 2.9 Регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Выдача разрешения на строительство», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 № 145-ПП.

   Получив указанные документы, органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в течение десяти дней обязаны:

1)    провести проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2)     провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации  или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3)    выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

   Основными причинами отказа являются: несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка; несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта); несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

   Форма разрешения на строительство утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

   В разрешении на  строительство также должен быть отражен срок его действия. Так,  разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

   Важность разрешения на строительство при строительстве объектов обороны и безопасности, находящиеся в ведении МВД России, заключается не только в том, что оно подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям (например, градостроительному плану земельного участка) и дает застройщику право вести строительство. Построенный (реконструированный) в соответствии с разрешением на строительство объект капитального строительства не может быть признан самовольной постройкой (ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации) если, конечно, соблюдены другие необходимые требования.

   Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности выдачи бессрочного разрешения на строительство. Наоборот, закон говорит о выдаче разрешения на строительство на определенный срок (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Поэтому, если застройщик не укладывается в этот срок (не успевает закончить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в срок, указанный в разрешении на строительство), у него возникает потребность продлить срок действия разрешения на строительство. Если же застройщик продолжает строительство (реконструкцию) за пределами срока действия разрешения на строительство, его действия будут незаконными и он может быть привлечен как к административной (ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ), так и к гражданской (ст. 222 ГК РФ) ответственности [1]. Примером могут послужить постановления Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-6918/15 от 22 сентября 2015 года и по делу № А40-21224/15 от 23 сентября 2015 года.

    Для успешного функционирования строительной деятельности в системе МВД России, по мнению автора, Министерству внутренних дел необходима система мер, позволяющих оперативно принимать:

-      управленческие решения, оценивать выполненные строительные работы, их структуру, качество; контролировать ход строительства;

-   избежать длительность процедуры оформления разрешительных документов на строительство объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России (разрешение на строительство);

-     уменьшить количество аварий строящихся и эксплуатируемых объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России;

-     уменьшить число  грубых  нарушений обязательных требований нормативных документов в области строительства при возведении объектов, приемке и вводе их в эксплуатацию, производстве строительных материалов, изделий и конструкций;

-     сократить объем средств федерального бюджета, выделяемых на устранение брака и нарушений, внеплановые ремонты в процессе строительства и эксплуатации объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России,

-     обеспечить сохранность конфиденциальной информации (сведений,  составляющих государственную тайну): в том числе в части проведения работ по созданию объектов федерального значения, обеспечивающих национальную безопасность страны; о назначении, дислокации (расположение помещений для хранения оружия, дежурных частей), степени готовности, обеспечения безопасности режимных объектов (о комплексах технических средств, в том числе оборудования связи, необходимого для создания и взаимодействия указанных объектов), о размещении подземных коммуникаций.

   В целях реализации указанных мер автором предлагаются следующие мероприятия в части правового регулирования:

1)   Внести соответствующие изменения в пункт 55 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», дополнив его пунктом 55.1 следующего содержания: «выдает разрешение на строительство объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции этих объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

2)    В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» разработать Административный регламент предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России.

Список литературы

1.     Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

2.     Кальгина А.А. Разрешительные документы на строительство. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3.     Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092).

4.     Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального   строительства»   [Электронный   ресурс]   //   Доступ   из   справ.-правовой   системы «КонсультантПлюс».

5.     Постановления Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-6918/15 от 22 сентября 2015 г., по делу № А40-21224/15 от 23 сентября 2015 г.

6.     Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод  объекта  в  эксплуатацию»  [Электронный  ресурс]  //  Доступ  из  справ.-правовой  системы «КонсультантПлюс».

7.     Сведения с портала Комитета государственного и строительного надзора города Москвы [Электронный ресурс] // URL:http://stroinadzor.mos.ru/razresheniya_na_stroitelstvo/ (дата обращения: 06.11.2015).

8.     Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9.     Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».