Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Аннотация: В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя РФ. Изучены понятие, конституционные гарантии местного самоуправления. Местное самоуправление рассматривается как первичная ступень демократии и федеративного устройства Российской Федерации.

Ключевые слова: местное самоуправление, основы конституционного строя, демократия, местное население, гарантии местного самоуправления.

 

Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов. В основу данных отношений были заложены многовековые исторические и культурные традиции, уклады и поведенческие нормы, которые способны формировать равноправные общественные отношения [1, C. 69].

Конституция Российской Федерации, являясь основным законом страны, закрепляет способ и формы организации государства, взаимоотношения общества и высших органов государственной власти. Все выше перечисленное получило название основ конституционного строя.

«Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [2]. Таким образом, мы видим что в 1 статье Конституции РФ нашли свое отражение важнейшие основы конституционного строя: демократизм, федерализм, принцип верховенства права.

Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии, которая представляет собой осуществление населением управления через представительные органы государственной и местной власти.

Таким образом, местное самоуправление в России составляет основу народовластия, то есть демократии.

Статья 3 Европейской хартии дает следующее определение: «Под местным самоуправлением понимается реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [3].

Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства. Это стратегически важное направление способствует формированию в Российской Федерации, конституционно закрепленной децентрализованной, демократической системы управления делами государства и общества, а данное явление выступает наиболее оптимальной формой управления значительным количеством населения [4, С. 35].

Правовое положение органов местной власти, помимо Конституции, определяет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее №131-ФЗ).

В данном законе определяются виды муниципальных образований.

Исходя из этого, выделяется перечень вопросов, которые отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Местные власти за принятые решения, в первую очередь, несут ответственность перед населением.

В соответствии с №131-ФЗ «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» [3].

Ю.А. Дмитриев определяет местное самоуправление как «инициативную, независимую, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесённых к их ведению законом или нормативно-правовым актом органов местного самоуправления»[4].

Инициативность реализуется через формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Например, №131-ФЗ предусматривает проведение местного референдума по вопросам местного значения. В целях избрания выборных должностных лиц органов местного самоуправления, депутата представительного органа назначаются местные выборы. Названный в №131-ФЗ перечень не является исчерпывающим. Это означает, что допустимы и другие формы осуществления народом власти на местном уровне.

Независимость проявляется в том, что граждане определенного муниципального образования при принятии решений, касающихся вопросов местного значения, самостоятельны в своем выборе. Никто не должен препятствовать свободному волеизъявлению граждан при их непосредственном осуществлении местного самоуправления. За принятые решения население, в отличие от представительных органов местной власти, ответственности не несет.

При сравнительном анализе понятий местного самоуправления, названных в Европейской Хартии и №131-ФЗ можно обнаружить некие несоответствия. В Европейской Хартии местное самоуправление рассматривается «сверху вниз», то есть местной власти предоставляется приоритет в решении части общественно-важных вопросов, тогда как в №131-ФЗ приоритет предоставляется населению определенного муниципального образования. В обоих случаях должно присутствовать взаимодействие между органами власти муниципалитета и населением. Являясь первичной основой федеративного устройства государства, местное самоуправление помогает решать проблемы в более узком масштабе. Это способствует установление наиболее тесных контактов народа с публичной властью, привлечению населения к участию в управленческой деятельности. Участие граждан в осуществлении управления муниципальным образованием, а так же их заинтересованность в этом составляют основу местного самоуправления. Таким образом, местная власть, решая вопросы местного значения в тандеме с населением муниципального образования, способствует укреплению демократических начал в нашем государстве.

Поэтому местное самоуправление в России следует рассматривать как ступень публичной власти, осуществляемый на муниципальном уровне путём непосредственной деятельности населения во взаимосвязи с органами местной власти, исходя из интересов населения, его исторических и других местных традиций.

Как отмечает С. Д. Князев, местное самоуправление представляет собой неотделимую часть общероссийской системы народовластия. Конституция РФ закрепляет его в качестве одной из основ конституционного строя, и устанавливает гарантии обеспечения исполнения решений органов и должностных лиц местного самoуправления и населения муниципальных образований, принятых в пределах их компетенции [5].

Гарантии независимости местного самоуправления от системы государственной власти, закрепленные в Конституции РФ, представляют собой основу, на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор.

Местное самоуправление обладает организационной, имущественной и финансовой самостоятельностью.

Организационная самостоятельность проявляется в том, что органы местного самоуправления не в ходят в систему органов государственной власти РФ. (ст.12 Конституции РФ).

Имущественная самостоятельность заключается в том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. (ч.1 ст. 132 Конституции РФ).

Финансовая   самостоятельность представляет собой самостоятельные действия по разработке, утверждению и исполнению органами местного самоуправления бюджета, а также утверждения местных налогов и сборов.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одного из основных элементов конституционного строя, тем самым устанавливая взаимоотношения между гражданином, обществом и государством. Через органы местного самоуправления гражданам предоставляется право на решение вопросов, которые напрямую затрагивают их жизнедеятельность, социальное благополучие. Например, сход граждан в муниципальном районе может проводиться по поводу изменения границ данного населенного пункта. При этом необходимо вынесение нормативно-правового акта представительным органом муниципального района. Любое принятое населением решения требует правотворческой деятельности местных властей. Тем самым, население непосредственно с помощью представительных органов местного самоуправления осуществляет свою власть.

Из чего можно заключить, что взаимодействие местных властей и населения представляет собой одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Это важно не только для общества, но и для государства в целом, так как местное самоуправление выступает как первичная ступень демократии и федеративного устройства государства.

Список литературы

 

1.     Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2014. № 4 (25). С. 69-71.

2.   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом

поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. ст. 4466.

4. Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и   развития   //   В   сборнике: Политика   и   право   в   социально-экономической   системе общества материалы XIV Международной научно-практической конференции. Научно- информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2015. С. 35 - 40.

5.     Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ(ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс].- Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 03.11.2017).

6. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право России. М.: Профобразование, 2006. С. 73.

7. Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права.2008. № 6. С. 53.