Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНДЕНЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   В настоящее время коррупция в России переросла из проблемы в системную угрозу безопасности страны. Деструктивное влияние на экономический сектор государственной политики препятствует реализации конституционных прав российского гражданина, установлению демократичной рыночной экономики с минимальным вмешательством в неё органов государственной власти. Такие последствия порождают массовое нарушение законодательства и отсутствие стабильности законности и правопорядка, противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

   Перед государством стоит серьезная задача – проведение настойчивой и принципиальной политики борьбы с данным явлением. Актуальность антикоррупционной политики неоспорима и подтверждается, сложившейся в современной России ситуацией, а также высокой научной заинтересованностью данной проблемой. Вопрос о борьбе с коррупцией как социальным недугом систематически поднимается как на официальном уровне, так и в различных слоях российского общества. Большинство российских граждан считают, что коррупцию невозможно победить. Однако высшие должностные лица утверждают, что антикоррупционная политика будет приобретать жесткие меры, и снизить уровень коррупции представляется возможным.

   Коррупция бросает серьезный вызов как государству, так и обществу. Приобретая в условиях глобализации универсальные черты, она существует во всем мире, вне зависимости от уровня развития стран, проникает во все сферы общественной жизни, приобретает транснациональные формы. Коррупция наносит огромный ущерб обществу, государству, гражданам, способствует возникновению недоверия между обществом и властью, стимулирует нарушения законодательства чиновниками и гражданами.

   Прежде всего, необходимо обозначить, что понимается под политикой борьбы с коррупцией. Антикоррупционная политика – научно-обоснованная, взаимосвязанная стратегия действий государства, международных организаций, граждан и их объединений, направленная на искоренение институтов коррупции посредством правотворческой, правоприменительной, правовоспитательной и доктринальной деятельности, осуществляемой на основе принципов законности, гуманности и публичности.

   Тенденциями антикоррупционной политики в России выступают основные направления политики противодействия коррупции в совокупности с мерами, устанавливаемыми для реализации направлений такой политики. Анализ научной литературы показал, что меры борьбы государства против коррупции можно распределить по группам. А. В. Малько выделяет следующие виды мер антикоррупционной политики: научные, организационные и правовые [2].

    Административная реформа 2006-2010 гг. – один из наиболее ярких примеров антикоррупционной деятельности государства в рамках реализации направления по совершенствование системы и структуры государственных органов. Её результаты послужили толчком к развитию положительной динамики в борьбе России с коррупцией. Нацеленная на искоренение коррупционных проявлений в работе органов государственной власти как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ, она предполагала реализацию определенных мер. Например, формирование особых механизмов борьбы с коррупцией в органах, которые наиболее подвержены данному явлению. Другой мерой выступает проведение проверки коррупциогенности актов органов государственной власти. И в-третьих, это разработка методов для оценки государственных функций на наличие коррупциогенности и пополнение законодательной основы противодействия коррупции, а также разработка и реализация специальных программ, направленных на реализацию антикоррупционной политики [3].

    Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы» направлена на реструктуризацию системы органов государственной власти, разработку и применение правовых технологий для продуктивности работы государственных служащих, а также выработку и использование методик, определяющих эффективность работы должностных лиц органов государственной власти. По мнению экспертов, работа данной программы послужила мощным толчком к дальнейшему развитию государственной службы РФ.

   В результате реализации программы в 2012 года система и структура органов государственной власти претерпела значительные перемены. Но цель по внедрению показателей эффективности деятельности государственных служащих. Г.А. Борщевский, проведя критический анализ реформы государственной службы в РФ, отметил главный недостаток: малоэффективность мероприятий из-за отсутствия единой системы управления государственной службы, которая осуществляла бы контроль и надзор за качеством работы государственных органов и их служащих [1].

   Следует заметить, что отмеченный Г.А. Борщевским недостаток отражается на формировании кадрового состава в органах государственной власти. В первую очередь это касается проведения аттестационных и квалификационных экзаменов, а также конкурсов на замещение должностей государственных служащих, которые в действительности носят формальный, субъективный характер. Поэтому факты о коррупционных проявлениях в работе конкурсных и аттестационных комиссий достаточно распространены на нынешний день. Проблемы состоит в том, что большинство из них в юридической науке и практике признаются латентными.

   Существует также и ряд положительных мероприятий, направленных на снижение уровня коррупции в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц. Примером, в этом случае, выступают законодательно установленные меры, направленные на снижении коррупциогенности в деятельности государственных служащих. В частности, законодательство о государственной службе, используя методы ограничения и запретов, становится результатом реализации положений ФЗ «О противодействии коррупции» [4]. К их числу относятся следующие: запрет на осуществление предпринимательской и иной деятельности, проносящей доход; предоставление сведений о доходах, расходах, а также об имуществе и имущественных обязательствах сотрудников государственных органов, их супругов и детей; запрет на прекращения сотрудником исполнения своих должностных обязанностей для урегулирования возникшего конфликта интереса; запрет на публичные заявления, высказывания о деятельности государственных или муниципальных органов, а также их руководителей. Такие меры борьбы с коррупцией в государственных органах – следствие многочисленных фактов правонарушений и преступлений коррупционной направленности со специальным субъектов – должностным лицом при осуществлении им своих должностных полномочий при прохождении государственной службы.

   За последнее время выросла обсуждаемость таких направлений антикоррупционной политики как: обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности в области государственных и муниципальных закупок; усиление контроля деятельности государственных органов по организации работы с обращениями граждан и юридических лиц; ведение антикоррупционной политики в организациях. Актуальность указанных направлений обуславливается реализацией их на практике, значительностью их результатов, а также степенью распространенности соответствующих коррупционных нарушений.

   Современные способы и пути реализация основных направлений антикоррупционной политики России приобрели широкое распространение в обществе. Но они не заполняют ряд пробелов в антикоррупционном законодательстве. Прежде всего, речь идет об  отсутствии методик раскрытия преступлений коррупционной направленности и достаточного опыта борьбы. Нерешенные задачи создают основу развития антикоррупционной политики России в будущем. Борьба с коррупцией в органах государственной власти и области государственной службы на сегодня является приоритетным направлением  антикоррупционной политики. Внимание общественности привлечено к преступлениям антикоррупционного характера, которые совершают должностные лица при прохождении государственной службы в государственных органах.

    Политика противодействия коррупции  – это сложный по содержанию и длительный по срокам непрекращающийся процесс снижения уровня коррупции. Успех в проведении антикоррупционной политики возможен только при образовании фундаментальных сдвигов в общественном, групповом и индивидуальном сознании, в сопровождении ряда позитивных изменений в поведении граждан РФ. Подводя итог исследованию антикоррупционной политики современной России, следует сделать существенный вывод: проблемы в данной области требуют комплексного подхода к их решению – сочетание теории практики.

Список литературы

1.     Борщевский Г.А. Вопросы государственного и муниципального управления. – 2014. - №2. – С. 69.

2.     Малько А. В. Основы антикоррупционной политики России // Право и политика. – 2003 - №3 – С.73.

3.     Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства РФ. – 2005. - №46. – ст. 4720.

4.     Федеральный закон  от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии  коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - №19. – ст. 2060.