Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ БАНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

    За сравнительно короткую историю существования отечественной банковской системы, ей довелось пережить, как минимум, шесть серьезных потрясений. В 1993 году-проблемы с Кассовым союзом, в 1994 году - «черный вторник», кризис ликвидности в 1995-м, обвал и кризис доверия всей банковской системе в 1998-м, микрокризис в 2004 году и глобальный финансовый кризис 2008-2010 г.г. В России действовали те же предпосылки, что и в других странах. Однако ситуация усугублялась недоразвитостью финансовой системы страны.

    На современном этапе наиболее существенное негативное влияние на экономический рост начали оказывать западные санкции в отношении России в связи с присоединением Крыма и событиями на Украине.

    С целью преодоления последствий кризисных явлений Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на повышение ликвидности кредитных организаций, с одновременным применением к некоторым банкам крайней меры регулирования-отзыва лицензии на осуществление банковских операций. В целом, денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации, заключается в поддержании финансовой стабильности и формировании условий, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.

    Однако, процессы, происходящие как в экономике России, так и на международном  уровне, создали предпосылки для модернизации надзора в сфере финансовых рынков. Целесообразным становится вопрос о создании регулятора финансовых  рынков с целью укрепления финансовой, банковской системы и  в целом упрочения экономического положения страны на мировом уровне.

   Идея о необходимости создания мегарегулятора финансовых рынков и сосредоточения в нем функции контроля и надзора за всеми секторами финансового рынка возникала в России с 1999 года с разной периодичностью.[3]. Стоит заметить, что данная идея зародилась после произошедшего наиболее серьезного российского кризиса-дефолта 1998 года.

    И только в 2013 году Центральный банк Российской Федерации становится мегарегулятором финансовых рынков. Эксперты высказывают противоположные мнения по этому поводу. По мнению А. Хандруева: «Создание института мегарегулирования способно минимизировать системные риски, повысить уровень защиты инвесторов, увеличить поток частных инвестиций за счет унификации инструментов инвестирования, и – наконец – в целом повысить конкурентоспособность российского финансового рынка»[5].

      К. Корищенко называет «прагматичным» создание мегарегулятора на базе ЦБ. По его словам, основу финансовой системы России создают банки, поддерживаемые государством, а также сырьевые экcпортеры, тесно связанные с государством. ФСФР, по словам Корищенко, никогда не занималась оценкой кредитных рисков и никогда не применяла «рискоориентированный надзор» на финансовом рынке — деятельность ведомства сосредотачивалась на регулировании операций (выработке стандартов, требований к раскрытию информации и пр.).

     В. Плескачевский, напротив, подчеркивает, что аналоги мегарегулятора на базе ЦБ есть только в нескольких развивающихся странах — например, в Буркина-Фасо. Он признает, что отдавать разные финансовые инструменты в ведение разным ведомствам, как было сделано в 1990-е годы, принципиально неверно – нужна синхронизация. Однако созданная в 2004 году ФСФР, по словам В. Плескачевского, с синхронизацией не справилась и ситуацию не улучшила. Теперь эксперт сомневается, что справиться с задачей сможет ЦБ[4].

   Не можем не согласиться с мнениями экспертов о том, что присоединение ФСФР РФ к Банку России, как любая реформа, имеет как преимущества, так и недостатки.

    На данном этапе важно было правильно сформулировать те задачи, которые должен решать новый орган, ориентируя их на совершенствование самой методологии финансового надзора. Более чем 20-летний опыт Банка России в области банковского надзора дает основание сделать вывод о постоянном совершенствовании методологических подходов в области банковского надзора [4].

    Необходимо отметить, что с приобретением Банком России нового статуса и в связи с наделением его новыми полномочиями были расширены цели его деятельности. Цели (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) были дополнены также следующими: развитие российского финансового рынка и обеспечение его стабильности[1]. Для того, чтобы Банк России мог на практике выполнять функции мегарегулятора финансового рынка, он был наделен рядом новых полномочий, таких как нормативно-правовое регулированию финансового рынка[2]. Помимо этого, теперь Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за финансовыми некредитными организациями, к числу которых относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, специализированные регистраторы); управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерные инвестиционные фонды; клиринговые организации; организаторы торговли, в том числе биржи (товарные, валютные и фондовые) и внебиржевые организаторы торгов; центральный депозитарий; страховые компании и страховые брокеры; негосударственные пенсионные фонды; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; жилищные накопительные кооперативы; бюро кредитных историй; актуарии; рейтинговые агентства; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

    Кроме того, изменение статуса Центрального банка Российской Федерации обусловлено принятием Федерального закона от 23 июля 2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Указанный закон внес изменения в более чем пятьдесят нормативно-правовых актов, тем самым еще более укрепив позиции Банка России.

    Таким образом, остается надеяться на то, что Центральный банк, оставаясь независимым институтом с расширенными полномочиями мегарегулятора финансовых рынков,  сохранит способность оперативно и независимо от сиюминутной политической или какой-либо иной конъюнктуры реагировать на всевозможные сигналы финансового рынка как одного из важнейших сегментов экономики. Как видится, это является одним из основополагающих принципов построения эффективной банковской системы особенно в период кризисных явлений.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями и дополнениями.

2.      Федеральный закон от 23 июля 2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» с изменениями и дополнениями.

3.      Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка Журнал «Финансы и кредит», февраль, 2014.

4.      Счастная Т.В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России // Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2013, №1, с.113-121.

5.      Хандруев А.А. Направление – мегарегулятор «Отрасли и рынки/     финансовый рынок», 26 Октябрь 2012.