Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СМЕШАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

    Избирательная система как правовая категория является неотъемлемой частью жизни современного общества и представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов, с помощью которых определяются результаты голосования, а так же принцип организации избирательных округов и способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. В мировой практике известно множество избирательных систем, однако наибольшее распространение получили базовые избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная.

  На сегодняшний день можно говорить о существовании смешанной избирательной системы, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарному принципу, а часть – по пропорциональному. Однако, вопрос о выделении смешанной избирательной системы является спорным.

     По мнению Мишина А.А. категорию "смешанная избирательная система" целесообразно понимать в широком и узком смысле. Так широкий подход означает параллельное использование различных систем. В свою очередь узкое толкование предполагает сочетание элементов различных систем выборов при доминировании одной из них.

     Белоновский В.Н. оперирует категорией «смешанная избирательная система» исключительно в рамках пропорциональной избирательной системы. В свою очередь систему, используемую при формировании Государственной Думы в 1993 – 2003 гг. автор именует полосной, поскольку по его мнению функционировали два самостоятельных типа избирательных систем.

    Другими учеными (Автономов А.С., Малый А.Ф., Чиркин В.Е.)отрицается сама типологическая разновидность смешанной избирательной системы. Авторы отмечают, что необходимо использовать термин«комбинирования» мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

   Ряд ученых говорят  о смешанной  системе как о самостоятельном виде избирательной  системы, при котором распределение мандатов происходит в соответствии с мажоритарными пропорциональным принципами.

    Кроме того, по их мнению, существуют и разновидности смешанной избирательной системы: связанная смешанная и несвязанная смешанная избирательные системы. Связанная смешанная избирательная система представляет собой систему, при которой распределение мест по мажоритарной составляющей зависит от результатов выборов по пропорциональной составляющей. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими  партиями, участвующими в  выборах  по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в  мажоритарных округах, распределяются  в  зависимости от результатов  выборов по пропорциональной системе. Таким образом, при смешанной связанной системе получение мест по одной из составляющей происходит с учетом результатов по другой. Смешанная связанная избирательная система применяется в Германии на выборах в Бундестаг.

   Смешанная несвязанная система выборов предполагает распределение мандатов по мажоритарной системе и никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. Такая избирательная система применялась на выборах в Государственную Думу Российской Федерации до 2003 года и в соответствии с Федеральным Законом от 22.02.2014 года будет применена при формировании Государственной Думы седьмого созыва.

    В настоящие время смешанная избирательная система является распространенным правовым явлением и применяется на выборах в представительный (законодательный) орган власти во многих странах.

     Основным достоинством смешанной избирательной системы является возможность одновременного партийного представительства и представительства территорий в представительном (законодательном) органе власти. Избиратель имеет возможность выбора как конкретной политической программы, путем голосования за партийный список, так и конкретного кандидата, выдвинутого на определенной территории. Кроме того, смешанная система обеспечивает принцип равенства голосов избирателей, пропорциональность распределения мандатов между партиями в соответствии с числом полученных голосов. Данная избирательная система стимулирует процесс становления и развития парламентской многопартийности. Важным преимуществом такой избирательной системы является и возможность реализации пассивного избирательного права для беспартийных гражданами, путем самовыдвижения. Использование пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы позволяет создавать в выборном представительном (законодательном) органе фракции, образованные депутатами, избранными в составе определенных партийных списков, что обеспечивает их более слаженную работу.

    Однако, баланс между мажоритарной и пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы не является безусловным. Наличие двух компонентов смешанной системы выборов не устраняет всех недостатков. Так единоличная деятельность депутатов избранных по мажоритарной системе является крайне затруднительной, что обуславливает необходимость их присоединения к какой-либо существующей партийной фракции, а так же создание самостоятельных депутатских объединений. В результате возникает риск образования раздробленного парламента, где наряду с крупными фракциями существует множество относительно мелких депутатских объединений. В данной ситуации реального большинства лишаются как популярные партии, так и относительно малочисленные партии, что приводит к их вынужденному объединению в союзы, коалиции, зачастую состоящие из идеологических противников. Все это в совокупности затрудняет проведение голосования по важнейшим для страны вопросам, осложняя работу парламента как единого представительного органа власти.

     Кроме того, при смешанной избирательной системе не удается устранить риск искажения воли избирателей, что повышает вероятность возникновения ситуации, когда кандидат по одномандатному округу, набрав больше голосов по отношению к другим кандидатам, в совокупности не получит поддержки большинства избирателей. Применение мажоритарной системы абсолютного большинства способно устранить данный недостаток, однако одновременно приведет к необходимости повторного голосования, что в свою очередь увеличивает время и расходы на проведение избирательного процесса.

   Применение смешанной избирательной системы при формировании представительного (законодательного) органа власти создает трудности реализации института отзыва депутатов. Избрание депутата по мажоритарной системе означает его ответственность перед избирателями в пределах конкретной территории, а соответственно и возможность применения процедуры его отзыва. В то же время при пропорциональной системе институт отзыва не применяется, так как избиратели голосуют в целом за партию, политическую программу. При смешанной системе применение отзыва депутатов также невозможно. Иное создает риск нарушения принципа равенства прав избранных депутатов, независимо от способа их избрания.

    Таким образом, несмотря на наличие двух компонентов, пропорционального и мажоритарного, смешанная избирательная система, одновременно обладает достоинствами и недостатками. Поэтому ее применение в конкретном государстве при формировании представительного (законодательного) органа власти должно соответствовать реалиям политической жизни данной страны.

 

Список литературы

1.      О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] федер. закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Доступ из справ. правовой системы „КонсультантПлюс―.

2.      Автономов, А.С. Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / А.А. Автономов, Ю.А. Веденеев, В.В.Луговой; Науч. ред. В.В. Маклаков. – М.: Норма, 2003. – 208 с.

3.      Белоновский В.Н. Избирательное право: общая часть: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. –266 с.

4.      Иванченко, А.В. Избирательная система Российской Федерации: новый этап развития / А.В.Иванченко // Журнал российского права. – 1998. – № 9. – С. 3 – 5.

5.      Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / С.А. Авакьян, Л.Г. Алехичева, В.В. Альхименко и др.; Отв. ред. А.В. Иванченко. – М.: Норма, 1999. – 856 с.

6.      Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Под ред. А.А. Вешнякова. - М:Норма, 2003. -816 с

7.      Избирательное право и процесс в Российской Федерации: учебное пособие / Макарцев А.А., Юсубов Э.С. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 328 c

8.      Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М:Юстицинформ 2010.- 559 с.

9.      Малый А.Ф. Смешанная избирательная система: существует ли она?// Российская юстиция. 2014. №6

10.   Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша / Д.В. Лафитский, Н.М. Касаткина, А.Г. Орлов, Н.Ю. Трещетенкова. — М.: РЦОИТ: Норма, 2006. – 496 с.

11.   Чиркин В.Е. О пропорциональной избирательной системе с преференциальным вотумом // Журнал российского права. 2013. N 6.