Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ЗНАЧЕНИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Авторы:
Город:
Елабуга
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Происшедшие в России с 90-х годов XX столетия реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности [10, с. 664], свободу в личных, политических, социально-экономических и культурных правах. Данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане [2, с. 314], но и потребовавший существенного изменения организации и осуществления государственной власти в Российской Федерации (далее – РФ, Россия).

   На современном этапе развития Российского государства, перед  ее обществом, как и в целом перед мировым сообществом, достаточно остро встают проблемы [3, с. 222] внутренней организации и совершенствования деятельности органов государственной власти с учетом формы государственного устройства, принципов правового и социального государства, государственного суверенитета, разделения властей и др.

   В юридической литературе вопросам анализа реализации принципа разделения властей, посвящено много научных работ [8], что ни в коей мере исключает возможности продолжить исследование данных проблем. Предметом нашего рассмотрения будут некоторые вопросы о значении принципа разделения властей в деятельности государственных органов России.

   Закономерны вопросы: что понимается под принципом разделения ветвей власти; в каких конституционных нормах нашел отражение данный принцип; как реализуется принцип разделения ветвей власти в деятельности органов государственной власти; какие особенности, характерны для реализации этого принципа в деятельности государственных органов; какое значение имеет принцип разделения властей в деятельности государственных органов России? На многие из указанных вопросов имеются научные публикации, что не мешает автору высказать свое мнение [1, с. 507].

   Общепризнано, что на организацию и деятельность органов государственной власти оказывает воздействие опыт накопленный человечеством, а также содержащийся в общепризнанных принципах и нормах международного права, как суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека [4, с. 359], разделение властей и т.д.

   Принцип разделения властей – один из важнейших принципов организации и деятельности государства. Он состоит в распределении суверенной государственной власти между тремя вполне самостоятельными ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

   Данный принцип имеет достаточно давнюю историю. Впервые идея о соотношении властей в государстве выдвинул древнегреческий философ Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), затем она была возрождена английским философом Д. Локком (1632-1704). В дальнейшем идея разделения властей развивалась в период феодального абсолютизма, во время борьбы в Европе против абсолютных монархий французским просветителем Ш. Монтескье (1689-1755), который сформулировал ее в 1748 г. следующим образом: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом. Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя» [6, с. 294]. Как известно впервые принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную был закреплен в Конституции США 1787 года. Что касается России, то он отвергался, как в дореволюционный период, так и в советское время, когда власть формально закреплялась за советами народных депутатов.

   Разделение властей – это не просто принцип определяющий разделение органов государственной власти, но и предусматривающий систему сдержек и противовесов. Джеймсом Мэдисоном – главным «архитектором» Конституции США – было сказано, что пока органы государственной власти «не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом» [7, с. 204].

   Реализация принципа разделения властей препятствует концентрации властных полномочий в руках только одного государственного органа, и  тем самым является, необходимым дополнением принципа народовластия. При этом имеет место «разделение труда» внутри единой государственной власти, а реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность ее осуществления, своевременное и надлежащее выполнение полномочий и функций, закрепленных за ними.

   Принцип разделения властей в современном понимании включает в себя: 1) разделение всей системы органов государственной власти на виды в зависимости от принадлежности к основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной; 2) формальную независимость их друг от друга по источнику формирования (избранию или назначению), по предметам ведения; 3) каждый орган государства реализует свои полномочия и функции в рамках задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей; 4) возможность органов государства каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предполагаемых полномочий (система сдержек и противовесов).

   Реализуется система сдержек и противовесов, например, путем закрепления за главой государства возможности налагать «вето» на законы и распускать в определенных случаях парламент либо путем закрепления за законодательным органом права выразить недоверие правительству и требовать его отставки, а также добиться отстранения от должности главы государства путем «импичмента». Или за судебной властью закрепляется право объявления недействительный любого нормативного акта власти, если таковой противоречит Основному закону (конституции) страны или другим актам, обладающим высшей юридической силой [9].

    В России рассматриваемый принцип также нашел свое закрепление. В Конституции РФ принцип разделения властей определяется следующим образом, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом указанные органы власти самостоятельны (ст. 10) [5, с. 7].

   В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ указывается, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ [5, с. 7].

     Федеральное Собрание РФ принимает законы, участвует в формировании Правительства РФ, влияет на деятельность исполнительной власти (например, имеет право решения вопроса о доверии Правительству РФ), принимает участие в создании судебных органов России. Этот орган власти воздействует на исполнительную власть путем принятие законов и других нормативных актов, которые обязательны для последней.

   Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ [5, с. 36]. Правительство РФ возглавляет согласованную деятельность системы органов исполнительной власти, которая состоит из федеральных министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет и организует его исполнение; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет иные полномочия [5, с. 37]. На основании ст. 104 Конституции РФ оно также оказывает влияние на законотворческий процесс, а именно: имеет право законодательной инициативы; представляет свои заключения на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств и т.д. [5, с. 34].

   Правосудие в РФ осуществляется только судами. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти положения закреплены в ст. 118 Конституции РФ [5, с. 39], а другие основы судебной власти более подробно рассматриваются в главе 7 «Судебная власть и прокуратура» [5, с. 39-42].

   Особо следует отметить, что ст. 11 Конституции РФ обеспечивает принцип разделения властей, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

   Необходимо также подчеркнуть, что принцип разделения властей – один из главных принципов демократической политической системы. Он является одним из главных критериев уровня демократичности государств. Его сущность предполагает относительно самостоятельное функционирование ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также разграничение полномочий между центром федерации и ее субъектами (в федеративных государствах). Каждая из ветвей власти является своеобразным противовесом другой и неким правовым средством воздействия на другие ветви. Общепризнано, что принцип разделения властей позволяет осуществлять органам государственной власти свою деятельность на правовых основах, регулировать их действия и не допускать сосредоточения власти в одних руках. В этом случае, ни одному из государственных органов власть не принадлежит полностью, однако вместе с тем этот принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей на основе общих принципов, а также предусматривает, что все споры и разногласия между ветвями власти должны разрешаться только правовыми средствами и с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

   Так какое же значение имеет принцип разделения властей в деятельности государственных органов России?

    По мнению автора, принцип разделения властей в деятельности государственных органов России предусматривает разграничение компетенции и взаимный контроль между соответствующими государственными органами, а также систему сдержек и противовесов, и направлен на пресечение превышения полномочий со стороны тех или иных органов государственной власти. Без разделения властей невозможно построение правового государства, которое представляет собой организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Более того именно принцип разделения властей препятствует возникновению злоупотреблений в деятельности органов государственной власти.

Список литературы

1.     Жадан В.Н. Актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений // Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С. 507-513.

2.     Жадан В.Н. Актуальные вопросы уголовно-правовой характеристики мошенничества // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 313-319.

3.     Жадан В.Н. Криминогенная ситуация в России, ее значение для безопасности граждан // Проблемы современной науки: сборник научных трудов: выпуск 8. Часть 1. – Ставрополь: Логос, 2013. – С. 221-227.

4.     Жадан В.Н. Международное право и его значение при изучение в вузах // Молодой ученый. – 2013. – № 2.– С. 359-362.

5.     Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 63 с.

6.     Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Госполитиздат, 1955. – 799 с.

7.     Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.

8.     См.: Голубева Л.А. Особенности реализации принципа разделения властей в Российской Федерации // Известия Рос. государ. педагог. уни-та им. А.И. Герцена. Выпуск № 40. Том 16. 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-printsipa-razdeleniya-vlastey-v- rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.10.2015); Мандрыка Е.В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 230 с.; Мартьянова Г.В. Принцип разделения властей и его реализация в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2007. – 195 с.; Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях российского федерализма: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2010. – 193 с. и др.

9.     Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.

10. Zhadan V.N. On the Criminogenic Situation in Russia and Its Significance to the Security of Citizens // World Applied Sciences Journal. – 2013. – 25 (4). – Р. 664-668.