19 декабря 2016г.
Аннотация. Органы местного самоуправления играют очень важную роль в политической системе всей страны в целом. Местным самоуправлением обеспечивается функционирование и реализация основных приоритетных направлений государства.
Ключевые слова: структура, местное самоуправление, органы местного самоуправления, управление местной администрации, аппарат администрации, структура органов местного самоуправления.
Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций и обычаев. Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов[1].
Одной из самых значительных составляющих государственного устройства как нашей страны, так и любого другого государства с демократическим устройством, несомненно, является местное самоуправление. В государственном устройстве страны роль местного самоуправления очень велика, так как оно связывает между собой население и государственные структуры.[2] Органы местного самоуправления — муниципальные органы, которые создаются, образуются для осуществления и реализации функций государства на своей территории, чтобы обеспечить интерес и решить важные вопросы жизнедеятельности всего населения в целом.
Если обратиться к содержанию понятия органов местного самоуправления, то хочется в первую очередь выделить, что же значит из себя местное самоуправление, какими органами представлено и осуществляется, какой характер они носят в нашем современном государстве.
Местное самоуправление — это организация деятельности граждан, с помощью которой решаются все важные и наиболее приоритетные вопросы населения, носящие локальный характер, управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности, исходя из обращения граждан к данным структурным подразделениям[3].
Если рассмотреть содержание значения местного самоуправления более широко, то следует сказать, что оно несет в себе право и потенциальную способность органов самоуправления регулировать, регламентировать наиболее значительную часть общественных дел и управлять ею, действуя в рамках действующего законодательства в интересах населения региона или субъекта.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона. Если рассмотреть орган местного самоуправления изнутри, то можно выделить такие структуры как:
- представительный органа муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Данные органы является обязательными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
- другие органы данного местного самоуправления, которые определяются локальным уставом, обладающие личной властью в решении вопросов, имеющий локальный характер.
Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов:
1) руководитель (им может быть глава органа самоуправления и его заместители);
2) аппарат администрации, который состоит из отделов и лиц;
3) отраслевые звенья (комитеты, управления, комиссии и т.д.)
4) территориальные звенья[4].
В любой администрации можно встретить следующие отделы: общий отдел, организационный отдел, управление делами, экономический отдел, правовой отдел, отдел информационно- аналитической работы, отдел по работе со СМИ, приемная руководителя подразделения, отдел административно- хозяйственной деятельности т.д. Они являются основой любой организации.
Управление местных органов самоуправления— это независимые органы исполнительной власти, которые выполняют и реализуют следующие функции управления: управление финансами и собственностью муниципалитета, защита и социальная поддержка незащищенных слоев населения, таких как пенсионеры, инвалиды, сироты и т.д.
В структуре органов муниципального образования наиболее важное и главное место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, то есть орган, который обладает и наделен правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующего на всей территории муниципалитета. Представительные органы местного или локального значения могут называться по-разному. Это зависит от территориальной расположенности, национальных, исторических и других традиций. Вот краткий перечень наименований органов локального значения: курултай, рада, муниципальный совет ну и и т. п.
Значимость органов муниципалитета в жизни страны или конкретного региона, субъекта страны очень велика. Структура органов самоуправления находит свое закрепление в ее уставе, а также регламентах, иных правовых документах, применяемых этими органами. Население региона или субъекта имеет интерес в реализации локальных вопросов. Очень часто от достижения результатов деятельности органов конкретной местной администрации очень зависит расположение и доверие ко всей системе исполнительной власти государства.
Органы местного самоуправления занимают важное место системе демократии управления государством. Данное место в первую очередь определяется тем, что присутствие органов муниципалитета обеспечивает системную децентрализацию управления в целом, которая создает условия для управления наиболее пригодной к обеспечению интересов локального населения на местах с учетом правовых и других местных традиций.
Итак, полномочия администрации местного самоуправления по формированию независимой системы органов и должностных лиц очень большие. Можно сказать, что это определило множество вариантов местного самоуправления в муниципалитетах. В больших городах часто создаются территориальные (локальные) органы администраций — их называют префектуры, районные управы и т.п. В г. Уфе Республики Башкортостан, например, в системе администрации входят администрации его районов в городе и поселков в соответствии с территориальным внутригородским устройством. Администрация района обладает исполнительно-распорядительными и контрольными функциями. А, например, администрация какого- либо поселка это отделение администрации района в городе и оно может осуществлять так же исполнительно-распорядительные функции на всей территории поселка.
В маленьких муниципальных образованиях (селах и деревнях) подразделения, которые осуществляют исполнительные и распорядительные функции, очень малы. Часто в селах и деревнях таких подразделений просто нет, а соответствующие функции исполняют от двух до пяти работников. Они могут заниматься такими проблемами, как управление муниципальным жильем, земельными вопросами, регистрацией браков, нотариальными действиями и некоторыми иными вопросами. В этих селах и деревнях может быть избран староста, который и осуществляет функции исполнительно- распорядительные функции.
В общем, структура администрации муниципального образования представляет собой очень динамичное явление, которое в зависимости от появляющихся задач и условий жизни населения, конкретных случаев может испытывать различного рода новации.
Совершенствование законодательства и правоприменительной практики по вопросам муниципального управления, является необходимым в целях развития органов местного самоуправления и муниципальных образований для оптимизации и улучшения деятельности данных органов, что позволит повысить эффективность осуществления ими функций и задач, а также осуществление населением их конституционных прав[5]. Совершенствование законодательства в данной отрасли предполагает внесение обширных изменений и дополнений в действующее антимонопольное, налоговое, бюджетное законодательство, законодательство об акционерных обществах и иные нормативно - правовые акты, регулирующие частные и публичные правоотношения в сфере местного самоуправления.
1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов в Российской Федерации//Вестник Башкирского института социальных технологий. 2014. № 4 (25). С. 69-72.
2.Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации//Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. -2016. -№ 19-2. -С. 239-242.
3 Козлова Е. И. Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 3-е. — М.: Норма, 2007. — 592 с.
4 Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. В.В. Володина. – Саратов: издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. – 348 с.
5 Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования//Экономика, социология, право. Москва, 2014 г. № 4. С. 143-145.
Список литературы
1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. В.В. Володина. – Саратов: издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. – 348 с.
2. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов в Российской Федерации//ВестникБашкирскогоинститутасоциальныхтехнологий. 2014. № 4 (25). С.69-72.
3. Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации//Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. -2016. -№ 19-2. -С. 239-242.
4. Аминов И.Р., РуденкоС.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования//Экономика, социология, право. Москва, 2014 г. № 4. С. 143-145.
5. Козлова Е. И. Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 3-е. — М.: Норма, 2007. — 592 с.