02 февраля 2016г.
Права человека являются основной ценностью современной цивилизации. Нормативно-правовое воплощение они получили во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также ряд принятых в развитие ее положений документов, создающих фундамент общепризнанных норм международного гуманитарного права. Признание и правовое закрепление основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина – обязанность каждого цивилизованного государства. Российская Федерация в Конституции России 1993 года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2). В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые составляют правовую основу его статуса. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. По заложенному Всеобщей декларацией прав человека подходу, закрепление в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина осуществляется по условным группам: личные, политические и социально-экономические.
В группу политических прав и свобод входят согласно Конституции РФ входят свобода мысли и слова (ст.29), право на объединение (ст.30), право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31), право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32), право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы МСУ (ст.33).
Одним из видов реализации свободы мысли и слова в современном информационном обществе можно считать наличие доступа к средствам массовой информации. Согласно статье 7 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» дееспособный гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста и не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, может выступать в качестве учредителя СМИ. Важно отметить, что реализация права на свободу мысли и слова затрагивает следующую конституционную норму: о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (статья 13).
Реализация права свободы слова подразумевает две формы: индивидуальную и коллективную. Индивидуальная форма подразумевает демонстрацию личной позиции или мнения, коллективная же форма объединяет мнения множества людей. Так, лица, которые разделяют схожие убеждения, мнения и интересы, имеют полное право на объединение любого характера, например, политическая партия или общественная организация. Таким образом, реализация права на свободу мысли и слова затрагивает следующую конституционную норму: право граждан на объединение (ст.30).
Конституция РФ в ст. 13 уравнивает все общественные объединения перед законом и запрещает создание общественных объединений, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, а также подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещено. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» регламентирует правило создания, деятельность и членство общественных объединений [13]. Согласно статье 7 указанного Закона общественная организация является одной из организационно правовых форм общественного объединения наряду с общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением, органом общественной самодеятельности и политической партией. Вмешательство общественных организаций в деятельность государственных органов не допустимо, равно как и вмешательство государственных органов власти в деятельность общественных организаций. Следовательно, и деятельность общественных организаций, и деятельность государства должна быть прозрачной по отношении друг к другу [2].
Из реализации права на объединение следует право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31 Конституции РФ). Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также устанавливает гарантии граждан на реализацию права проведения публичных мероприятий. Согласно статье 2 Закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Основная цель всех перечисленных мероприятий – выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Второстепенным целями являются: привлечения общества и государства к насущным проблемам, а также формирование и свободное выражение мнений. Выражая коллективное мнение, общество, таким образом, пытается косвенно участвовать в делах государства.
Следующее конституционное право граждан РФ – участие в управлении делами государства (ст.32 Конституции РФ). С возникновением государства и переходом широкого круга «общественных дел» в сферу его естественной компетенции общество не перестает быть самостоятельной субстанцией, оно полноправно выбирать способы и формы взаимодействия с государством [1]. Реализовать свое участие в управлении делами государства [3] граждане могут как с использованием традиционных – принять участие в выборах [8], отзыве депутатов и выборных должностных лиц [9], опросе [6], референдуме [7], деятельности общественных организаций [14] и других [5] – так и новых, инновационных форм взаимодействия с государством – краудсорсинга [10], электронной демократии [11], электронного правосудия [12], а в последнее время – и с использованием механизмов общественного контроля [4].
Заключительным общественно-политическим правом согласно Конституции РФ является право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует вопросы, связанные с приёмом и рассмотрением обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Также как и при реализации права свободы мысли и слова обращение может быть индивидуального или коллективного характера. Согласно ст. 4 Закона обращение гражданина может иметь следующий вид: предложение, заявление, жалоба.
Способов для реализации политических прав – множество, главное грамотно применять их на практике. В этом случае и уровень правового сознания возрастёт, и повысится степень доверия граждан к деятельности государства.
Список литературы
1. Авакьян С.А. Общество как объект конституционно-правового регулирования // Размышления конституционалиста: Избранные статьи. – М.: МГУ, 2010. – 560 с.
2. Воробьева Е.И. «Признание НКО иностранными агентами» Международная конференция «Ломоносов-2015». 13-17 апреля 2015. Москва.
3. Громыко С.В., Курячая М.М. Деятельность общественных объединений как форма реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления // Право.by. 2015. № 5. С. 138-144.
4. Громыко С.В., Курячая М.М. Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. № 3.
5. Курячая М.М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39-46.
6. Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.
7. Курячая М.М. Право граждан на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 23-26.
8. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципаль-ное право. 2011. № 12. С. 37-41.
9. Курячая М.М. Публично-правовая ответственность представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная власть. 2005. № 5. С. 15-18.
10. Курячая М.М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 31-37.
11. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.
12. Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 52-54.
13. Курячая М.М., Воробьева Е.И. «Основы конституционно - правового статуса общественных организаций в России» В сборнике: проблемы и перспективы развития современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. Воронеж, 2014. С. 32-34.
14. Курячая М.М., Воробьева Е.И. «Осуществление общественного контроля как неотемлемая черта развитого гражданского общества» В сборнике по итогам II Международной научно-практической конференции «Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы» Инновационный центр развития образования и науки. Красноярск, 2015. С. 28-30.