Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В РОССИСЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

    Права человека являются основной ценностью современной цивилизации. Нормативно-правовое воплощение они получили во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также ряд принятых в развитие ее положений документов, создающих фундамент общепризнанных норм международного гуманитарного права. Признание и правовое закрепление основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина – обязанность каждого цивилизованного государства. Российская Федерация в Конституции России 1993 года приняла на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2). В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые составляют правовую основу его статуса. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. По заложенному Всеобщей декларацией прав человека подходу, закрепление в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина осуществляется по условным группам: личные, политические и социально-экономические.

   В группу политических прав и свобод входят согласно Конституции РФ входят свобода мысли и слова (ст.29), право на объединение (ст.30), право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31), право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32), право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы МСУ (ст.33).

   Одним из видов реализации свободы мысли и слова в современном информационном обществе можно считать наличие доступа к средствам массовой информации. Согласно статье 7 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» дееспособный гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста и не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, может выступать в качестве учредителя СМИ. Важно отметить, что реализация права на свободу мысли и слова затрагивает следующую конституционную норму: о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (статья 13).

   Реализация права свободы слова подразумевает две формы: индивидуальную и коллективную. Индивидуальная форма подразумевает демонстрацию личной позиции или мнения, коллективная же форма объединяет мнения множества людей. Так, лица, которые разделяют схожие убеждения, мнения и интересы, имеют полное право на объединение любого характера, например, политическая партия или общественная организация. Таким образом, реализация права на свободу мысли и слова затрагивает следующую конституционную норму: право граждан на объединение (ст.30).

   Конституция РФ в ст. 13 уравнивает все общественные объединения перед законом и запрещает создание общественных объединений, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, а также подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещено. Федеральный закон от  19 мая  1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных  объединениях» регламентирует  правило создания, деятельность и членство общественных объединений [13]. Согласно статье 7 указанного Закона общественная организация является одной из организационно правовых форм общественного объединения наряду с общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением, органом общественной самодеятельности и политической партией. Вмешательство общественных организаций в деятельность государственных органов не допустимо, равно как и вмешательство государственных органов власти в деятельность общественных организаций. Следовательно, и деятельность общественных организаций, и деятельность государства должна быть прозрачной по отношении друг к другу [2].

   Из реализации права на объединение следует право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31 Конституции РФ). Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также устанавливает гарантии граждан на реализацию права проведения публичных мероприятий. Согласно статье 2 Закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Основная цель всех перечисленных мероприятий – выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Второстепенным целями являются: привлечения общества и государства к насущным проблемам, а также формирование и свободное выражение мнений. Выражая коллективное мнение,  общество, таким образом, пытается косвенно участвовать в делах государства.

   Следующее конституционное право граждан РФ – участие в управлении делами государства (ст.32 Конституции РФ). С возникновением государства и переходом широкого круга «общественных дел» в сферу его естественной компетенции общество не перестает быть самостоятельной субстанцией, оно полноправно выбирать способы и формы взаимодействия с государством [1]. Реализовать свое участие в управлении делами государства [3] граждане могут как с использованием традиционных – принять участие в выборах [8], отзыве депутатов и выборных должностных лиц [9], опросе [6], референдуме [7], деятельности общественных организаций [14] и других [5] – так и новых, инновационных форм взаимодействия с государством – краудсорсинга [10], электронной демократии [11], электронного правосудия [12], а в последнее время – и с использованием механизмов общественного контроля [4].

   Заключительным общественно-политическим правом согласно Конституции РФ является право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует вопросы, связанные с приёмом и рассмотрением обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Также как и при реализации права свободы мысли и слова обращение может быть индивидуального или коллективного характера. Согласно ст. 4 Закона обращение гражданина может иметь следующий вид: предложение, заявление, жалоба.

   Способов для реализации политических прав – множество, главное грамотно применять их на практике. В этом случае и уровень правового сознания возрастёт, и повысится степень доверия граждан к деятельности государства.

Список литературы

1.     Авакьян С.А. Общество как объект конституционно-правового регулирования // Размышления конституционалиста: Избранные статьи. – М.: МГУ, 2010. – 560 с.

2.     Воробьева Е.И. «Признание НКО иностранными агентами» Международная конференция «Ломоносов-2015». 13-17 апреля 2015. Москва.

3.     Громыко С.В., Курячая М.М. Деятельность общественных объединений как форма реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления // Право.by. 2015. № 5. С. 138-144.

4.     Громыко С.В., Курячая М.М. Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. № 3.

5.     Курячая М.М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39-46.

6.     Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

7.     Курячая М.М. Право граждан на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 23-26.

8.     Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципаль-ное право. 2011. № 12. С. 37-41.

9.     Курячая М.М. Публично-правовая ответственность представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная власть. 2005. № 5. С. 15-18.

10. Курячая М.М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 31-37.

11. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.

12. Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 52-54.

13. Курячая М.М., Воробьева Е.И. «Основы конституционно - правового статуса общественных организаций в России» В сборнике: проблемы и перспективы развития современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. Воронеж, 2014. С. 32-34.

14. Курячая М.М., Воробьева Е.И. «Осуществление общественного контроля как неотемлемая черта развитого гражданского общества» В сборнике по итогам II Международной научно-практической конференции «Проблемы  современной  юридической  науки:  актуальные  вопросы»  Инновационный  центр  развития образования и науки. Красноярск, 2015. С. 28-30.