Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2019г.

Особую значимость в деятельности субъектов предпринимательской деятельности имеют обязанности по государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц и получению лицензий (разрешений) (в случае предусмотренных Законом) на осуществление определенных видов деятельности. За нарушение требований и правил лицензионно-разрешительной системы предусмотрена ответственность субъектов предпринимательства указанная в ст. 14.1 КоАП РФ [2].

Предпринимательская деятельность – это активная деятельность человека (предпринимателя) по производству и предложению рынку таких продуктов, которые могли бы пользоваться спросом. Целью любого предпринимательства является прибыль, доход, выгода. ГК РФ ст. 2 определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[3].

Государственная регистрация играет важную роль при определении статуса законности предпринимательской деятельности, которая находит свое отражение в ГК РФ, ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129- ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для осуществления законной предпринимательской деятельности необходимо зарегистрировать юридическое лицо или приобрести статус индивидуального предпринимателя в налоговых органах.

Регистрация является основным требованием, обязанностью лица для осуществления законной предпринимательской деятельности. Об этом говорится в п. 1 ст. 23 ГК РФ. «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»[1], и в п. 1 ст. 51 ГК РФ прописано, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен также данным законом. Что касается необходимости получить лицензию, то перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без специального разрешения установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 14.1 КоАП РФ. Рассмотрим элементы состава данного правонарушения.

1.   В соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ, объектом правонарушения выступают общественные отношения охраняемые Законом в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ товарного рынка.

2.    Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; предусмотренного ч. 2 – в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения или лицензии в том случае, если они обязательны; ч. 3 – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением; в ч. 4 – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Стоит обратить внимание на примечание к ст. 14.1 КоАП РФ, где понятие «грубого нарушения» устанавливается Правительством РФ в отношении каждого конкретного лицензируемого вида деятельности.

Кроме     того,     указаны    обстоятельства,    при     наличии     которых     лицо     освобождается    от административной ответственности: при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия связаны с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ могут быть только граждане, по ч. ч. 2, 3, 4 комментируемой статьи - также индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.

Согласно прим. к ст. 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное»[2].

4. Субъективная же сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.

Рассматривают дела данной категории судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) мировые либо судьи арбитражных судов (абз.4, 5 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях правомочны составлять органы внутренних дел (полиции), налоговые органы, органы ростехнадзора, а также соответствующих лицензионных органов.

За административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность - административный штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в п.1 ст. 2 ГК РФ. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли [3].

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), по КоАП РФ ч. 2 ст. 14.1 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от 40000 до 50000 рублей с конфискацией изготовленной продукции и т.д.

Таким образом, регистрация и лицензирование выступают способами (методами) государственного управления в сфере экономики и осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, и без специального разрешения (лицензии) является административным правонарушением, за которое КоАП РФ назначается административная ответственность. Однако предусмотрены специальные случаи освобождения от административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1КоАП РФ, указанные в примечании к данной статье. А также не образуют состав данного административного правонарушения действия лица, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя по продаже товаров, при условии того, что данная деятельность не была направлена на систематическое получение прибыли.

 

Список литературы

 

1.                        «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019).

2.                          «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 04.02.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) // СЗ РФ. 2002. №1 (ч.1). ст.1

3.                        Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».