Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И CИСТЕМНЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2016г.

Обеспечение экономической безопасности в условиях современного кризиса и трансформации российской экономики это целостный cистемный процесс, сложнейшая реформа важнейших экономических, социальных, правовых, политических механизмов на основе новейших научных разработок и регламентации деятельности в правовых актах.

Социально напряженная обстановка в некоторых регионах России характеризуется ростом экономической преступности во всех базовых сферах экономики, включая финансовую, налоговую и банковскую, усложнением способов правонарушений с использованием несовершенства действующего законодательства и правоприменительной практики.

Методика обеспечения экономической безопасности на современном этапе должна включать в себя два взаимосвязанных направления. Первое, выражающее наступательный характер стратегии, должно быть нацелено на структурное преобразование российской экономики и ее специализацию в системе международного разделения труда на наукоемкой высокотехнологичной продукции и реализовываться посредством обеспечения научно-технологической безопасности. Второе, как линия защиты, должно обеспечивать необходимую степень экономической независимости и реализовываться посредством продовольственной, сырьевой, энергетической и финансовой безопасности.

Основные ключевые составляющие современной политики по обеспечению экономической безопасности России сегодня - это технологическая безопасность: развитие отечественного научно- технического потенциала, высокотехнологичных, инновационных секторов экономики с высокой степенью интеллектуального труда, микроэлектроники и наноэлектроники, альтернативных топливно-энергетических ресурсов, биотехнологий, увеличение доли технологического уклада в российской экономике, стимулирование целенаправленного создания конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей, способных стать современной основой экономической безопасности.

Другой важнейшей составляющей экономической безопасности является финансовая безопасность, так как она являются сильнейшим рычагом контроля за всей системой безопасности. Следует выделить финансовую безопасность и как условие проведения суверенной экономической политики и как фактор обеспечения экономической безопасности. Система экономической безопасности как динамичная система имеет иерархический характер, что нашло отражение в функциях органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных правами и обязанностями в сфере регулирования экономической безопасности.

На наш взгляд, в законодательстве следует четко сформулировать меры, применяемые органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению экономической безопасности страны и регионов с учетом имеющейся территориальной дифференциации. Противоречия экономического развития регионов выражаются в аграрной, природно-климатической, национально-культурной составляющей, что выражается в разнице мер по обеспечению экономической безопасности.

Действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения сугубо экономической безопасности, в большинстве своем касаются частных угроз или устарели. В этой связи обоснована мысль о необходимости разработки в России нового документа, касающегося экономической безопасности», основанного на обеспечения реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 г.[4]

Отсутствие системных исследований по правовому регулированию в сфере обеспечения экономической безопасности во многом определяет необходимость выявления общенаучных закономерностей и принципов в исследуемой сфере. При организации управления в сфере обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать как общеправовые принципы, так и принципы управленческой и экономической наук. Эффективность обеспечения экономической безопасности достигается только реализацией всей системы мер и каждой из них в отдельности с соответствующими связями.

Следует иметь в виду что " ...абсолютно объективных доказательств в экономике не существует. Основным критерием истинности в экономической теории может быть только системность картины, нарисованной автором. Если теория функционирования объектов данного типа является системной и согласуется с системной картиной окружающей среды, то она может использоваться в качестве базы для формирования рекомендаций"[2]. Так, разработка стратегических мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики направлена на обнаружение и принятие мер превентивной безопасности в сфере экономики и является одним из важнейших направлений обеспечения экономической безопасности страны.

Важнейшей мерой обеспечения экономической безопасности Российской Федерации является мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов. Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Это пороговые значения состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и их динамику, капитальные вложения, состояние природно-ресурсного, производственного и научно - технического потенциала, способность к адаптации к меняющимся внутренним и внешним факторам (инфляция, дефицит бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т.д), состояние финансово-бюджетной и кредитной систем, качество жизни населения (ВВП), уровень безработицы и дифференциации доходов, состояние окружающей среды и т.д. На основе данных определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны, соответственно сегодня возрастают требования к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов наблюдения, качества и оперативности информации.

К данному процессу c последующими мерами по профилактике, предупреждению, расследованию нарушения законодательства в сфере по обеспечению экономической безопасности следует привлекать научный потенциал силовых министерств и ведомств и их структурных подразделений, например, научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации. Состав научного совета при  Совете Безопасности Российской  Федерации утвержден Указом Президента РФ от 14 февраля 2015 г. N 72 [5]. На него возлагаются следующие функции: совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития России, прогнозирования  и выявления угроз национальной безопасности России, а также научная оценка мер по обеспечению национальной безопасности; сравнительный анализ теории и практики обеспечения национальной безопасности России в зарубежных странах и в России; участие в рассмотрении и оценке информации о состоянии национальной безопасности России и об угрожающих ей факторах; научная проработка актуальных вопросов стратегии развития России и обеспечения национальной безопасности России, а также научная экспертиза предложений по важнейшим направлениям государственной политики в этой области; научная экспертиза проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности России; участие в подготовке аналитических материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов; научное обоснование проектов решений Совета Безопасности и его рабочих органов по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности России; подготовка предложений по направлениям научных исследований в области обеспечения национальной безопасности России[1]. По нашему мнению, сегодня все эти функции следует детально раскрыть в законодательстве и реализовать применительно к сфере обеспечения экономической безопасности, как важнейшей составляющей национальной безопасности Российской Федерации.

Список литературы

 

1.   Григорьев В.В. «Комментарии к Федеральному закону «О безопасности» (постатейный) гл. 14. Деловой двор», 2011.

 2.      Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер. 2008. М.: Издательство "Дело" АНХ. 568 с. 

3.     Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // СПС КонсультантПлюс. 

4.     Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс.

5. Указ Президента РФ от 14 февраля 2015 г. N 72 "О составе научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации"//    СПС КонсультантПлюс.