Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

Ключевые слова: административный надзор, административно-надзорная деятельность полиции, охране здоровья населения.

Key words: administrative oversight, administrative and Supervisory activities of the police, the health of the population.

Аннотация: в статье освещаются вопросы об административно-надзорной деятельности полиции по обеспечению здоровья населения России.

Abstract: This article highlights the issues of administrative and supervisory activities of the police to ensure the

health of the Russian population.

 

    Стремительное развитие институтов российского права в последние годы, прошедшие с момента образования суверенной Российской Федерации, позволило создать правовое поле, в котором возможно более или менее устойчивое развитие экономической, политической, социальной и культурной жизни общества. За последние годы были приняты нормативные правовые акты, регулирующие административные правоотношения, возникающие при осуществлении административного надзора: Федеральные законы «О техническом регулировании», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» и др. [4,5] Однако нормативные предписания, как бы хороши они ни были, даже при условии обеспеченности их эффективными санкциями, действуют при условии обязательного государственного контроля и надзора за их должной реализацией всеми адресатами правовых норм без исключения. Зачастую контрольно-надзорные полномочия используются должностными лицами органов исполнительной власти и, в том числе, сотрудниками полиции не по назначению, как инструмент недобросовестной конкуренции, в частных целях. Поэтому четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества приобретает все большее значение. Из всех видов государственного контроля выделяется административный надзор, как особый, наиболее юридизированный вид контроля, обеспечивающий законность поведения и деятельности граждан и организаций, не находящихся в подчинении органов государственной власти.

   Административный надзор придает необходимый динамизм происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов построения правового государства и становления гражданского общества при сохранении демократических принципов отношений государства и общества. В то же время, административный надзор создает значительно меньшую нагрузку на бизнес, чем другие виды государственного контроля.

   Одним из основных субъектов административного надзора в нашей стране является полиция, выделяющаяся из системы надзорных органов наиболее широкой предметной компетенцией, наличием исключительных властных полномочий по применению мер административного принуждения.

   В сферу ведения полиции входят: общественный порядок, дорожное движение, оборот гражданского и служебного оружия, негосударственная охранная и детективная деятельность, потребительский рынок. Нормальное развитие общественных отношений в названных сферах – залог общественной безопасности. Поэтому административно-надзорная деятельность полиции рассматривается как важнейший инструмент обеспечения безопасности. Соответственно, игнорирование административного надзора приводит к нарушениям прав и свобод граждан, экономическим потерям, создает почву для появления различных угроз безопасности личности, общества и государства в целом, в системе здравоохранения в частности.

   Широкая распространенность административного  надзора, востребованность этого поистине универсального метода деятельности федеральными службами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требует соответствующего правового обеспечения. А то обстоятельство, что реализация надзорных полномочий должностными лицами этих органов затрагивает права граждан и организаций, предъявляет повышенные требования к нормативной правовой регламентации административно- надзорных процедур.

   Необходимо отметить, что правовое регулирование адмнистративно-надзорной деятельности осуществляется в обычном для административно-правовых институтов многоуровневом порядке, базирующемся на фундаменте конституционных положений о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью; о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны; о неприкосновенности жилища; свободе предпринимательской деятельности; о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках товаров, работ и услуг и др.

   Что касается деятельности Российского государства по охране здоровья населения, тог оно является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. В ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. [1] В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому  благополучию.

    В Федеральном законе  Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» признается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и говорится, что охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. [2]

   Государственная функция охраны здоровья населения страны включает в себя здравоохранение в широком социально-организационном смысле как деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня здоровья граждан, характеризующуюся многими социально-политическими, экономическими, медико- демографическими показателями здоровья населения (уровень политической активности, социально- экономической дифференциации различных групп населения, уровень рождаемости, смертности, особенно преждевременной смертности, и др.), которые отслеживаются и оцениваются в процессе и в результате государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

   Здравоохранение же в узком собственно отраслевом смысле включает в себя систему медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения в целях снижения заболеваемости и смертности населения, сохранения хорошего здоровья и гармонического развития человека. К медико-санитарным мерам относятся: врачебно-медицинские мероприятия по лечению и предупреждению болезней, медицинские мероприятия по борьбе с массовыми инфекционными болезнями и их профилактике, удовлетворение граждан всеми видами медицинской помощи, медицинские мероприятия по диспансерному наблюдению, санитарно- эпидемиологическому благополучию населения и т.д.

   Административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности. [8]

    К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю).

   Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у федеральных таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

    Исходя из выше изложенного, следует, что деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Их главная цель - это обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

    Административный надзор полиции - это систематическое наблюдение подразделений полиции и отдельных сотрудников, обладающих надзорными полномочиями, за соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, организаций, учреждений (не зависимо от форм собственности), а также иностранцами и лицами без гражданства законов и других нормативных актов, регулирующих общественный порядок, безопасность дорожного движения, паспортно-визовую и лицензионно-разрешительную системы в целях предупреждения, пресечения совершения нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности. [7]

    Мы выяснили, что назначение надзора - это определение его целей и задач, в связи с этим считаем необходимым уточнить цели и задачи административного надзора более детально.

    Цели административного надзора:

-   предупреждение правонарушений;

-   пресечение правонарушений;

-   привлечение к ответственности виновных лиц;

-   нормотворчество. [6]

    Предупреждение правонарушений - это установление и требования устранения обнаруженных правонарушений, установление обстоятельств способствующих совершению правонарушений и в силу своей компетенции устранение этих обстоятельств, а также предупреждение совершения других правонарушений.

   Пресечение правонарушений - это принудительным путем прекращения правонарушения, предотвращения либо уменьшения вредного последствия от их совершения, применение мер административного пресечения к правонарушителям, в том числе применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

   Привлечение к ответственности виновных лиц - это в пределах своей компетенции самостоятельное возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении, наложении административного взыскания, либо направление материала о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

    Нормотворчество -  это утверждение норм и правил совместно с органами исполнительной власти и другими органами административного надзора, подготовка проектов нормативных актов, которое утверждается (принимаются) другими органами, согласование проектов правовых актов, принимаемых другими органами.

    Задачей административного надзора полиции является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Другими словами задачей административного надзора является обеспечение проведения в жизнь законов и других нормативных актов, регулирующих поведение людей в общественных местах, паспортной системы, порядок движения транспорта, правил лицензионно-разрешительной системы и так далее.

    Что касается обеспечения общественной безопасности и оказание помощи, то это отнесено к задачам, стоящим перед полицией согласно Федеральному Закону от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». [3]

    Что же касается  мер  принуждения,  то  это не функции полиции, а  метод деятельности полиции при выполнении своих функций. В отношении общих функций можно отметить, что они присущи любому органу управления.

   Функция «содействие» относится к задачам полиции. Остальные функции «надзор», «сыск» и «дознание» и «юрисдикция» вписываются в традиционное разделение функций на административную, оперативно- розыскную, уголовно-процессуальную деятельность.

    Осуществление организационно-политических мероприятий, как представляется, главным образом характеризует систему административного надзора в органах полиции не только как правоохранительное звено государственного аппарата, обладающее набором карательных полномочий, но, прежде всего, как систему действенной пропаганды Российского законодательства, идеологической работы среди населения.

    На практике широко применяется и такая форма, как  изучение общественного мнения населения. В результате ее реализации полиция разрабатывает и принимает управленческие решения по совершенствованию функционирования системы административного надзора во всех его формах.

   Таким образом, вместе с организационными мероприятиями, осуществляемыми в процессе внутреннего управления системы органов административного надзора, внешняя реализация рассмотренных форм, а точнее соответствующих групп полномочий, по существу и обеспечивает все направления административного надзора в полиции.

    Кроме того, уже существуют и действуют регламенты, регулирующие взаимодействие федеральных служб при осуществлении административного надзора в случаях пересечения предметов их ведения. Такие регламенты содержат примерно следующие разделы:

1.      Общие положения.

2.      Принципы взаимодействия.

3.      Направления взаимодействия.

4.      Порядок взаимодействия.

5.      Порядок информационного взаимодействия.

   Значение нормативных правовых актов этого вида для регулирования административно-надзорной деятельности очень велико, поскольку они нормируют административные процедуры, осуществляемые в отношении частных лиц (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и сопряженные с ограничениями прав и свобод последних. Однако регламенты по своей природе являются актами внутреннего применения, адресатами содержащихся в них норм становятся руководители и сотрудники федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, но не граждане и юридические лица.

   Как было уже замечено выше, существует достаточно большая группа административно-правовых норм, регулирующих правоотношения, складывающиеся по поводу осуществления административного надзора федеральными органами исполнительной власти.

    Мы считаем, что для надлежащего осуществления взаимодействия между субъектами административного надзора в сфере здравоохранения необходимо издать межведомственные акты Министерства внутренних дел РФ и Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, который бы назывался «Инструкция об организации взаимодействия служб полиции общественной безопасности по осуществлению административного надзора в сфере здравоохранения». В этой инструкции необходимо предусмотреть общие вопросы взаимодействия, какие конкретно субъекты взаимодействуют между собой, по каким вопросам и прочие. Кроме того, наличие этой инструкции не позволит перекладывать свои обязанности на другие субъекты, а также позволит поднять организацию взаимодействия на более высокий уровень.

     Тем более что на сегодняшний день такое взаимодействие уже прослеживается: на территории Ставропольского края сотрудниками полиции совместно с представителями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, средств массовой информации и другими субъектами профилактики проведены оперативно – профилактические мероприятия под условным наименованием «Семья». Данная операция проводится ежегодно в целях выявления неблагополучных семей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также самовольно покинувших семью, выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, вовлечения их в совершение преступлений и антиобщественных действий.

    Необходимо вспомнить о совместной деятельности сотрудников полиции и представителей здравоохранения, которые проводят занятия по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.

   Также Управление МВД России по г. Ставрополю совместно с органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения Ставропольского края проводят операции «Вернем детей в школу».

   Нельзя забывать и о борьбе с коррупцией, которая ведется совместно Министерством внутренних дел РФ и Министерством здравоохранения РФ, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

   По данным Росздравнадзора специалисты территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ставропольскому краю в постоянном режиме осуществляют контроль качества лекарственных средств. Это позволяет своевременно приостанавливать обращение на территории края  тех партий лекарств, качество которых  не соответствует установленным требованиям или подлинность которых вызвала сомнение, а также оперативно принимать решения об изъятии из обращения недоброкачественных и фальсифицированных препаратов.

    В результате контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2014 году специалистами управления Росздравнадзора по Ставропольскому краю, выявлены и изъяты из обращения недоброкачественные лекарственные средства и фармацевтические субстанции. Действующей в крае комиссией Министерства здравоохранения по уничтожению лекарственных средств, в которую входят специалисты контролирующего органа и других ведомств, были уничтожены медицинские препараты ненадлежащего качества: из них препараты с истекшим сроком годности составили 10747 упаковок, были уничтожены и забракованные лекарства – 4 упаковки   «Деферелин,   лиофилизат   для   приготовления   суспензии   для   внутримышечного   введения пролонгированного действия 3,75 мг в комплекте с растворителем – маннитола раствор 0,8% 2 мл, шприцем одноразовым и иглой для инъекций – 2 шт.» производства «Бофур Ипсен Интернасьональ, произведено Ипсен Фарма Биотек», Франция.

      Процедура уничтожения некачественных лекарственных средств была завершена составлением необходимых документов.

 

Примечания.

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ ) // www.consultant.ru

[2] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // www.consultant.ru

[3] Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О полиции» // www.consultant.ru

[4] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О техническом регулировании» // www.consultant.ru

[5] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // www.consultant.ru

[6] Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.П. Алехина. - М.: Зерцало-М, 2010. С.439.

[7] Бородин С.С. Административное право: Учебник / Под ред. С.С. Бородина. - СПб.: ГУАП, 2010. С. 307. [8]  Торопчин  Н.А.  Административный  контроль  и  надзор  органов  внутренних  дел  в  области предпринимательской деятельности. //Закон и право. - 2013. - № 5.