Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ ПРАВОВЕДОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2018г.

В российском правоведении вопросы методологического характера, то есть вопросы, относящиеся к учению о методах правовой науки, стали предметом самостоятельного и систематического изучения со второй половины XIX столетия. Конечно, те или иные суждения по методологическим вопросам правовой науки высказывались российскими правоведами и ранее, однако, как правило, такие суждения либо являлись переложением идей европейских авторов, либо не имели характера универсальной научной установки.

Сами понятия метода и методологии очевидно были восприняты в России из европейской науки, в которой они прочно вошли в обиход с XVII столетия в особенности под влиянием научного наследия Рене Декарта. Его «Правила для руководства ума» и «Рассуждение о методе» оказали существенное влияние на развитие науки и формирование методологии научного познания. В главе второй «Рассуждения о методе», озаглавленной «Главные правила метода», содержатся правила, на которых, по мнению Декарта, должно основываться научное познание. «Первое правило предписывает «не принимать за истинное что бы то ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным»… Согласно второму правилу каждую из рассматриваемых трудностей следует делить на части, что позволяет прийти к лучшему решению. Третье правило: «Руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных…»… Четвертое правило требует «делать всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» [5 , 72].

Идея Декарта о необходимости следовать методу как некоторому порядку мыслительной деятельности в существенной степени определила развитие европейской науки [8, 8-9]. В последующем труды Декарта оказали значительное влияние и на российскую науку [5, 139-140].

Можно констатировать, что с XIX века понятия метода и методологии входят в употребление в российской юридической науке, однако используются в работах российских правоведов как самоочевидные и не требующие дополнительного разъяснения.

Первой отдельной монографией в отечественном правоведении, в заглавии которой содержался термин «методология», по-видимому, является изданная в 1831 году работа П.И. Дегая «Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии методологии и истории литературы российского права». В указанной работе автор отмечает, что каждая наука имеет свою энциклопедию, историю литературы и методологию. Энциклопедия науки служит введением к познанию науки, история литературы показывает развитие науки, а методология «открывает кратчайшую и удобнейшую стезю к изучению» [3, III]. При этом П. И. Дегай констатировал, что отечественная юридическая наука не имеет «не только Энциклопедии и Методологии Российского Права, но даже … мало материалов к их начертанию» [3, V].

Тем не менее, в течение XIX столетия вопросы методологии юридической науки постепенно привлекали к себе всё более пристальное внимание правоведов, подтверждением чему является увеличение объема материалов, касающихся этих вопросов, в научной и учебной литературе. В частности, указанную тенденцию можно проследить по учебной литературе по дисциплинам «Энциклопедии законоведения» и «Энциклопедии права».

Так, в «Энциклопедии законоведения» К.А. Неволина, изданной в 1857 году, хотя и отсутствует перечисление методов и описание методологии как некой системы приемов юридического исследования, однако сама Энциклопедия законоведения во всей совокупности собранных в ней идей, как полагал К.А. Неволин, «указывает начинающему правильную методу изучения Законов. Без такого указания он легко может уклониться от прямого пути, может сделаться нетвердым в шагах своих; во всяком случае должен будет идти к своей цели слепо, без сознания» [6, 5].

К концу XIX века происходит постепенный переход от простой констатации необходимости метода и методологии для юридической науки к более подробному описанию конкретных методов и попыткам выстроить их в некую систему. Так, в «Очерках юридической энциклопедии» Н.К. Ренненкампфа указывалось, что юридическая энциклопедия включает в себя «учение о самом правоведении, куда входят: понятие о науке вообще и науке права в особенности, о научных методах, теории и практике и системе правоведения» [7, 1]. Н. К. Ранненкампф признает, что учение о научных методах в правоведении является неотъемлемой частью юридической науки, а изучение методов является необходимой частью профессиональной подготовки юристов.

Наиболее глубокое осмысление вопросы методологии правовой науки получили в отечественном правоведении начала XX века. В указанный период фундаментальные юридические науки (теория и философия права) главным образом сосредоточились на методологических вопросах о философских основаниях юридической науки и вопросах применения правоведением методов других наук, а отраслевые науки в большей степени были ориентированы на разработку собственных методов правоведения в целях разрешения актуальных проблем соответствующих наук.

В своей работе «Социальные науки и право: очерки по методологии социальных наук и общей теории права»   Б.А. Кистяковский формулирует задачу методологии, которую он видит не в том, чтобы «построить систему, а подготовить и разработать пути и средства, помогающие добывать и созидать научное знание» [4, IV]. Сходным образом задачу методологического исследования понимал и Н.Н. Алексеев, который в своей работе «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» отмечал, что «методологическое исследование должно служить введением в изучение проблем по их существу, должно давать материал и указывать путь для их решения» [1, XIII].

Среди работ методологического характера начала XX века в отраслевых науках особого внимания заслуживает труд Е.В. Васьковского «Цивилистическая методология», в введении к которому автор так формулирует свои методологические установки: «приступая к практическому изучению права, нужно, само собою разумеется, первым делом собрать все действующие в данный момент времени на данной территории юридические нормы. Затем следует критически проверить их подлинность, т.е. удостовериться, что они действительно снабжены юридической силой и имеют тот вид, в каком были санкционированы. Собрав и очистив таким образом материал действующего права, необходимо овладеть его содержанием, т.е. истолковать смысл норм и, наконец, подвергнуть этот материал догматической обработке и придать ему форму научной системы» [2, XIV]. Как указывает Е.В. Васьковский «собирание норм, собственно говоря, не входит в сферу научного изучения права, являясь деятельностью подготовительной. Поэтому, исследование приемов этой деятельности точно так же не относится к юридической методологии, как не относится к методологии естественных наук исследование способов собирания минералов, растений и животных. Оставляя в стороне приемы собирания юридических норм, мы должны будем заняться изучением трех процессов: 1) проверки подлинности норм, 2) толкования их и 3) догматической переработки… С методологической точки зрения наиболее нуждается в обстоятельном исследовании второй: толкование норм» [2, XV - XVI].

В целом можно констатировать, что работы отечественных правоведов второй половины XIX – начала XX века характеризуются особым вниманием авторов к методологическим вопросам правоведения, чем обусловлен интерес к указанным работам и со стороны современных исследователей.

 

Список литературы

 

1.      Алексеев Н. Н. Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук. М., 1912;

2.      Васьковский Е.В. Цивилистическая методология: Ч. 1. Одесса, 1901;

3.        Дегай П. И. Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии методологии и истории литературы российского права. М., 1831;

4.        Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916 ;

5.        Матвиевская Г. П. Рене Декарт, 1596-1650. М., 1976;

6.        Неволин К.А. Полное собрание сочинений К.А. Неволина. Т. 1. Энциклопедия законоведения: введение в энциклопедию законоведения, общая часть ее и первая половина особенной части. СПб., 1857.

7.        Ренненкампф Н. К. Очерки юридической энциклопедии. 2-е изд., испр. и доп. Киев, 1880;

8.       Фролова Е. А. Методология и философия права от Декарта до русских неокантианцев. М., 2017.