Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЕ УГРОЗЫ ПРАВОВЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2016г.

Общество начала XXI в. пребывает в состоянии масштабных трансформаций. Они вызваны, главным образом, инерцией процессов информатизации, компьютеризации, разворачивающихся на фоне общемировых  глобализационных  изменений.  В  результате  наблюдается  интенсивное  воздействие «внешнего» цивилизационного фона на локальные общества, их институциональную, социально-групповую структуру. Основной вектор отмеченного  воздействия связан с  социокоммуникативной подсистемой, с доминирующей ролью глобальной компьютерной сети Интернет. Новые формы, способы, средства коммуникации в обществе XXI в. несут ряд несомненных преимуществ, нивелируя пространственно- временные границы на планете, ускоряя информационные потоки, развивая новые формы бизнеса, познания, досуга, творчества. Однако социально-коммуникативная «революция» приносит и негативные последствия, составляющие содержание системной социальной проблемы, которую стоит рассмотреть более подробно. Речь идет о нарастающем дисбалансе между интенсивным развитием социокоммуникативной сферы и все более отстающими от нее духовной, социальной. В сложном положении оказывается система социального управления, реагирующая с опозданием и не всегда корректно на возникающие угрозы и вызовы; следствием сложившегося положения становится все более отчетливое проявление угроз и рисков, несущих в себе опасность дезорганизации социальной системы.

Ряд исследователей теоретически обосновали содержание проблемы, связанной с ускоренной модернизацией социума, его переходом к постиндустриальной стадии развития.

В частности, Э. Тоффлер указывал, что новые машины и техника становятся не только продукцией, но и источником инновационных идей. В новом обществе знание становится фундаментом для совершенствования технологий [10, с. 228-229].

Й. Масуда отмечал, что создание знания и информации выдвигается в информационном обществе на передний план, в отличие от материального производства в индустриальном. Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий способствует реализации способностей людей, производству новых знаний и информации. Происходит увеличение значимости коммуникативной деятельности и социального управления. Неотъемлемой составляющей перехода к информационному обществу также являются глобализационные процессы [7].

М. Кастельс обосновал идею особого типа общества, основанного на сетевой социальной структуре, которая получает активность благодаря новым  информационным  технологиям и достижениям микроэлектронной революции. Сети характеризуются особой внутренней структурой, власть в них имеет тенденцию к увеличению, и такой характер их организации способствуют не только развитию, но и ограничению дальнейшего функционирования [4, с. 167].

Новый этап развития социальной системы критически зависим от информации, она становится основным фактором социального развития и, одновременно, ключевым индикатором эффективности самой системы. В этих условиях возникает парадокс информационной перегрузки общества, его «захламленности» информацией, переизбытком различных данных, сообщений. Как полагает А.Д. Еляков, суть информационной перегрузки состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком. Полезной называют ту информацию, которая необходима для решения задач, обеспечивающих жизнедеятельность личности или социальной организации. В результате нормальная жизнедеятельность людей может оказаться парализованной избытком информации, хаосом в процессе ее получения, обработки, передачи и хранения. [3, с. 114-121].

Информационная перегрузка дезорганизует ключевые социальные процессы – социализацию, воспитание, передачу социального опыта. Молодежь, подростки оказываются дезориентированы, лишены возможности обращаться к опыту старших поколений. При этом нарастает аморализация, безнравственность, нигилизм как следствие элементарного недостатка знаний у молодежи. Информационная перегрузка значительно ухудшает положение в социально-правовой сфере общества, так как именно здесь критически важно однозначное, непротиворечивое, сбалансированное информационное воздействие со стороны взрослого общества на сознание молодежи.

Исследователи, объясняя детерминанты информационной перегрузки и аналогичных по содержанию проблем, обращают внимание на то, что современный социум начинает функционировать, как глобальное информационное пространство (или «глобальная деревня»). Это связано с проявлениями таких аспектов, как эффективное информационное взаимодействие людей, широкий и массовый доступ к информационным ресурсам, удовлетворение потребностей граждан в информационных услугах. С точки зрения М. Маклюэна, несомненной является важная интерактивная роль электронных медиа, благодаря которым стали само собой разумеющимися мгновенная связь и мгновенная передача любого количества всевозможных сообщений из любой точки планеты в любую другую и совместная деятельность на этой основе. [6, с. 167].

В      современном      обществе     происходит     постепенное     развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей. Все эти процессы неизбежно влияют и на соционормативную систему общества, так как происходит возникновение новых типов правовых норм и правоотношений, например, по поводу электронной сферы жизнедеятельности людей. С развитием и расширением влияния сети Интернет, происходит и расширение рисков девиантного поведения в этом пространстве.

Необходимо подчеркнуть, что российское общество характеризуется уникальной спецификой интеграции в глобальный информационный миропорядок. В частности, наблюдается существенная дифференциация российских регионов в зависимости от уровня «покрытия» информационно- компьютерными и телекоммуникационными технологиями. Здесь лидирующее положение занимают Москва и Санкт-Петербург, а также несколько крупных российских городов. Ряд регионов, в свою очередь, характеризуется существенным отставанием по уровню интеграции в современную социокоммуникативную среду. Это обстоятельство приводит к так называемому «информационному неравенству», вследствие чего обостряется и социальное неравенство, как неравенство возможностей восходящей социальной мобильности постиндустриального информационного общества, прежде всего.

З.Т. Голенкова указывает, что проблема парадоксов в российском трансформирующемся обществе во многом может быть объяснена фактором усложнения социума вообще и ростом рискогенности в современных условиях глобализации и глокализации. Кроме того, серьезным фактором, провоцирующим возникновение различных парадоксов, является то, что сегодня в России не развито гражданское общество. Его отдельные элементы вытеснены в небольшие оазисы автономной общественной жизни. Существующие ныне в российском обществе многочисленные самостоятельные ассоциации, общества, организации, дви- жения создают неплохие предпосылки для дальнейшего развития гражданского общества. Опыт развития российского общества свидетельствует о том, что появление добровольных ассоциаций, направленное против господства государства, нередко приводит к их соперничеству друг с другом за право представлять «народ», результатом чего было их «огосударствление», т.е. превращение в составную часть государственной власти [2, с. 9-12].

Нестабильность, противоречивость процесса интеграции российского общества в глобальный информационный мир приводит к обострению социальных, политических и экономических проблем, к нарастанию кризисных явлений в духовной сфере. Однако формат постиндустриального информационного общества предполагает совершенно иной уровень распространения данных о кризисных явлениях. Если традиционное и индустриальное общество характеризовались относительной неразвитостью информационно-коммуникационных систем, что позволяло зачастую безболезненно локализовывать распространение негативной информации, то нынешнее общество можно с полной уверенностью именовать «открытым». Это обстоятельство предопределяет более тяжелые последствия системных социальных проблем.

Стоит отметить, что ведущее положение в социокоммуникативной системе современного общества занимает Интернет. Именно благодаря глобальной компьютерной сети становится практически невозможным локализовывать распространение информации о проблемах в той или иной сфере общества. Именно Интернет по ряду характеристик является уникальным средством массовой коммуникации, сочетающим возможности межличностной, групповой и массовой коммуникации.

По мнению М.Л. Макарова, Интернет характеризуется не столько информационной функцией, сколько коммуникативной. Этот особый, виртуальный, тип коммуникации лежит вне временных и пространственных рамок и является одной из характерных особенностей виртуального пространства, которое представляет собой симуляцию реальных предметов, действий, отношений и институциональных форм [5].

Исследователи обращают внимание на ряд признаков интернет-коммуникации: 

– виртуальность, т.е. общение с неопределенным коллективом, с неизвестными собеседниками;

 – дистантность, т.е. разделенность в пространстве и во времени, и одновременная синхронность;

 – опосредованность (т.к. общение осуществляется с помощью технического средства);

 – высокая степень проницаемости, т.к. участником компьютерного общения может оказаться любой человек [8, с. 10].

Одной из наиболее важных характеристик Интернета выступает его виртуальный потенциал. Вследствие этого наблюдается и общая виртуализация социума. Сложившееся положение приводит к все большей относительности социальных норм, снижению силы их действия в «физической реальности». Появление «параллельных» форм социальной реальности – физической и виртуальной, – актуализируют ряд проблемных аспектов, связанных не только с процессом социализации молодежи в новых условиях, но и обостряют противоречия, связанные с деятельностью механизмов социального контроля, действием негативных социальных санкций, прежде всего. Утрата обществом начала XXI в. действенных, эффективных форм социального контроля также непосредственно связано с проблемами «интернетизации» и «виртуализации» социума, к чему во многом оказались неподготовленными управленческие структуры и научное сообщество.

Общество начала XXI в. сталкивается с дилеммой: с одной стороны, Интернет и новые информационно-компьютерные технологии выступают ярким индикатором социального прогресса, свидетельством поступательного развития не только коммуникационной, но и социальной системы; с другой стороны, Интернет и информационно-компьютерные технологии все чаще выступают как инструмент разрушения социального порядка, как дезорганизационная сила в обществе.

Вместе с тем, как отмечают исследователи, порядок необходим для максимально возможного гармоничного существования и развития социума, обеспечения тех условий, когда каждый человек и гражданин мог бы удовлетворить свои законные интересы и потребности. Данная задача решается с помощью наиболее надежных и эффективных инструментов, одним из которых является право [1, с. 3].

Стоит отметить, что порядок в обществе обеспечивает ряд институциональных структур, среди которых выделяется право. Именно правовое регулирование в своем системном качестве обеспечивает стабильность, предсказуемость социальной системы, предотвращает развитие девиантных и делинкветных наклонностей социальных акторов.

Как полагают исследователи, анализ системы правового регулирования как элемента системы более высокого порядка (системы социальной регуляции) показывает, что правовое регулирование имеет органическую связь с другими элементами. Целью правового регулирования выступает установление определенного режима законности и правопорядка в обществе. Этот образец необходимого и желательного состояния для конкретного общества выражается в нормах права [1, с. 9].

Н.В. Васильева рассматривает правовую сферу как часть социальной реальности, для которой в действующих правовых нормах определена модель правопорядка, т. е. необходимое и желаемое состояние социальной среды, обусловленное социальными ценностями и представлениями о справедливости [1, с. 10]. Правовая сфера воплощает в себе как правовые отношения между людьми, группами, общностями, так и регулируемые посредством действующего права взаимоотношения личности и государства.

Важную роль в обеспечении стабильности правовой сферы общества играет процесс социализации подрастающего поколения, особенно – правовая социализация. Исследователи рассматривают правовую социализацию как процесс включения человека в правовую действительность, весьма протяженный во времени, требующий накопления объективных и субъективных предпосылок и предполагающий приобретение необходимых знаний и навыков в области права [9, с. 24-25]. Становится очевидным, что ключевым в процессе правовой социализации выступает информационный обмен между агентами, структурами и институтами, с одной стороны, и социализирующимся индивидом, с другой. В последние годы именно процесс информационного обмена вызывает наибольшую обеспокоенность у исследователей и практических работников, так как низкое качество информации или ее откровенно вредоносный, антисоциальный характер (особенно размещаемый на интернет-ресурсах) угрожает правовой социализации, ставит под серьезное сомнение ее эффективность.

Как отмечают исследователи, правовая социализация может рассматриваться как вид социализации, предполагающий овладение правовыми средствами социального общения, или подготовка к выполнению социальных ролей, имеющих юридическое значение [9, с. 24-25].

Интенсификация виртуализации социальных действий и взаимодействий, начавшаяся в 2000-е г., выдвигает на первый план инструменты стихийной социализации, имеющие, в основном, массово- коммуникационную основу. Здесь роль государства, традиционных агентов социализации сведена к минимуму. Именно это положение вызывает серьезное беспокойство и требует незамедлительных шагов по улучшению ситуации.

Таким образом, ключевое положение правовой сферы в обществе предполагает ее столкновение с угрозами и вызовами, связанными как с противодействием самой системе, сложившемуся облику, векторам устойчивого социального развития. Социокоммуникативные угрозы правовой сфере являются лишь одной из актуальных разновидностей существующих в современном мире угроз, вызовов и рисков. Однако потенциал социокоммуникативной сферы весьма значителен, вследствие чего такого рода угрозы (носящие применительно к социальной системе во многом инновационный характер), могут быть перспективными в своем деструктивном потенциале.

Основная опасность социокоммуникативных угроз заключается в эффекте блокирования традиционного информационного обмена между обществом и молодежью, подрастающим поколением. Позитивная, социально значимая информация зачастую заменяется опасной, вредной, негативной. Такого рода воздействие на сознание молодежи препятствует нормальному течению социализационного процесса, в том числе – правовой социализации личности. Возникающий переизбыток информации («информационный шум») на деле оборачивается информационным вакуумом в смысле полезной, значимой для человека информации. В результате все чаще социологические опросы молодежи репрезентируют тревожную картину, связанную с элементарным невежеством, отсутствием минимальных познаний в истории России, обществознания, литературы, искусства и т.д. Позитивный опыт взрослого поколения оказывается заблокирован вследствие дисфункциональности средств массовой коммуникации в современном обществе.

Особые опасения в этой связи вызывает глобальная сеть Интернет. Являясь инновационным масс- медиа начала XXI в., Интернет соединил  в себе возможности массовой, групповой  и межличностной коммуникации, вследствие чего возник ряд коммуникативных эффектов, ранее не наблюдавшихся ни у одного традиционного масс-медиа. Однако «свобода общения» в глобальной сети, ее анонимность, наднациональность, доступность для маргинальных, антисоциальных слоев населения, экстремистов, радикалов ставит под сомнение успешность правовой социализации подрастающего поколения, а, следовательно, угрожает правовой сфере современного российского общества, потенциально может привести к состоянию дезорганизации. При этом популярность Интернета растет из года в год (особенно в молодежной среде), а государство не обладает на сегодняшний день эффективными стратегическими и тактическими вариантами решения данной проблемы.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Васильева Н.В. Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2014.

2. Голенкова З.Т. Парадоксы трансформирующихся обществ в условиях глобализации // Власть. 2012. №12.

3. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социс. 2005. №5.

 4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2001.

 5. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации // Жанры речи: сборник науч. тр. Саратов, 2005. Вып. 4.

6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. – 2-е изд. М., 2013.

 7. Масуда Й. На пути к новому этапу становления общества // США: ЭПИ. М., 1983. №6.

8. Овчарова К.В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования: автореф. дис. ...канд. филол. наук. Краснодар, 2008.

9. Резников Е.В. Особенности правовой социализации // Общество и право. 2014. №1.

 10.   Тоффлер Э. Столкновение с будущим. (Отрывки из книги) / Э. Тоффлер // Иностранная литература. 1972. № 3.