Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   На современном этапе развития человеческой цивилизации одной из основных является проблема изучения культурного наследия. С разных позиций ее изучением занимаются многие науки – культурология, история, социология, юриспруденция и др.

   Важность и значимость данной проблемы обуславливается тем, что культурные ценности являются не только достоянием одного народа, а культурным наследием всего человечества. Охрана их должна осуществляться не только внутри государства, но и на международном уровне. В настоящее время быстрыми темпами развивается наука, техника и все человечество в целом. Оружие становится все более разрушительным, и, в случаях его применения во время вооруженного конфликта, последствия бывают ужасны не только для людей, окружающей среды, но и для культурного достояния человечества. Поэтому возникает объективная необходимость в регламентации охраны культурных ценностей. Хотя отдельные нормы об охране культурных ценностей начинают появляться в международных нормативно-правовых актах еще в начале ХХ века, но непосредственным «толчком» к попыткам формирования целостной системы международного механизма охраны и защиты объектов культурного наследия послужила Вторая мировая война.

   Именно с этого исторического рубежа (т.е. с 40-50-х гг. ХХ в.) мы можем говорить о появлении самого термина «культурное наследие» и научных исследований в данной сфере. Одними из первых исследователей в данной сфере стали В.А. Шибаев и Р.Я. Рудзитис, чьи научные труды были посвящены исследовании международных правовых норм об охране объектов культурного наследия, в частности, пакта Рериха.

   В 70-80-е гг. по данной проблематике писали Ю.Н. Рерих, Е. Александров, Л.Н. Галенская.

   В современной российской науке изучением данного вопроса занимаются многие ученые, среди которых М.А. Александрова, исследовавшая гражданско-правовой режим культурных ценностей в Российской Федерации и вопросы реституции культурных ценностей, М.М. Богуславский, раскрывавший в  своих работах процесс становления механизма охраны культурных ценностей, а также И. Томан, Е.Н. Хазов, В.Е. Хазова, С.Н. Молчанов, М.И. Павлов, Э. Давид, Д.С. Лихачев, Д.В. Бабекин, Л.В. Шапошникова, Чудинов А.И. и др. Из зарубежных ученых можно выделить Дж. Брюкера, Е. Клемо, Я. Хладика, В. Маинетти, Т. Деша и др. [1]

   Об актуальности данной тематики говорит и большое количество диссертационных исследований – А.А. Ахметзянова («Международно-правовая защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»), В.Г. Качаловой («Государственная политика России в области охраны культурных ценностей в XVIII – ХХ вв.»), Н.А. Потаповой («Международно-правовые проблемы охраны культурных ценностей и законодательство РФ»), Л.Р. Клебанова («Уголовно-правовая охрана культурных ценностей»), В.Е. Хазовой («Международно-правовые формы борьбы с посягательством на национально-культурное достояние народов»), Ю.В. Спиридоновой («Пакт Рериха в истории сохранения культурного наследия») и др.

     Источниками исследования выступали нормативные и правовые акты международных организаций, среди которых: Пакт Рериха 1935 года, Гаагская конвенция 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта», Парижская конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» 1970 года, а также «Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест», «Охрана и использование памятников культуры: Сб. нормативных актов и положений» и др.

   Процесс создания международных правовых норм, регулирующих охрану объектов культурного наследия, начался еще во второй половине XIX века. Однако до начала ХХ века они не представляли собой единой системы, а носили локальный и эпизодический характер. Механизм охраны и защиты объектов культурного наследия строился по принципам защиты частной собственности, т.е. историческая или культурная ценность объекта отходила на второй план.

    Первыми международными актами, в которых были предприняты попытки изменить этот подход, стали Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (IV конвенция) и Положение о законах и обычаях сухопутной войны, принятые на Второй Гаагской конференции в 1907 году. Правовая норма, содержащая специальное правило об охране культурных ценностей, устанавливалась в ст. 27: «При осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники.., под условием, чтобы таковые здания... не служили одновременно военным целям» [2] (эта статья впервые в международной договорной практике предусматривала, что указанные здания должны быть обозначены особыми видимыми знаками) и ст. 56 Конвенции: «Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих государству, приравнивается к частной собственности. Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию» [3].

   Однако первым системным документом, направленным исключительно на организацию охраны и защиты культурных ценностей, стал Пакт Рериха, автором которого являлся русский художник Николай Рерих. Он настойчиво боролся против разрушения художественных ценностей, активно призывал к охране памятников древнерусского искусства. Еще во время русско-японской войны 1904-1905 гг. у него возникла идея о необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время вооруженных конфликтов. Таким соглашением и стал Пакт Рериха, принятый в 1935 году. Текст документа, несмотря на то, что Рерих окончил юридический факультет Петербургского университета, был подготовлен французским юристом-международником профессором Г. Шклявером, которого при этом консультировал член Постоянной палаты международного правосудия в Гааге профессор Г. Лапрадель. Г. Шклявер впоследствии писал о том, что идея Рериха «была переведена на язык права», «воплощена в правовые термины» [4; с. 84]. Сам Н.К. Рэрих при этом отмечал: «По этому проекту... должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами» [5; с. 103].

  Но подписали этот Пакт только страны Панамериканского союза, из которых ратифицировали его – лишь десять стран.

    Событием, которое поставило международное сообщество перед фактом необходимость разработки международного механизма охраны и защиты объектов культурного наследия, стала Вторая мировая война, сопровождавшаяся массовым уничтожением, разрушением и перемещением культурных ценностей.

   Так, командующий 6-й германской армией фон Рейхенау в приказе от 10 октября 1941 года «О поведении войск на Востоке» прямо предписывал уничтожать культурные памятники на оккупированных территориях. В результате данных действий в период Второй мировой войны 427 советских музеев были уничтожены или разграблены оккупантами; также было уничтожено 44897 архивных собраний; крупные библиотеки утратили свыше 100 млн. экземпляров книг, что составляет 63% архивного фонда Российской Федерации. Именно поэтому в XX веке наиболее остро встал вопрос об организации и правовой регламентации охраны культурных ценностей. Стоит особо отметить то обстоятельство, что в период Второй Мировой войны создавались группы по «охране культурных ценностей», то есть по их вывозу из покоренных стран. Среди них Аппарат генерального посредника для учёта немецких культурных ценностей на присоединённых восточных территориях («Генеральное посредничество «Восток»), находившийся в ведении Гиммлера, батальон особого назначения под командованием штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, штаб рейхсляйтера Розенберга, и учреждённый им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.

   Так, граф Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубаха вывез с северо-запада России тысячи уникальных памятников, включая Янтарную комнату из Царского Села; а в 1945 году в Каринхалле были обнаружены 409 ящиков с живописными полотнами, вывезенными из советских музеев [6; с. 50-51].

    Ответным шагом стала организация в Советском Союзе «трофейных бригад». С 1943 года Академией наук СССР разрабатывался план компенсации потерь советских музеев во время войны за счет произведений искусства, принадлежавших Германии. Трофейные комиссии занимались поиском наиболее ценных в художественном и научном отношении книг, рукописей, коллекций. Отбор культурных ценностей, предназначенных для вывоза в СССР, происходил на специальных сборных складах. Сотрудники комиссии, являвшиеся работниками советских музеев и театров, были наделены широкими полномочиями и самостоятельно решали какие экспонаты подлежат вывозу, а какие нет. Таким образом, Россия возвращала не только «свое», вывезенное немцами в период войны, но и компенсировала потери.

   Последующие действия в области регулирования охраны памятников культуры были предприняты после окончания Второй мировой войны. В 1945 году создается специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культурных ценностей (ЮНЕСКО), оказывающая помощь странам-членам при осуществлении мероприятий по охране культурного наследия. В соответствии с Уставом ЮНЕСКО «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности, способствуя сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии» [7] (п. 1 ст. 1).

    В 1954 году ЮНЕСКО созвала международную конференцию, которая проходила в Гааге. Ее результатом явилась Гаагская конвенция 1954 года, являвшаяся «первым международным соглашением универсального характера, в котором объединены многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» [8; с. 96]. Если раньше эти нормы содержались в различных международных договорах или существовали в качестве прецедентов, порой противоречивого характера, то теперь они были сведены в акт, принятие которого следует рассматривать как важный шаг в развитии международного гуманитарного права.

    Стоит обратить внимание на особенности Гаагской конвенции 1954 года.

   Во-первых, область действия Конвенции сформулирована довольно широко. В отличие от предшествующих международно-правовых актов, которые подлежали применению только в случае состояния войны, Конвенция 1954 г. прямо предусматривает применение ее положений в случае любого вооруженного конфликта, который может возникнуть между сторонами, даже если состояние войны не было признано одной из них, при частичной или полной оккупации и даже при вооруженном конфликте, не имеющем международного характера. В последнем случае должны применяться «по крайней мере, положения настоящей Конвенции, относящиеся к уважению культурных ценностей» [9] (ст. 19).

   Во-вторых, в Конвенции 1954 г. дается определение объекта международной охраны. Термин «культурные ценности» был введен в международную терминологию именно этой Конвенцией. Она определяет три категории таких ценностей: а) движимые или недвижимые, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, рукописи, книги; б) здания, в которых сохраняются или экспонируются движимые культурные ценности, и в) так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

  В-третьих, Конвенция 1954 года предусматривает применение особого отличительного знака для культурных ценностей, находящихся под специальной защитой. Этот знак представляет собой заостренный книзу щит, разделенный на четыре части, синего и белого цветов.

   В-четвертых, в Конвенции четко определены цели защиты: охрана и уважение культурных ценностей.

   Кроме Гаагской конвенции, существует еще множество международных актов, которые регламентируют те или иные аспекты определения правового статуса и охраны культурных ценностей. Так, усилиями ЮНЕСКО была подготовлена и принята Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года [10; с. 283-290], а также Конвенция об охране всемирного культурного и  природного наследия 1972 года. Государства – участники Конвенции 1970 года взяли на себя обязательства привлекать к уголовной ответственности, содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства и принимать меры против их нелегальной скупки на своей территории. Она обязала также требовать у лиц, вывозящих или ввозящих в страну культурные ценности, предъявления специальных разрешений на их провоз через государственную границу [11; с. 112].

   Таким образом, необходимо отметить, что Вторая мировая война послужила предпосылкой для организации международного механизма регулирования охраны культурных ценностей. Попытки издания актов, направленных на защиту памятников культуры от посягательств в период вооруженных конфликтов, предпринимались и до 1938 г., однако они носили имели локальное распространение и не определяли международного механизма охраны и защиты объектов культурного наследия, а также ответственности виновных субъектов. Однако международно-правовые нормы о защите памятников культуры во время вооруженных конфликтов не следует переоценивать. Какими бы совершенными они ни были, как бы точно они ни соблюдались, они не могут полностью предотвратить причинение ущерба ценностям культуры. Только за вторую половину ХХ века в результате вооруженных конфликтов и в постконфликтный период были уничтожены в Афганистане Бамианские статуи Будды, в Косово – более 300 памятников сербской культуры и культовых сооружений, в  Ираке уничтожены или разграблены памятники культуры Вавилона, во время  вооруженных действий в Чечне уничтожены Государственный архив, фонотека Гостелерадио, большой ущерб нанесен Чечено- ингушскому государственному университету имени Л.Н.Толстого (ныне Чеченский госуниверситет), Грозненскому государственному нефтяному институту, Краеведческому музею и картинной галерее, Чечено- ингушскому драмтеатру, был разрушен храм Архангела Михаила в Грозном, захвачен в заложники и жестоко убит настоятель храма отец Анатолий Чистоусов, в Абхазии были уничтожены Госархив, Институт абхазского языка, истории и литературы, Русский драмтеатр, разграблен Институт экспериментальной патологии и терапии (обезьяний питомник) [12; с. 210].

    Но, тем не менее, организация ЮНЕСКО, созданная по окончании Второй мировой войны, действующая до настоящего времени, является подтверждением осознания необходимости урегулирования деятельности, направленной на охрану памятников культуры, и практической реализацией этой осознанности. К этому призывают и сегодняшние события на Ближнем Востоке. Например, уничтожение археологических памятников Пальмиры, признанных объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, в результате непрекращающихся военных действий на территории Сирии. До возникновения сирийского конфликта, Пальмира была постоянным местом наплыва туристов со всего мира. Но 20 мая 2015 года боевики террористической организации ИГИЛ взяли под контроль почти всю территорию древнего сирийского города Пальмира. 27 июня 2015 года была снесена статуя «Лев Аллат», датирующаяся I веком до нашей эры. 23 августа стало известно о взрыве храма Баалшамин, которому было 2000 лет. 30 августа исламисты произвели взрыв храма Бэла, разрушив его.

    Встает закономерный вопрос: почему не действуют международные нормы? Где организации, обеспечивающие защиту памятников культуры? Где реальное действие созданного механизма защиты?

Список литературы

1.     См. например: Александрова М.А. Культурные ценности как правовая категория // Пакт Рериха - 70 лет. Материалы Международной научно-практической конференции. СПб, 2005.

2.     Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.: Междунар. отношения, 1979.

3.     Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005.

4.     Томан И. Защита культурных ценностей во время международных вооруженных конфликтов: правовые и организационные рамки // В сб.: Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве. М., 1999.

5.     URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm (Дата обращения: 04.09.2015).

6.     URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm (Дата обращения: 04.09.2015).

7.     Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.: Междунар. отношения, 1979.

8.     Рерих Н.К. Знамя Мира // Николай Рерих. Листы дневника. Том 2 (1936-1941). М.: МЦР, 1995.

9.     Кантор Ю. Петергоф: уничтоженный и восстановленный // Дилетант. 2015. №4 (40).

10. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900831 (Дата обращения: 23.09.2015 г.).

11. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М.: Междунар. отношения, 1979.

12. URL:http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36185.html (Дата обращения: 23.09.2015 г.).

13. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 г.) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.

14. Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997.

15. Шутова Т.А. Необходимость введения положений Пакта Рериха в современное культурно-образовательное пространство // 75 лет Пакту Рериха: Мат-лы межд. науч. конф. М.: Межд. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2011.