Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ «ТРЕТЬЕЙ ФУНКЦИИ» ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

      В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед федеральными университетами, является реализация «третьей функции», которую в англоязычных публикациях именуют «третьей миссией», «социальной вовлеченностью» и часто «социальной ответственностью» («social responsibility»). Последний термин, на наш взгляд, наиболее адекватно отражает ответственность университетов перед обществом. Одним  из основных требований учредителя к федеральному университету является его безусловная обязанность активно влиять на социально-экономическую жизнь региона. Например, формирование приоритетных направлений развития Южного федерального университета (ЮФУ) определяется задачами социально-экономического развития Южного федерального округа, а также расположенных на его территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Важно отметить, что в Программе развития ЮФУ кроме научных и образовательных целей декларируется развитие «гуманитарных технологий и моделей развития человеческого капитала и толерантных социоэкономических сообществ в таком полиэтническом регионе России, как Северный Кавказ»[3]. Юг России традиционно является центром переплетения и развития множества социально- экономических и культурных процессов, различных конфессий, традиций и жизненных укладов. В такой ситуации реализация федеральным университетом третьей функции становится чрезвычайно важным компонентом деятельности. По мнению президента Фонда «Новая Евразия» А. Кортунова «реформирование высшего образования - часть общей модернизации российского общества. И роль университетов в контексте этой модернизации не может сводиться только к массовому образованию и продвинутым научным исследованиям. Их социальные функции гораздо более широки. В США и Европе именно университеты зачастую являются «точками роста» регионов» [4]. Отмечу, что в университетском профессиональном сообществе федеральные университеты иногда называют «драйверами социальных инноваций». «Вуз должен стать переговорной площадкой между властью, бизнесом и обществом, выполнять функции образовательного и информационного центра, центра интернационализации, решать социальные задачи. Предполагается, что всем этим критериям будут отвечать федеральные университеты» (проректор УрГУ по международным связям М. Хомяков  [4]). Важное дополнение к этой точке зрения высказал профессор департамента исследований образовательной политики университета штата Висконсин (США) Марк Джонсон: «Когда мы размышляем о роли вуза, зачастую попадаем в ловушку, решаем выбрать для него одну территорию взаимодействия с обществом: глобальную, региональную или уровень местного сообщества. При этом мы должны понимать, что лучшие университеты могут и должны развиваться на всех трех уровнях». Эксперт представляет себе современный университет так:

      «Он должен включать институциализацию образования (обмен студентами и преподавателями), независимые исследования, инициируемые студентами, вовлеченное обучение, когда полученные знания переносятся на решение конкретных социальных и экономических задач. Два основных аспекта в развитии университета связаны с вовлеченностью студентов. Во-первых, мы говорим об исследованиях, которые бы раскрывали их творческий потенциал, демонстрировали активную позицию по отношению к проблемным вопросам. Во-вторых, студенты и магистранты должны рассматривать свое обучение как служение обществу. Речь идет и о волонтерской деятельности как важной части образовательного процесса» [7]. В классической работе «Обзор основных проблем, встающих перед высшим образованием на пороге нового тысячелетия» [5, C.14-29] Люк И.Вебер подчеркивает, что «университеты должны обратить больше внимания на собственную ответственность перед обществом». Классик теории университетского образования отмечает: «С одной стороны, университеты должны внимательно прислушиваться к обществу, чтобы изучать и понимать его изменяющиеся потребности и надежды, так же, как и к мнению общества по поводу высшего образования, особенно к мнению тех, кто проводит преобразования. Университеты должны быть более чувствительны к потребностям, когда они предлагают новые учебные программы или начинают новое исследование. Они должны также показать большую готовность или даже взять на себя инициативу в сотрудничестве с промышленностью, государством и другими учреждениями высшего образования. Университеты и все их подразделения должны быть надежными партнерами компаниям, учреждениям и всем другим созидательным силам общества». Следует отметить, что особенности в правосубъектности федеральных университетов в полной мере проявляются при реализации ими своей «третьей (социальной) функции». Это следует, в частности, из-за того, что «федеральное государственное автономное образовательное   учреждение   высшего   образования       «Южный   федеральный   университет»   является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных, социальных и культурных целей, способствующих удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» [6].

    Говоря о социальной функции федерального университета как образовательного центра региона, обычно имеют в виду не столько обучение по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, сколько образовательную роль университета по отношению к внешней (по отношению к университету) среде: школьникам, взрослым и, в частности, лицам с ограниченными возможностями. Говоря о взрослых, следует обратить внимание на многочисленные программы дополнительного образования: повышения квалификации и переподготовки. Например, в ноябре 2014 г. ЮФУ предлагает 101 программу дополнительного образования; контент портала ЮФУ «Инклюзивное образование» ориентирован на одаренных детей, военнослужащих и членов их семей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, для населения образовательные услуги предлагаются по технологии дистанционного образования. Однако,  если обычная довузовская подготовка является стандартной распространенной услугой для многих вузов, то особенностью федерального университета является эксперимент по подготовке к ЕГЭ молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного или более детей (проводится по распоряжению Правительства Российской Федерации в 2013-2015 гг.) Стать участниками этой образовательной программы могут молодые мамы, являющиеся гражданами РФ не имеющие высшего образования, которым на 1 ноября 2013 года не исполнилось 24 года. Обучение бесплатно. Оплата производится за счет федерального бюджета. Слушательницы могут выбрать любые общеобразовательные предметы, необходимые им для поступления в вуз. Возможна очная, очно- заочная и заочная (дистанционная) форма обучения (для жительниц близлежащих к Таганрогу районов). Участницам проекта выплачивается стипендия.

    Понимание и учет общественных потребностей в обучении граждан, подготовке специалистов для конкретных отраслей производства, проведении конкретных научных исследований для решения проблем, актуальных для сообщества, на основе многостороннего взаимодействия с различными заинтересованными участниками  другими  словами  можно  было  бы  назвать  «социальным  участием»  университетов  или ―civilparticipation‖ [2]. Этот вид деятельности подчеркивает особенность работы федеральных университетов: ориентированность на потребности общества в целом и отдельных категорий граждан, в том числе не проживающих в городах. Кроме этого, специальная правосубъектность федеральных университетов проявляется в том, что они являются (или, по крайней мере, должны являться) информационными и культурными центрами региона, точками роста гражданских инициатив и высокопрофессиональными экспертными учреждениями социальных процессов в регионе. Таким образом, федеральный вуз можно квалифицировать как важнейший региональный институт развития гражданского общества.

 

Список литературы

1.      Бажанов Н.Н. Южный федеральный университет: реализация третьей функции//Образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. – С.3-4.

2.      Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции//Вестник международных организаций [Электронный ресурс]. URL: http://publications.hse.ru/articles/60967320 (дата обращения: 22.09.2014).

3.      Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» на 2011 -2021 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://sfedu.ru/docs/program_razv/progr_razv_11-21.pd (дата обращения: 25.09.2014).

4.      Роль университетов в региональном развитии//Портал «Инновации, инвестиции, бизнес» [Электронный ресурс]. URL: http://www.spb-venchur.ru/news/386.htm (дата обращения: 22.09.2014).

5.      Современные тенденции развития инновационно-предпринимательского университета: Сборник статей/Под редакцией В.Г. Захаревича. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 210 с.

6.      Устав Южного федерального университета//Официальный портал Южного федерального университета [Электронный     ресурс].     URL:     http://sfedu.ru/pls/rsu/docs/u/U9391/Folders/file/UD/ATT00004.pdf    (дата обращения: 22.09.2014).

7.      Эксперт онлайн//[Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ural/2010/04/chemu_dolzhnu_uc (дата обращения: 22.09.2014).