Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

    В настоящее время альтернативное разрешение споров получает все большее признание участниками хозяйственных и иных правоотношений. В числе альтернативных способов рассмотрения споров выступает международный коммерческий арбитраж.

    Термином «международный коммерческий арбитраж» обозначаются три взаимосвязанных понятия, отражающих различные аспекты единого социального явления. Во-первых, под международным коммерческим арбитражем понимается определенный механизм разрешения споров между коммерсантами различных государств, совокупность средств и способов, посредством которых устраняется коллизия в материально правовых отношениях. Во-вторых, данный термин означает учреждение, которое создается для рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из международных коммерческих отношений. В-третьих, международный коммерческий арбитраж – это состав третейского суда, определенный состав арбитров, рассматривающих конкретный гражданско-правовой спор [1].

    Слово «арбитраж»  (от фр. Arbitrage – справедливое решение) используется в нескольких значениях: обозначающее разрешение спорных вопросов не судебного характера с помощью арбитра либо как орган, создаваемый для разрешения имущественных споров между различными предприятиями, учреждениями, организациями [2].

   Преимущества решения споров посредством международного коммерческого арбитража рассматриваются в многочисленных научных трудах, изданных в различных странах. Обращает на себя внимание определение роли и места данной институции не только на международной арене, но и в пределах отечественной юрисдикции.

   Международный коммерческий арбитраж имеет длительную и многогранную историю своего формирования. Как считает Боломатов А.В., его развитие зависит от многих факторов, но прежде всего – от стабильности, эффективности, динамизма экономических связей и соответствующего нормативного оформления [3].

    Одним из важнейших факторов распространения и популярности процедуры рассмотрения споров посредством международного коммерческого арбитража является процесс глобализации мировой экономики, унификации правового регулирования международного арбитража и активная деятельность арбитражных институтов. Данные факторы в значительной мере способствовали укреплению позиций международного арбитража в арсенале средств, благоприятно влияющих на развитие международного экономического сотрудничества в условиях глобализации мировой торговли [4].

    Заместитель министра Юстиции РФ Елена Борисенко, отмечает, что в арбитраже у сторон есть уникальная возможность привлечь к рассмотрению спора узких специалистов, квалифицированных по конкретному предмету, имеющих не только юридический, но иногда и технический опыт, являющихся не всегда юристами по образованию, а специалистами в IT-технологиях. Узкая специализация и уверенность в квалификации арбитра являются основной мотивацией для сторон записывать тот или иной арбитражный институт в своих оговорках. Эта возможность предусматривает определѐнные условия и порядок ведения процесса, которые удобны для сторон и которые они считают для себя важными [5].

   Рассмотрим более подробно наиболее значимые тенденции в развитии и совершенствовании системы международного коммерческого арбитража в целом и применительно к России.

    Так, Поляков Ю.В. отмечает следующие тенденции в развитии международного коммерческого арбитража: разрешительный порядок вмешательства государственного суда в деятельность международного коммерческого арбитража, процессуальная делокализация международного коммерческого арбитража. Данные тенденции, по его мнению, нашли свое проявление в передаче правового регулирования международного коммерческого арбитража на международный уровень, унификации и гармонизации правовых норм в области международного коммерческого арбитража, активизации участия государств и международных организаций в регламентации вопросов деятельности международного коммерческого арбитража, совершенствовании юридической техники и детализации правового регулирования и возрастании роли lex mercatoria в деятельности арбитража [6].

     В последнее время прослеживается тенденция усиления роли международного коммерческого арбитража в экономических отношениях. Это означает, что именно международный коммерческий арбитраж является гарантом устойчивого экономического сотрудничества и безопасности активов, инвестируемых за границу. Усиление роли международного коммерческого арбитража стало возможным лишь в условиях глобализации экономических отношений, универсализации регулирования третейско-арбитражной формы рассмотрения споров и основной проблемой вследствие такого процесса является отставание национального права от современных потребностей и требований в регулировании международных экономических отношений. Это связано с тем, что ни национальное, ни международное право не могут обеспечить тот уровень регулирования отношений участников международной коммерции, который отвечал бы их требованиям и потребностям. Проблема отставания национального права приводит к избранию сторонами в качестве применимого права международных договоров, общих принципов права, так называемых lex mercatoria взамен коллизионных норм lex loci arbitri. Так, арбитры все чаще разрешают спор не на основании материального права какого-либо государства, а на основании общих принципов права, арбитры при применении данного принципа не связаны какой-либо коллизионной нормой или коллизионной системой. Зачастую это даже не lex mercatoria вообще, а принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА с их более четкой конструкцией. В частности, Принципы УНИДРУА могут применяться, когда российское право содержит пробелы в регулировании конкретных вопросов, или необходимо уточнить применительно к международной сделке какое-то положение, сформулированное в российском праве.

   В практике международных арбитражных судов ссылки на Принципы УНИДРУА встречаются, в частности, в договорах международной купли-продажи, страхования, строительного подряда, договорах о представительстве, транспортных договорах.

   Одной из наиболее примечательных особенностей использования Принципов УНИДРУА является возможность их применения международным коммерческим арбитражем для регламентации международным коммерческим и в отсутствие соглашения сторон о праве, применимого к договору в качестве «норм права» [7].

   Стоит отметить, что, несмотря на явную тенденцию к расширению применения Принципов УНИДРУА, даже когда между сторонами не было заключено соглашение об этом, в случае, если это соответствует намерению сторон, следует специально оговаривать подобные моменты в контракте во избежание возможных неточностей и недоразумений [8].

   Для современного международного коммерческого арбитража также характерна тенденция к делокализации, предполагающая снижение роли национального права как потенциально применимого в международном коммерческом арбитраже и предоставление сторонам спора право самостоятельно определять процедуру арбитражного разбирательства и применимое иностранное процессуальное право, в том числе путем изменения сторонами стандартной процедуры для формирования индивидуального порядка рассмотрения спора в рамках выбранного арбитражного регламента, но который более соответствовал бы характеру конкретного спора.

   Теория делокализации рассматривает международный коммерческий арбитраж как средство разрешения споров, независимое от какой-либо формы контроля со стороны государственных судов, за исключением стадии отмены вынесенного арбитражного решения и стадии приведения решения в исполнение.

   Одной из тенденций развития международного коммерческого арбитража является использование упрощенных и ускоренных (fast-track arbitration) процедур для разрешения небольших по сумме споров. Они предполагают не только более простой порядок формирования решающего состава, но и более гибкие процессуальные правила рассмотрения споров (например, проведение единственного слушания по делу, ограниченное количество процессуальных документов от сторон, краткая форма мотивировки решения).

   В практике Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ также используются механизмы, позволяющие в соответствующих случаях упрощать арбитражную процедуру. В частности, речь идет о формировании арбитражного состава при незначительной цене иска, когда решающий состав будет состоять не из трех арбитров, а из единоличного арбитра. Более короткий срок формирования арбитражного состава отразится на общем сроке арбитражного разбирательства и даст существенную экономию материальным затратам сторон. Следовательно, ускоренные и упрощенные процедуры международного коммерческого арбитража позволяют повысить его эффективность в материально-правовом аспекте [9].

   Все чаще в научной литературе обсуждается тенденция уменьшения роли государственных судов в деятельности международного коммерческого арбитража, которая выражается в разрешительном порядке вмешательства государственного суда в арбитражное разбирательство.

    Однако зачастую на практике возможно столкнуться с вмешательством государства в соглашение об арбитраже. Так, например, Согласно Типовому Закону о международном коммерческом арбитраже 1985 г. и национальным законодательным актам арбитражное решение может быть отменено судом страны, где состоялось арбитражное разбирательство. Причем отмена арбитражного решения выступает в качестве единственного средства его оспаривания. Поэтому в мировой практике перечень оснований, по которым суд может не признавать решения арбитражного суда, либо через процедуру обжалования, либо отказа от исполнения, является исчерпывающим. Таковыми являются и Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», Закон Чешской Республики о третейском суде 1994 г., Закон Королевства Швеция «Об арбитраже» 1999 г., британское статутное и прецедентное право, Закон Швейцарии «О международном частном праве».

   Вмешательства государства в реализацию арбитражного соглашения можно избежать посредством включения в арбитражное соглашение оговорки об исключении оспаривания. Однако, не следует забывать о том, что исключение данного средства обжалования возможно только в ограниченном числе стран и на определенных условиях.

    Тем не менее Казаченок С.Ю. полагает, что с течением времени тенденция отказа от обжалования арбитражного решения посредством включения в арбитражное соглашение оговорки об исключении оспаривания (exclusion agreement) должна быть легализована всеми странами, желающими достигнуть максимальных высокоэффективных результатов от участия в международном торговом обороте [10].

   Таким образом, при всех очевидных достоинствах обращения в арбитраж, таких как укороченный срок рассмотрения дела, высокий профессионализм арбитров в международной сфере, возможность выбора применимого права, диспозитивность сторон в выборе процедуры рассмотрения дела, окончательность вынесенных решений, соблюдение конфиденциальности коммерческой тайны при рассмотрении дела, возможность признания  и исполнения  иностранных арбитражных решений, тем не менее, имеются и определенные проблемы по сравнению с разрешением споров в государственных судах.

    Так, Председатель Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Комаров А.С. отмечает, что определенным препятствием для успешного развития альтернативных способов рассмотрения дел  в России является, помимо всего прочего, наличие пробелов в действующем законодательстве, а также недостаточная степень развития предпринимательской этики отечественных коммерсантов, не привыкших разрешать свои споры при помощи принятых в предпринимательском сообществе средств, основанных на взаимном уважении и доверии к избранным ими самими третейским судьям, что включает также и добровольное исполнение принятых ими решений [11].

    По мнению Управляющего партнера московского офиса, руководителя практики разрешения споров международной юридической фирмы Magisters, Дмитрия Дякина, основная проблема состоит в том, что в России зачастую отсутствует правильное восприятие и применение международных стандартов коммерческого арбитража: те или иные концепции могут восприниматься судами вразрез с международными тенденциями и подходами. И приводит пример, что российские суды далеко не всегда последовательно применяют правило, изложенное в Нью-Йоркской Конвенции, которое гласит, что государственный суд в случае наличия арбитражного соглашения должен передать спор на рассмотрение в арбитраж, если только не сочтет, что такое арбитражное соглашение недействительно, не действует или не может быть исполнено [12].

    Проблемы возникают и в случае недостаточно четкого поименования арбитражного института в арбитражной оговорке, что приводит к необоснованному принятию спора к рассмотрению государственными судами. Такая практика, по мнению Дякина, идет  вразрез с международным подходом, согласно которому упоминание арбитражного института в контракте – пускай и недостаточно корректное – является достаточным основанием для исключения, возникшего на основании такого контракта спора из компетенции государственных судов.

    Константин Лукоянов, глава практики судебных разбирательств арбитража, Linklaters также отмечает существование целого ряда факторов, негативно влияющих на конкурентоспособность российской юрисдикции, как то: противоречивость в подходах определения исключительной компетенции российских судов, проблемы с исполнением судебных актов, отсутствие достаточного опыта у отечественных судей/арбитров в коммерческих спорах в отношении пока еще новых для российской практики финансовых инструментов или определенных форм структурирования сделки и т.п. [13]. Выход из сложившейся ситуации К. Лукоянов видит в необходимости реформирования не только национальных судов, но, в первую очередь, системы арбитражных институтов в России, используя при этом накопленный за многие годы опыт Лондона, Парижа, Стокгольма и других популярных арбитражных форумов.

    В заключение необходимо отметить, что эффективность системы международного коммерческого арбитража зависит, помимо всего прочего, от добросовестного отношения к этому процессу как самих сторон спора, так и арбитров. В противном случае арбитражное разбирательство может не достигнуть целей эффективного разрешения споров, возникающих в сфере международного гражданского правового оборота.

 

Список литературы

1.      Николюкин С.В. Международный коммерческий арбитраж. – М., Юстицинформ, 2009

2.      Толковый словарь Ефремовой Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2013

3.      Боломатов А. Международный коммерческий арбитраж в системе международного и национального регулирования // Современная наука. 2011. № 2. С.9.

4.      Комаров А.С. Некоторые актуальные аспекты международного коммерческого арбитража на современном этапе // Третейский суд. 2012. № 5. С. 38-45.

5.      Коммерческий арбитраж в РФ: тенденции и перспективы Брифинг медиахолдинга РБК и юридической фирмы Linklaters в рамках Санкт-Петербургского Международного Юридического Форума 2014 г. //bc.rbc.ru/images/upload/pics/com_files/438/unifiles_kbVbl8.pdf

6.      Поляков Ю.В. Основные тенденции развития международного коммерческого арбитража и определения примененного им права: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010 //law.edu.ru/book/book.asp?bookID=139635

7.      А.Б. Монахов, Ю.А. Конкина Роль принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА в регулировании международных коммерческих отношений // Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 9. Экономические и юридические науки. С. 18

8.      Ефремова И.С. Особенности применения принципов УНИДРУА в практике международных арбитражных судов и арбитражных судов Российской Федерации // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2013. № 3 (24). C. 28

9.      Русакова Е.П. Многообразие способов разрешения торговых споров как фактор эффективности деятельности международного коммерческого арбитража в России и Англии // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. № 1. C. 71.

10.   Казаченок С.Ю. Противоречие публичному порядку как особая категория оснований вмешательства государства в международный коммерческий арбитраж // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2014. № 2. С. 96-103.

11.   Интервью с Председателем Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово- промышленной палате Российской Федерации Александром Сергеевичем Комаровым Международный коммерческий     арбитраж     сегодня:     современные     проблемы     и     пути     их     преодоления //www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=455:persona-grata-&catid=41:persona- grata&Itemid=124

12.   Международный коммерческий арбитраж в России: проблемы и перспективы / 11.03.2011 // arbitrationsweden.com/news/mezhdunarodnyj-kommercheskij-arbitrazh-v-rossii-problemy-i-perspektivy

13.   Коммерческий арбитраж в РФ: тенденции и перспективы. Брифинг медиахолдинга РБК и юридической фирмы Linklaters в рамках Санкт-Петербургского Международного Юридического Форума 2014 г. // bc.rbc.ru/images/upload/pics/com_files/438/unifiles_kbVbl8.pdf