Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ПРАВОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

   В настоящее время происходит качественная перестройка мирового порядка и любое значимое событие в общественной, экономической, политической сфере в той или иной степени имеет отношение к проблематике гражданского общества. В силу сложившегося положения, существует необходимость взглянуть по новому на традиционные закономерности формирования гражданского общества, его принципы, ориентиры и приоритеты.

     В настоящей статье уделяется внимание правовым ориентирам и приоритетам становления гражданского общества в России. Ученые в области права создают модели этого сложного социально-правового явления.

    Надежность результатов и выводов исследования гражданского общества обусловлена концептуально-теоретической адекватностью модели, и это вполне объяснимо тем, что благодаря формализации и идентификации модели гражданского общества, получаемые оценки его состояния и развития становятся более определенными и измеримыми.1

   Одной из важнейших актуальных задач современной российской государственности является создание механизма, который будет эффективен при взаимодействии граждан, их объединений, ассоциаций некоммерческих организаций с органами государственной власти, органами местного управления. И будет высока степень участия членов гражданского общества в ходе подготовки государственных решений по вопросам политического, социально-экономического, культурного и иного характера. Решение этой задачи возможно с учѐтом разнообразных форм самоорганизации граждан, которые содержат в себе значительные резервы социального, экономического, культурного развития России. Гражданское общество соединяет в себе социальные группы и индивиды путем сложного переплетения частных интересов, возникающих и реализующихся в процессе социальной самоорганизации.2

    Целесообразно выделить следующие принципы формирования гражданского общества, которые в полной мере отражают суть и содержание правовой политики по этому вопросу: 1) Обеспечение законных прав и свобод человека и гражданина как государственными, так и негосударственными способами; 2) демократический характер власти; 3) политическая демократия; 4) взаимная ответственность государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина; 5) экономическая свобода, многообразие форм собственности; 6) реально существующее правовое государство;7) свобода и независимость СМИ; 8) определенный тип культуры, основанный на уважении частных прав и интересов, причем не только собственных, но и других людей; 9) независимое правосудие; 10) эффективная социальная политика; 11) обеспечение безопасности граждан, как основа всех остальных принципов.3

    Долгосрочные цели, которые обозначены в данной статье как правовые приоритеты, есть направления социально- экономической политики и общественного развития страны, на достижение которых и ориентирована цель построения гражданского общества. Автор выделяет следующие:

-   обеспечение достойных, здоровых и доступных условий развития гражданского общества в нашей стране;

-   совершенствование существующих, разработка и внедрение новых моделей социального взаимодействия и партнерства в информационной сфере;


 1 Гриб В.В. Правовые проблемы институализации гражданского общества в России// История государства и права. 2010. №7.С.5

2 Степаншин С.В., Двуреченский В.А., Чернавин Ю.А. Власть-демократия-контроль. М., 2005, С.26

3 Струсь К.А. Принципы правовой политики в сфере формирования гражданского общества//Российская юстиция. 2009.№ 6.С 9




-     формирование высокого уровня общественного самосознания, правосознания как бытового, так и профессионального, повышение степени общественного участия в делах;

-       разработка  и  реализация  механизмов  и  форм  общественного  участия  в  ходе  осуществления государственной политике по всем сферам жизнедеятельности;

-        создание новых и совершенствование имеющихся механизмов поддержки органами власти общественных организаций, объединений, ассоциаций в разработке ими частных проектов и программ;

-      обеспечение условий для эффективной деятельности общественных организаций и объединений некоммерческого типа в системе гражданского общества, с целью использования их потенциала в принятии решений по социально важным вопросам;

-   развитие института общественной экспертизы, консультации обществом на этапе подготовки и принятия решений органами государственной власти, в частности участие общественных институтов по вопросам инициирования законопроектов и из рассмотрения;

-       необходимость совершенствовать механизмы предоставления грантов, конкурсные размещения государственного и муниципального заказов на предоставление социальных услуг различным организациям;

-   выработка механизмов реализации положений отдельных нормативно-правовых актов, обеспечивающих активизацию деятельности общественных и других структур в ходе осуществления административной и социальной реформ;

-   создание социальных технологий, моделей, которые призваны будут обеспечить эффективное партнерство органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех равноправных субъектов гражданского общества в решении задач, касающихся общественного и социально-экономического развития;

      Вопрос средств массовой информации, информационная сфера в целом необходимо затронуть в контексте данной статьи, так как Россия переходит к новому типу экономического развития, правовому государству, гражданскому обществу и как следствие растет потребность в информации.

    СМИ играют важную роль в жизни общества, и, что характерно, не только как объект информационной политики, но и как еѐ субъект. На сегодняшний день, любая сфера гражданского общества не предоставляется без средств информации. Несмотря на то, что включение СМИ в структуру гражданского общества является бесспорным, все же возникают уточнения, какие именно имеются ввиду СМИ? Государственные или независимые?4

    С одной стороны, наблюдается явное желание граждан озвучить проблемные вопросы, которые игнорируются со стороны государства. С другой стороны, отсутствуют механизмы «реагирования». Бесспорно вопрос СМИ стоит открытым и в нашей стране, в условиях формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблемные вопросы, относящиеся к средствам массовой информации, правовому регулированию их деятельности особенно актуальны и требуют обоснованного ответа.

    Эффективное развитие общества и государства демократического характера, немыслимо без правовой активности граждан, проявления с их стороны инициативы. Любая демократия- это постоянная борьба граждан за свои права, за эффективную государственную власть».5 Необходимо отметить, что многое зависит именно от гражданской активности, инициативности поведения граждан в политико-правовой сфере. Не стоит забывать о постоянном, непрерывном повышении уровня юридической и политической культуры. Лишь только при выполнении данных условий можно достичь приоритета прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности.

     При этом целесообразно выделить ключевые направления содействия развитию институтов гражданского общества и защиты прав человека в России и наметить конкретные мероприятия, направленные для претворения в жизнь государственной политике в данной сфере:

-       контроль со стороны общества за деятельностью государственных органов по всем сферам жизнедеятельности;

-    консолидировать усилия органов власти и органов местного самоуправления по улучшению качества жизни российского населения, достижения устойчивого развития гражданского общества и социальной стабильности;

-   создать эффективную систему социальной защиты населения;

-  сформировать качественное сотрудничество между органами власти и негосударственными объединениями , опираясь на принципы партнерства;

 

 4 Сусликов С.А. Средства массовой информации- институт гражданского общества//Российский юридический журнал. 2007. №3. С.136

5 Затонский В.А. Правовая активность граждан как форма проявления правовой жизни// Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект. Саратов. 2005. С. 367


-   создать благоприятные условия для развития и действия институтов гражданского общества;

-      сформировать максимально приближенную к действительности систему согласования интересов общества и государства;

   Как можно увидеть, в России необходимо всесторонне реализовывать основной принцип демократического государства - обеспечение прав человека. В стране должны неукоснительно обеспечиваться свобода религии, слова, право на объединение, собрания.

    Основными ориентирами представителей власти и гражданских партнеров должны быть высокие стандарты качества жизни в сфере социального обеспечения, образования, культуры, здравоохранения, организации труда и заработной платы, охраны окружающей среды.