Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2016г.

Реализация ООП «Юриспруденция» на заочном отделении сегодня осуществляется с использованием дистанционных обучающих технологий и мультимедийных ресурсов, что позволяет на новом уровне вовлекать студентов в управление своим образовательным и познавательным процессом. Педагоги верно отмечают, что «высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет  познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие занятия, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека»[3, с. 5].

Основной задачей изучения истории государства и права для студентов-юристов является выработка навыков критики и толкования правового источника, а также усвоения логики исторического развития государственно-правовых институтов и процессов. При этом конечной целью внедрения компетентностного подхода является формирование навыков самостоятельной работы, способности к самообучению [4, с. 30].

Рабочей программой дисциплины «История государства и права зарубежных стран» установлена большая часть самостоятельной работы студентов, лекционный курс предельно ограничен. Встреча преподавателя со студентами проходит только во время установочной сессии (не считая летнего экзамена), поэтому основной набор заданий и педагогических приемов приходится именно на этот период. Но, чтобы применять творческий подход к усвоению материала, научиться учиться, студентам необходим наставник. Современные семинарские занятия предусматривают интерактивные формы нескольких типов: симуляция (инсценирование) судебной тяжбы или иной юридической процедуры; выработка судебного решения для конкретного казуса; работа в микрогруппах по составлению должностной инструкции или сравнительно- правовой таблицы; круглый стол; дебаты и т.п. Данные формы занятий позволяют погрузить студентов в активное плодотворное общение, когда они взаимодействуют друг с другом, решая общие задачи, помогая друг другу, контролируя и проверяя работу друг друга.

Важным фактором становится подготовка «онлайн» - не секрет, что студенты-заочники готовиться дома практически не успевают из-за работы. Для организации такой подготовки необходимо иметь хорошую обеспеченность источниками на семинарах – это хрестоматии и учебные пособия. Появившуюся сегодня возможность свободного выхода в интернет из аудитории с персональных планшетов также трудно переоценить.

Интерактивные занятия проводятся по следующему сценарию: академическая группа разбивается на подгруппы, между которыми распределяются задания. Важным моментом является назначение модераторов микрогрупп. Студенты еще мало знакомы между собой – наличие «первого среди равных» в малой группе необходимо для организации интерактивного познавательного процесса. Преподаватель объясняет при этом, что модератор – это именно организатор поиска информации, своеобразный менеджер, а не представитель подгруппы, который будет «отвечать у доски за всех».

После этого студенты под контролем преподавателя  готовят ответы на поставленные вопросы (алгоритм и регламент подготовки вывешен в презентации, либо обозначен на доске). Затем обмениваются полученными результатами, раскрывая ответ на поставленные вопросы. Свои знания и доводы студенты подтверждают цитированием текстов, зачитывая статьи, содержащие нужные аргументы. Таким образом, за пару часов студенты овладевают навыками анализа нормативных актов, получают информацию о содержании текстов, знакомятся со специальной терминологией, употребляемой в приведенных источниках.

Итоги работы оформляются письменно либо в виде сравнительной таблицы источников права с заранее указанными критериями, либо в виде текста должностной инструкции – в зависимости от задания. Эти материалы, оформляемые студентами в рабочей тетради, затем станут хорошим подспорьем при решении задач по конкретным нормативным актам, а также при подготовке к контрольному тестированию.

Полученные знания о содержании текстов изучаемых нормативных актов, тонкостях различных правовых институтов, особенностях судопроизводства различных исторических периодов студенты активно применяют при решении казусов, составленных по текстам нормативных актов. Особенность решения задач выражается в специфике формулирования решения, которое должно быть оформлено по структуре правоприменительного акта. Поэтому, прежде чем приступить к решению задач, студентам необходимо помнить, что должно содержаться в водной, описательной, мотивировочной и резолютивной частях судебного решения. Более подробно сценарии проведения интерактивных занятий изложены в пособии [См.: 5].

Подобная форма работы позволяет решить несколько учебных задач: привить студентам навык работы с учебником; за короткий срок, отведенный на изучение конкретной темы, рассмотреть основные вопросы, привить студентам навык работы с текстом историко-юридических документов.

Метод «погружения в историческую эпоху», симуляция судебной тяжбы, составление регламента работы госоргана либо подготовка должностной инструкции позволяют казуально, на практике осваивать элементы юридической техники. Такая индуктивная модель обучения с освоением материала по образцам, менее свойственна нашей образовательной системе [1, с. 34], так как считается «школярской», но сегодня дает хорошие результаты. К тому же данный подход требует личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента, что в условиях дефицита аудиторного общения у студентов заочного отделения немаловажно[2, с. 39 – 40].

При изучении отдельных тем ставится задача укрепить междисциплинарные связи, что требует координации знаний студентов не только в области истории государства и права зарубежных стран и России, но и в области теории государства и права. Так, во время дебатов по проблемам развития социального законодательства США в послевоенный период, студентам предлагается провести историческое толкование понятия «нечестная трудовая практика». Делается это на основе сравнительного анализа законов Вагнера 1935 г. и Тафта-Хартли 1947 г. Параллельно изучая на теории права и государства виды толкования, студенты получают возможность проработать на практике суть исторического толкования законов.

Большое внимание при изучении права нового и новейшего времени уделяется конституционному развитию стран Европы, Азии, США. При знакомстве с текстами конституций до выполнения модульного задания студенты вспоминают основные темы из курса теории государства и права, такие, как «Форма государства», «Механизм государства», вспоминают значение терминов, классификации. Поэтому изучение этой темы идет завершающим этапом, когда уже основные темы из курса теории государства и права студентами освоены. В качестве итогового задания по третьему модулю студенты самостоятельно готовят сравнительные таблицы конституционных актов нового, а затем новейшего времени.

Полученные во время изучения курса истории государства и права зарубежных стран знания могут быть применимы при изучении курса «конституционное право зарубежных стран», знание основной терминологии отраслевых кодексов будет востребовано при изучении отечественных отраслевых дисциплин. Навыки работы с нормативными источниками, умение применять статьи нормативных актов при решении судебных казусов и правильно обосновывать свое решение позволяют в дальнейшем формировать у студентов профессиональные компетенции и навыки.

 

Список литературы

 

 

1.        Давыдова М.Л. Обучение юридической профессии в России и США: к вопросу об универсальных основаниях//Право и современные государства. 2013. № 2. С. 28-35.

2.        Давыдова М.Л., Шанин А.А. Реализация личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента//Актуальные вопросы профессионального образования. 2013. Т. 10. № 13 (116). С. 39-40.

3.        Педагогика и психология высшей школы / под ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

4.        Фалалеева И.Н. Роль  исторической составляющей в формировании общекультурных и профессиональных компетенций юристов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. – 2014. - № 15. – С. 29-33.

5.        Фалалеева И.Н., Песковацкова А.В. История государства и права зарубежных стран. учеб.- метод. пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – 120 с.