03 марта 2016г.
Работа посвящена расчету для оценки значимости дефекта в балльной шкале и в материальном плане, который используется FMEА-командами. FMEA-команда представляет собой временный коллектив из специалистов различных служб завода, созданный специально для выполнения FMEA конструкции или технологического процесса изготовления технического объекта. При необходимости в FMEA-могут приглашаться специалисты других организаций. Команда включает в себя модератора и группу специалиста [6].
Различные дефекты деталей для сельскохозяйственной техники усложняют содержание и использование еѐ для владельца. Актуальной задачей является своевременное определение, предупреждение и пресечение возможности внезапной поломки. Для этого необходимы новые аналитические методы, которые помогают определить период времени вероятного появления дефекта, объективную оценку последствий дефектов и идентифицировать дефекты, практически значимые для потребителя [2].
Для решения вопроса об оценке практической значимости тех или иных дефектов компонентов для предприятия-потребителя предлагается использовать принципы, изложенные в руководстве FMEA «Анализ видов и последствий отказов», входящем в комплект документов системы QS 9000. Это руководство предназначено для улучшения конструкции и технологии при их проектировании, но часть еѐ методологии, связанная с оценкой практической значимости тех или иных дефектов, здесь вполне может быть применена [1].
Используя следующие формулы, рассчитываются необходимые промежуточные показатели:
Значимость дефекта Z можно оценить экспертно в соответствии с классификацией дефектов, применяемой на предприятии.
Частоту возникновения дефекта (в процентах от объѐма выпуска) f можно рассчитать по формуле: f = Nдеф / Vа/м (1)
где Nдеф - количество проявлений данного дефекта, зарегистрированных в предпродажной подготовке и
гарантийном обслуживании на техники, выпущенной за период от 6 до 12 месяцев до даты расчѐтов; Vа/м - объѐм выпуска техники за расчѐтный период.
Средние затраты на устранение дефекта С рассчитываются по формуле:
C = Zдеф / Nдеф (2)
где Zдеф - суммарные затраты на устранение проявлений данного дефекта, зарегистрированных в предпродажной подготовке и гарантийном обслуживании на технике, выпущенной за период от 6 до 12 месяцев до даты расчѐтов [3].
Затем для каждого показателя Z, f, C определяется его ранг в баллах по специально разработанной 10 - балльной шкале.
Данная шкала удобна и достаточно точная, т.к. она представлена числовой функцией.
Как видно из приведѐнных графиков, каждый
показатель может иметь значение
в баллах от 1 до 10. С целью выявления
риска на их основе образуется одна общая
оценка - приоритетное число риска (ПЧР):
ПЧР = RZ*Rf*Rc (3)
ПЧР может изменяться от 1 до 1000. Нижняя граница
(ПЧР =1) соответствует лучшему достижимому состоянию. Верхняя граница (ПЧР = 1000) соответствует наихудшему состоянию. В выработке
корректирующих действий и составлении планов
работы с поставщиками оценка ПЧР должна играть важнейшую
роль [4,5].
Таблица 1
Дефекты и их ПЧР на примере тракторов John Deere 8430
Ранг
|
Наименование
|
Ср.затраты, руб.
|
Баллы частоты
|
Баллы затрат
|
Баллы значимос ти
|
ППЧР
|
1
|
Диагностика простых неисправностей
|
954400
|
10
|
10
|
10
|
1000
|
2
|
Ремонт простой
|
2550800
|
10
|
10
|
10
|
1000
|
3
|
Гарантийное обслуживание
|
262000
|
9,9827734
|
8,750724277
|
10
|
873,56498
|
4
|
Диагностика сложных неисправностей
|
121400
|
8,8173438
|
5,472363233
|
10
|
482,51708
|
5
|
ТО малое
|
445500
|
10
|
10
|
10
|
1000
|
6
|
ТО по договору продажи
|
25800
|
4,4185938
|
2,077775051
|
10
|
91,808439
|
7
|
Предпродажная подготовка оборудования
|
0
|
4,4185938
|
1
|
10
|
44,185938
|
8
|
Гарантия на запчасти
|
12000
|
7,024375
|
1,509838058
|
10
|
106,05669
|
9
|
Модификация
|
390000
|
8,8173438
|
9,960749261
|
10
|
878,2735
|
10
|
Дефектовка простая
|
200600
|
9,9827734
|
7,570058871
|
10
|
755,70183
|
11
|
ТО большое
|
213900
|
9,9827734
|
7,85882486
|
10
|
784,52868
|
12
|
Ремонт средний
|
1198300
|
9,7975
|
10
|
10
|
979,75
|
13
|
Дефектовка сложная
|
15600
|
2,8108984
|
1,659890814
|
10
|
46,657845
|
14
|
Дефектовка средняя
|
59000
|
5,8230859
|
3,36357719
|
10
|
195,86399
|
15
|
Ремонт сложный
|
522000
|
2,8108984
|
10
|
10
|
281,08984
|
16
|
Гарантия на работы
|
120000
|
2,8108984
|
5,429458591
|
10
|
152,61657
|
17
|
Расширенное гарантийное обслуживание
|
7500
|
2,8108984
|
1,320390771
|
10
|
37,114844
|
Данная технология анализа нацелена на использование компьютерных технологий, которые
дают преимущество
в прогнозировании дефектов. Таким образом, этот способ расчета помогает в решении актуальной проблемы по определению и пресечении внезапного дефекта.
Список литературы
1.
Белашевский Г.Е., Годлевский В.Е., Кокотов А.В. Интенсивность потока дефектов автомобиля в период гарантийной эксплуатации //Развитие через качество - теория и практика: Тр. IV международной конференции. -Тольятти, ТолПИ,2000. -С.162...165.
2.
Варнаков В.В., Варнаков Д. В., Дежаткин М.Е. Теоретическое обоснование применения метода оценки качества комплектующих (FMEA) на основе Раниц допустимого риска. // Международный научный журнал. 2012. № 5. С. 88-92.
3.
Варнаков В.В., Дежаткин
М.Е., Завьялов М.В. Совершенствование входного контроля качества запасных частей при техническом сервисе машин и оборудования. / Международный технико-экономический журнал. 2009. № 3. С. 21.
4.
Варнаков В.В., Завьялов
М.В., Дежаткин М.Е. Совершенствование входного контроля
качества запасных частей при техническом сервисе машин. / Международный технико-экономический журнал. 2009. № 3. С. 18.
5.
Варнаков В.В., Завьялов
М.В., Дежаткин М.Е. Совершенствование входного контроля качества запасных частей при техническом сервисе машин. / Международный технико-экономический журнал. 2009. № 3. С. 69-72.
6.
Хабиева Л.Л., Дежаткин М.Е. Влияние
контроля качества запасных
частей на надѐжность техники
на предприятиях
агропромышленного комплекса // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения. 2013. № 1. С. 89-93.