Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИСТИКИ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.
На сегодняшний день все больше внимания в проектировании и строительстве крупных городов и мегаполисов уделяется вопросам комплексного освоения и использования подземного пространства, что позволяет влиять на городскую среду, рациональное использование территории, развитие городских транспортных и инженерных систем, жилую и нежилую застройки и другие элементы современного городского хозяйства. Проблема активного, комплексного и целенаправленного освоения подземного пространства городов, в первую очередь, значительных, имеет многовековую историю, однако особенную актуальность она приобрела в последние десятилетия. Существует тесная взаимосвязь достижений современного научно-технического прогресса и социальных аспектов урбанизации. Освоение человеком подземного пространства началось в глубокой древности и наблюдалось на примерах многих цивилизаций. Так в период развития подземного урбанизма можно выделить несколько исторических этапов (Табл.1). Попытки освоения подземного пространства для жизненных потребностей делались представителями различных цивилизаций с давних времен и до наших дней. Первые подземные города отображают первичный этап создания жилищ в специальных климатических условиях – пещерные города: г. Петра (Иордания), Чуфут-Кале, Каппадокия (Турция); полуподземная деревня Пуебло Бонито (Нью-Мексико, США), деревня-палац Минойской культуры (о. Крит), современный пещерный город на о. Санторин (Греция) и т.д. 






При этом подземные и полуподземные сооружения создавались в виде отдельных объектов или входили в состав больших, нередко пространственно развитых комплексов. Таким образом вся история древнего Египта была неразрывно связана не только с религией, но и с характерным землепользованием, с изучением ежегодных разливов Нила, что обеспечивало возможность осуществления жизненно необходимых сельскохозяйственных работ в условиях жаркого и засушливого климата. Эти работы были связанны с рациональным использованием и распределением поливной воды, с выделением участков для отдельных землепользователей, с рытьем каналов и даже с устройством подземных хранилищ. Поражает точность расчетов, проведенных египетскими жрецами при строительстве знаменитых пирамид и высеченных в скалах подземных храмов, построенных с учетом звездных ориентиров. В Абу Симбеле были сооружены врезанные в скалистый склон анфилады помещений, которые состояли из серии подземных залов, ориентированных таким образом, что только один раз в году, в день летнего солнцестояния, солнечные лучи освещали установленную в глубине этих залов статую божества, это казалось актом его существования. К прекрасным инженерным сооружениям античности можно так же отнести и частично сохраненные до сегодняшнего дня знаменитые дороги Древнего Рима, акведуки и виадуки, которые позволяли управлять самыми отдаленными провинциями огромных государств, но и эффективно их защищать. Великих усилий и расчетных обоснований требовало строительство знаменитых римских терм из них наиболее известные термы Каракаллы, оснащенных водопроводом, способами подогрева воды и устройством водоотведения. Это было связанно и со строительством известного подземного коллектора, который получил название «Клоака Максима». Развитие инженерных знаний тесно связаны и с водными путями сообщения, с гидротехническими и другими видами строительства. Можно вспомнить про многовековой опыт строительства каналов во Франции, Голландии и других странах. Позднее, только через несколько столетий, была осознана необходимость многоуровневой организации застройки в городах. Французский инженер, Эжер Энар, который был в 1905-1920 годах главным архитектором Парижа, в своем проекте «Улицы будущего» предлагал организовывать строительство первых линий подземного трамвая, а также движение наземного пассажирского и грузового транспорта в разных уровнях. Он предложил и централизованное отопление многоэтажных жилых домов, с устройством в этих домах общих, как правило, подземных котельных и мест хранения автомобилей. Поисковые проектные предложения по усовершенствованию городской застройки разрабатывали в разных странах. Итальянский архитектор Антонио Сент-Элиа еще в начале ХХ века в своем «Футуристическом городе» предлагал развивать крупномасштабную высотную застройку с полуподземными терраса подобными домами, которые должны создавать с улицами и дорогами единственное композиционное целое. Наиболее радикальные изменения в области планирования и застройки городов, инженерного оборудования осуществились на протяжении последних столетий. Они взаимосвязаны с наибольшими техническими открытиями, с созданием современных механических двигателей, использованием новых транспортных и рельсовых улично-дорожных систем, а также систем инженерного обеспечения. Наблюдается активное строительство судоходных туннелей. Вторая четверть ХIХ века можно считать эпохой промышленного туннелестроения. Всего до начала XIX века во Франции было сооружено около 40 сухопутных туннелей. Рядом с сухопутными туннелями сооружались и железнодорожные туннели, первый из которых был сооружен в 1826-1830 гг. в Великобритании на линии Ливерпуль-Манчестер длиной 1190 м. Важным этапом эпохи промышленного туннелестроения является сооружение Лондонского метрополитена, открытого для движения 1862 года. Отцом туннелестроения считается Марк Изамбар Брюнель. В 1825 г. он предложил метод щитовой проходки, с помощью которого в мягких породах под рекой Темза был пройден туннель протяженностью 450 м. В новейшей практике городского строительства известно много, в том числе и уникальных, подземных инженерных сооружений. Среди них можно отметить протяженные горные и подводные туннели. Один из таких горных туннелей находится между Швейцарией и Австрией. Он носит название Сен-Готард и имеет протяженность около 16300 м. Не менее удивительными сооружениями нашего времени считаются подводный туннель под течением Ла-Манш между Парижем и Лондоном и известный подводный туннель, построенный между островами Хонсю и Хоккайдо в Японии. Общая длина последнего превышает 50 км. В 1939 г. в Кардифоре (США) был сооружен первый в мире подземный гараж. Углубленный под одну из площадей города он одновременно являлся убежищем для населения в особенных ситуациях. До начала Второй мировой войны в Германии шло активное строительство подземных заводов. Одним из наиболее крупных был завод для производства ракетных установок в Нордхаузе. После окончания войны строительство подземных заводов нашло широкий спрос в Великобритании. Масштабы строительства подземных сооружений различного назначения во многих странах, в том числе и в бывшем СССР, заметно увеличилось в последние десятилетия. Рядом с метрополитеном, транспортными и пешеходными туннелями развивается строительство и других крупных подземных сооружений. Нехватка городских территорий и желание использовать наземное пространство для создания благоустроенных и безопасных пешеходных участков и зеленых насаждений неизбежно приводит проектировщиков к необходимости создания многоуровневых подземных комплексов. Анализ исторического и современного опыта проектирования и строительства подземных торгово-развлекательных комплексов позволил выявить их эволюцию формирования в структуре города. Рассматривая организацию данных пространств в различных социально-экономических условиях можно заметить, что на основных этапах своего развития они сопутствовали объединению предприятий и заведений в единую архитектурно-пространственную структуру, обеспечивали информирование и бытовое обслуживание населения. Причем, на каждом следующем этапе, в связи с ростом количества функциональных процессов в подземных торгово-развлекательных комплексах, прослеживается притяжение к многоцелевой эксплуатации пространств и организации качественного уровня предметной среды, постепенное притяжение к компактным архитектурно-планировочным решениям. Развитию подземной урбанистики сопутствует не только растущий дефицит свободных городских территорий, но и особенности пространственной организации подземных сооружений. В отличии от традиционной наземной застройки подземные сооружения не имеют потребности в разрывах между собой, поэтому могут распространяться на большие площади, создавая тем самым в отдельных узлах сплошное подстилающее пространство. Все это обуславливает существенное повышение общей плотности застройки городских территорий и повышения эффективности её использования.

Список литературы
1. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика: градостроительные особенности развития систем подземных сооружений. М.: Стройиздат, 1979. – 231 с.
2. Конюхов Д.С. Использование подземного пространства: Учебное пособие. М.: Архитектура, 2004. – 295 с. 3. Лысиков Б.А., Кауфман Л.Л. Подземная структура городов (Обзор зарубежного строительства). Монография. Донецк: «Норд-пресс», 2004. – 276 с.