Работа посвящена расчету для оценки значимости дефекта в балльной шкале и в материальном плане, который используется FMEА-командами. FMEA-команда представляет собой временный коллектив из специалистов различных служб завода, созданный специально для выполнения FMEA конструкции или технологического процесса изготовления технического объекта. При необходимости в FMEA-могут приглашаться специалисты других организаций. Команда включает в себя модератора и группу специалиста [6].
Различные дефекты деталей для сельскохозяйственной техники усложняют содержание и использование еѐ для владельца. Актуальной задачей является своевременное определение, предупреждение и пресечение возможности внезапной поломки. Для этого необходимы новые аналитические методы, которые помогают определить период времени вероятного появления дефекта, объективную оценку последствий дефектов и идентифицировать дефекты, практически значимые для потребителя [2].
Для решения вопроса об оценке практической значимости тех или иных дефектов компонентов для предприятия-потребителя предлагается использовать принципы, изложенные в руководстве FMEA «Анализ видов и последствий отказов», входящем в комплект документов системы QS 9000. Это руководство предназначено для улучшения конструкции и технологии при их проектировании, но часть еѐ методологии, связанная с оценкой практической значимости тех или иных дефектов, здесь вполне может быть применена [1].
Используя следующие формулы, рассчитываются необходимые промежуточные показатели:
Значимость дефекта Z можно оценить экспертно в соответствии с классификацией дефектов, применяемой на предприятии.
Частоту возникновения дефекта (в процентах от объѐма выпуска) f можно рассчитать по формуле: f = Nдеф / Vа/м (1)
где Nдеф - количество проявлений данного дефекта, зарегистрированных в предпродажной подготовке и
гарантийном обслуживании на техники, выпущенной за период от 6 до 12 месяцев до даты расчѐтов; Vа/м - объѐм выпуска техники за расчѐтный период.
Средние затраты на устранение дефекта С рассчитываются по формуле:
C = Zдеф / Nдеф (2)
где Zдеф - суммарные затраты на устранение проявлений данного дефекта, зарегистрированных в предпродажной подготовке и гарантийном обслуживании на технике, выпущенной за период от 6 до 12 месяцев до даты расчѐтов [3].
Затем для каждого показателя Z, f, C определяется его ранг в баллах по специально разработанной 10 - балльной шкале.
Данная шкала удобна и достаточно точная, т.к. она представлена числовой функцией.
ПЧР = RZ*Rf*Rc (3)
ПЧР может изменяться от 1 до 1000. Нижняя граница (ПЧР =1) соответствует лучшему достижимому состоянию. Верхняя граница (ПЧР = 1000) соответствует наихудшему состоянию. В выработке корректирующих действий и составлении планов работы с поставщиками оценка ПЧР должна играть важнейшую роль [4,5].
Таблица 1
Дефекты и их ПЧР на примере тракторов John Deere 8430
|
Ранг |
Наименование |
Ср.затраты, руб. |
Баллы частоты |
Баллы затрат |
Баллы значимос ти |
ППЧР |
|
1 |
Диагностика простых неисправностей |
954400 |
10 |
10 |
10 |
1000 |
|
2 |
Ремонт простой |
2550800 |
10 |
10 |
10 |
1000 |
|
3 |
Гарантийное обслуживание |
262000 |
9,9827734 |
8,750724277 |
10 |
873,56498 |
|
4 |
Диагностика сложных неисправностей |
121400 |
8,8173438 |
5,472363233 |
10 |
482,51708 |
|
5 |
ТО малое |
445500 |
10 |
10 |
10 |
1000 |
|
6 |
ТО по договору продажи |
25800 |
4,4185938 |
2,077775051 |
10 |
91,808439 |
|
7 |
Предпродажная подготовка оборудования |
0 |
4,4185938 |
1 |
10 |
44,185938 |
|
8 |
Гарантия на запчасти |
12000 |
7,024375 |
1,509838058 |
10 |
106,05669 |
|
9 |
Модификация |
390000 |
8,8173438 |
9,960749261 |
10 |
878,2735 |
|
10 |
Дефектовка простая |
200600 |
9,9827734 |
7,570058871 |
10 |
755,70183 |
|
11 |
ТО большое |
213900 |
9,9827734 |
7,85882486 |
10 |
784,52868 |
|
12 |
Ремонт средний |
1198300 |
9,7975 |
10 |
10 |
979,75 |
|
13 |
Дефектовка сложная |
15600 |
2,8108984 |
1,659890814 |
10 |
46,657845 |
|
14 |
Дефектовка средняя |
59000 |
5,8230859 |
3,36357719 |
10 |
195,86399 |
|
15 |
Ремонт сложный |
522000 |
2,8108984 |
10 |
10 |
281,08984 |
|
16 |
Гарантия на работы |
120000 |
2,8108984 |
5,429458591 |
10 |
152,61657 |
|
17 |
Расширенное гарантийное обслуживание |
7500 |
2,8108984 |
1,320390771 |
10 |
37,114844 |
Данная технология анализа нацелена на использование компьютерных технологий, которые дают преимущество в прогнозировании дефектов. Таким образом, этот способ расчета помогает в решении актуальной проблемы по определению и пресечении внезапного дефекта.
Список литературы
1. Белашевский Г.Е., Годлевский В.Е., Кокотов А.В. Интенсивность потока дефектов автомобиля в период гарантийной эксплуатации //Развитие через качество - теория и практика: Тр. IV международной конференции. -Тольятти, ТолПИ,2000. -С.162...165.
2. Варнаков В.В., Варнаков Д. В., Дежаткин М.Е. Теоретическое обоснование применения метода оценки качества комплектующих (FMEA) на основе Раниц допустимого риска. // Международный научный журнал. 2012. № 5. С. 88-92.
3. Варнаков В.В., Дежаткин М.Е., Завьялов М.В. Совершенствование входного контроля качества запасных частей при техническом сервисе машин и оборудования. / Международный технико-экономический журнал. 2009. № 3. С. 21.
4. Варнаков В.В., Завьялов М.В., Дежаткин М.Е. Совершенствование входного контроля качества запасных частей при техническом сервисе машин. / Международный технико-экономический журнал. 2009. № 3. С. 18.
5. Варнаков В.В., Завьялов М.В., Дежаткин М.Е. Совершенствование входного контроля качества запасных частей при техническом сервисе машин. / Международный технико-экономический журнал. 2009. № 3. С. 69-72.
6. Хабиева Л.Л., Дежаткин М.Е. Влияние контроля качества запасных частей на надѐжность техники на предприятиях агропромышленного комплекса // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения. 2013. № 1. С. 89-93.