Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.

Ответственный характер трудовой деятельности педагогов высшей профессиональной школы характеризуется эмоциональной насыщенностью и значительным числом факторов, вызывающих стрессогенные ситуации и снижение их качества жизни, что  определяет актуальность данной проблемы. Модель системы деятельности преподавателей следует представить в классическом варианте из основных составляющих: человек – техника-среда, информация-управление.

При этом главную роль в процессе преподавания следует отдать человеку - преподавателю, который несет информационную и управленческую функцию. Деятельность преподавателя может осуществляться в разных условиях трудового процесса, производственной среды и при разном техническом оснащении преподавательского труда. Это может быть только доска и мел или мультимедийно оборудованная аудитория с микрофоном и кондиционированием воздуха. Следовательно, уровень нагрузки на человека будет разным, поэтому подходы к оценке труда должны соответственно изменяться, как и ответные реакции организма на трудовой процесс.

Неравномерно распределен контингент преподавателей по гендерному признаку в разных образовательных учреждениях. Так, в технических образовательных учреждениях преобладает мужской контингент, практически, во всех учреждениях имеются различия по возрастному и стажевому признаку.

Вопросы оценки деятельности преподавателя интересуют специалистов различного профиля – самих педагогов, психологов, врачей-гигиенистов, клиницистов и др. В результате этих исследований получаются различные по качеству и объему информационные блоки. При этом провести интегральную оценку деятельности педагогов различных учебных заведений, специальностей, сравнить полученные массивы информации не представляется возможным, поскольку разные специалисты сосредоточиваются на разных задачах и применяют разные способы и методы. Хотя, в целом, полученные результаты позволяют прийти к заключению о существовании ряда нерешенных проблем, касающихся здоровья преподавателей.

Объективная оценка профессионального здоровья, в условиях  существующих принципов накопления медицинской информации по месту проживания, достаточно затруднительна. Среди достоверных источников остается лишь показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) и результаты периодических медицинских   осмотров (если они проводятся). Информацию можно собрать и проводя социологические опросы.

Следует отметить, что профессиональное здоровье и способность организма сохранять заданные компенсаторные, защитные свойства, и обеспечивать работоспособность в условиях профессиональной деятельности, во многом, определяется самооценкой

Опросы о состоянии здоровья являются уникальным источником информации о некоторых необходимых аспектах или «индикаторах» состояния здоровья, таких как поведение и установки, связанные со здоровьем, модели обращаемости за медицинской помощью и потребления препаратов, влияющих на здоровье. Тем не менее, результаты опроса преподавателей выявили ряд общих проблемных моментов.

Самооценка имиджа преподавателя ВУЗа показала, что состояние физического здоровья преподаватели ставят на предпоследнее – 8 место из 9, придают значение этому признаку лишь около 14% участников опроса. При этом, приоритетные позиции заняли: профессиональные качества, личностные характеристики, практический опыт, наличие ученой степени. Такое отношение к здоровью может говорить о достаточно молодом возрасте участников, поскольку в возрастных категориях «после 50» уже около 30 % опрошенных придают значение показателю «здоровья». В этом случае наблюдается дополнительная закономерность: накопление преподавательского опыта сопровождается ухудшением здоровья, при этом, критическим (пограничным) возрастом считается 45-50 лет. Следовательно, важным принципом является первичное просвещение и информирование данной категории работников о способах самооценки состояния своего здоровья и об особой важности так называемого третьего состояния – предболезни (Рисунок 1).

Что касается углубленной оценки здоровья преподавателей по опросным данным, то она выполнена в 2007 г. Микеровой М.С., где показано, что частота нарушений здоровья преподавателей увеличивается с возрастом, достигая 77% в группе 51-60 лет. Из считающих себя здоровыми треть респондентов отмечает наличие хронических заболеваний, что, по-видимому, связано с недооценкой значимости собственного здоровья, или наличием заболеваний, не вызывающих ощутимого дискомфорта.

Среди хронических болезней приоритетное положение занимали болезни глаз, органов дыхания, системы кровообращения органов пищеварения, нервной системы. Наибольший удельный вес имеет патология органов дыхания: хронический бронхит, хронический фарингит, хронический тонзиллит и хронический ларингит. Часто (до 16%) отмечается сочетанная патология органов дыхания. Практически каждый преподаватель (100%) наблюдался или проходил лечение по поводу факта заболевания органов дыхания [2].

Особое профессиональное значение имеет патология голосового аппарата преподавателей. По данным различных авторов, профессиональными заболеваниями голосового аппарата страдают от 32,6 до 53,2% преподавателей [2]. Профессиональную деятельность педагога отличает и высокая эмоциональная нагрузка [4].

Наряду с самооценкой здоровья, медицинская активность является важнейшим фактором, отражающим отношение преподавателей к собственному здоровью. Однако, систематических исследований, отражающих степень медицинской активности педагогов, обнаружить не удалось, поэтому возможно лишь предположить, что она не высока, поскольку уровень заболеваемости данного контингента работников по некоторым позициям занимает 100% (болезни органов дыхания).

С нашей точки зрения здоровьесбережение следует рассматривать как возможность влиять на состояние здоровья в условиях различных состояний. При этом следует предпринимать меры по улучшению состояния здоровья. Особое внимание следует придать третьему состоянию организма – предболезни. Следует осуществлять информирование преподавателей о возможных предболезненных состояниях и   привлекать внимание к оценке собственного здоровья с позиций здоровьесбережения. Только такой подход позволит обеспечить профилактику заболеваний и снизить до минимума тяжесть болезненных проявлений.

Наряду с диагностикой предболезненных состояний, важнейшим профилактическим принципом следует считать  качественную и количественную оценку индивидуального здоровья. Понятия  «человек здоров» и «человек болен» отражают качественную сторону состояния, а детальные интегрально-количественные оценки можно получить только исследуя индивидуальный биохимический, клинико-соматический и др. статусы человека, т.е. выполнить полный набор медицинских исследований в соответствии с показаниями.

В связи с вышеизложенным, следует повторить известную истину, что только здоровый человек может качественно и эффективно выполнять свои профессиональные задачи.

 

Список литературы

1.     Артюнина Г.П., Семенов П.В., Орлова Л.С., Бояновская А.А. Труд и здоровье псковских педагогов// Псковский регионологический журнал. 2007. № 5. С. 155-169.

2.     Василенко Ю.С., Романенко  С.Г., Павлихин  О.Г. Наиболее частые ошибки  в диагностике и лечении расстройств голосовой функции // Вестн. оторинолар.2006.– No2. – С. 25-27.

3.     Вишневская Н.Л.. Плахова Л.В. Профессиограмма как интегральная модель оценки пригодности персонала для обеспечения безопасности производства//Фундаментальные исследования. 2014. № 8-4. С. 801-805.

4.     Микерова Мария Сергеевна. Здоровье преподавателей медицинских вузов и факторы, его определяющие : диссертация ... кандидата медицинских наук : 14.00.33 / Микерова Мария Сергеевна;.- Москва, 2007.- 171 с.: ил.

5.     Фомина М.В., Зарицкая Л.А. Адаптация педагогов к условиям образовательной среды вуза. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 6 (125). С. 78-81.