31 июля 2016г.
Два основных вида войлоковаляния, сухое и мокрое — основаны на свойстве волокон натуральной шерсти спутываться друг с другом и уплотняться, образуя единое полотно. В обоих случаях в качестве расходного материала используют гребенную ленту (шерсть мериноса). Мокрое валяние подразумевает использование мыльного раствора и расправленных прядей шерсти. В тёплой воде лёгкими массирующими движениями добиваются соединения отдельных слоёв в общее полотно. Понятно, что изделие получается плоским, и из него можно изготовить одежду, плед или панно.С недавнего времени очень популярной стал нунофелтинг (от японского «нуно» — ткань). Это разновидность мокрого фелтинга, позволяющая комбинировать традиционную шерсть с тонкими или рыхлыми натуральными тканями. Новый вид ткани даёт возможность создавать шарфы, шали и другие авторские изделия. При создании одежды из шерсти возможно создание бесшовной модели. Для этого делается построение шаблона(лекал) будущего изделия по стандартным методикам. Исключением является отсутствие нагрудной выточка. Обьем в этой зоне создается за счет круговой раскладки шерсти и доваливания на манекене соответствующего размера.
Для увеличения шаблона выкройки с учетом усадки шерсти идет умножение на коэффициенты усадки. Это зависит от толщины изделия: сколько слоев, от раскладки , от способа валяния, от вида используемой шерсти, от подкладочного волокна. В среднем увеличение выкройки составляет 30-40%. Метод увеличения идет от центра выкройки по лучам, идущим через выступающие точки (линия плеча, линия проймы, низ изделия и т.д.)
Эта технология позволяет адаптировать практически любую выкройку для валяния на шаблоне. И получить в результате хорошо сидящее войлочное изделие, которое не будет деформироваться при дальнейшей носке и стирке.
Свойство войлока дают фантастические возможности для достижения идеальной посадки на фигуру человека валяной одежды, так легко этого нельзя добиться ни в вязании, ни в шитье. И сами выкройки для валяния просты и не столь точны, как в шитье.
Процесс создания изделия при мокром валянии делится на несколько четких этапов, особенности выполнения каждого из которых влияют на качество и свойства готового полотна. Традиционно данный процесс включал следующие этапы: укладывание шерсти различными способами (так называемая раскладка, в результате чего формируется волокнистый холст заданной структуры (заданную ориентацию волокон в холсте принято называть «схема раскладки»)); сваливание шерсти в единое полотно («префельт») путем механического воздействия на предварительно смоченный специальным составом волокнистый холст; усаживание префельта путем специальной обработки для увеличения прочности и придания фактуры.[3]
Валяные изделия, изготовленные с использованием различных способов раскладки волокнистого холста, характеризуются определенной структурой и свойствами, влияющими на ассортимент, художественно-декоративные свойства и параметры формы изделий, выбор способов формообразования и методов технологической обработки, а также эксплуатационные характеристики готового продукта.
Использование определенного способа раскладки позволяет варьировать характеристики формируемого полотна, получая материалы с заданными свойствами в соответствии с установленными требованиями. Это обуславливает возможность существенного расширения ассортимента валяльно-войлочных изделий. Сочетание традиционных и современных технологий позволяет получить, с одной стороны, максимально функциональные изделия, в том числе и одежду различного назначения, отвечающие самым высоким потребительским требованиям, а с другой - возможность придать этим изделиям неповторимость и уникальность.
Использование методики построения и изготовления цельноваленой одежды позволяет расширить возможности создания перспективных и арт коллекций.[2]
Основные задачи при проектировании перспективной коллекции:
1) разработка нового образного решения с учетом этнических особеннос- тей и модной ориентации потенциальных потребителей;
2) разработка тонального, цветового и пластического решения традицион- ного и нетрадиционного ассортимента;
3) использование в коллекции новых материалов и фурнитуры.
Кафедра дизайна и технологии изделий легкой промышленности ЮЗГУ в течении нескольких лет работает над созданием коллекций цельноваленных костюмов. Разработка арт коллекций для подиумных показов требует нестандартного подхода к формобразованию и образному решению моделей.
Создание шаблонов для самых необычных форм костюма, изучение различных способов раскладки шерсти, декорирование иновационными методами внедрения в полотна шерсти волокон шелка, льна, кусков текстиля, кружев позволяет расширить возможности в реализации самых сложных идей коллекций.
Результаты опробированы на российских и международных показах моды, где получены самые высокие оценки.
В мире современных технологий, с помощью которых создается массовая продукция, товар становится безликим и не интересным для общества, а потребителю необходимо удовлетворить его эмоциональные потребности, дать проявиться индивидуальности. Для достижения этих целей применяются принципы формообразования арт-дизайна как экспериментальный способ получения новых образов, форм и конструкций.[1]
Объекты арт-дизайна по-настоящему оригинальны, выразительны, красивы, чаще всего они преследуют цель эпатажа зрителей, ниспровержения общезначимых ценностей и критериев красоты предметного мира ради самоутверждения художников, привлечения внимания журналистов и новых клиентов. Постепенно арт-объект адаптируется в современной жизни. Отвечая социальным, функциональным и эстетическим требованиям, объект перевоплощается в реальный предмет, приспособленный к повседневному и массовому потреблению. Преобразованная идея остается уникальной, с новой формой, конструкцией и технологической обработкой.
Чтобы добиться таких результатов, дизайнер в проектировании коллекции может ориентироваться на ряд принципов, сформированных на основе анализа формообразующих процессов в дизайне.[4] Принцип формообразования цельноваленой одежды дизайнерам интересен тем, что он расширяет границы сознания новых форм, пропорций, конструкции, разрушая стереотипы и привлекая новых клиентов, готовых к эксперименту. Перенос нетрадиционных пластических свойств материала на объект творчества, который стал возможен благодаря исследованию технологии производства цельноваленой одежды, позволяет значительно расширить реализацию творческих поисков дизайнера. Современные достижения в области технологий, позволяет дизайнерам воплощать свои идеи, применяя недоступные ранее материалы и технологии производства в своей коллекции, используя принципы формообразования арт-дизайна и возможности их применения при проектировании оригинальной коллекции одежды.
Список литературы
1. Будникова О.В., Диева О.Н. Экологические тенденции в дизайне костюма //Известия ЮЗГУ.- Серия: Техника и технологии. 2014. № 2. С. 60-69.
2. Диева О.Н. Пластическое формообразование цельноваленой одежды при диагональной раскладке волокон шерсти// Актуальные проблемы технических. 2015. С. 116-119.
3. ДиеваО.Н. К проблеме формоустойчивости одежды из войлочных волокон// Вопросы современных технических наук.2016. С. 104-106.
4 . Басарина А. В.Использование принципов арт-дизайна при создании оригинальной коллекции. //ЖурналЧеловек в мире культуры. Выпуск№ 3 / 2013