Дифференциальной гидромеханический вариатор представляет собой совокупность двух механизмов, а именно – зубчатого редуктора и зубчатой гидромашины [1, 2]. При работе вариатора в составе трансмиссии транспортного средства происходит изменение соотношений механического и гидравлического потоков мощности. Наименьшим КПД вариатор будет обладать при трогании с места, так как в этом случае он будет работать как гидрообъемная передача, в которой происходят объемные, гидравлические и механические потери. С увеличением скорости вращения корпуса вариатора (водила) происходит перераспределение потоков мощности, и доля потерь по гидравлическому потоку мощности уменьшается, что приводит к увеличению общего КПД вариатора, вплоть до значения близкого к 100% при вращении вариатора в режиме самоблокировки (механизм работает как вал). При определении общего КПД вариатора необходимо рассмотреть два параллельных потока мощности.
Потери энергии в гидравлическом потоке мощности складываются из механических, гидравлических и объемных потерь. Почти все эти потери переходят в тепло, вызывающее нагрев деталей машины и рабочей жидкости, проходящей через ее внутренние полости [5, 6].
Механические потери – это в основном потери на трение между деталями рабочего органа машины. Эти потери зависят от перепада давлений рабочей жидкости, действующего на детали рабочего органа и от скорости вращения этих деталей. Из всего количества потерь наибольшая часть приходится на механические потери, поэтому на их уменьшение следует обратить особое внимание.
Гидравлические потери складываются из потерь энергии во входной и выходной полостях машины, на входе и выходе из изменяемого рабочего органа. Гидравлические потери являются в основном местными потерями и проявляются при любом изменении формы или направления потока.
Объемные потери можно разделить на потери за счет перетечек жидкости из полостей с высоким давлением в полости с низким давлением и потери за счет неполного заполнения рабочих камер машины жидкостью в первой фазе рабочего цикла.
Потери энергии в механическом потоке мощности можно рассмотреть как потери в планетарных зубчатых механизмах. На практике обычно планетарные или дифференциальные передачи путем инверсии сводят к простой передаче с неподвижными осями, предполагая, что добавочное вращение, сообщенное всему механизму в целом, в результате преобразования ничего не меняет в моменте, а следовательно, и в работе сил трения [7]. При этом необходимо различать два случая: 1) ведущими звеньями являются водило и одно и центральных колес; 2) оба центральных колеса являются ведущими, а водило ведомым.
В первом случае КПД дифференциальной передачи определиться по формуле:
Гидромеханический дифференциальный вариатор можно рассматривать как последовательное соединение двух гидромеханических дифференциальных механизмов [3, 4]. При этом на первом гидромеханическом дифференциальном механизме, являющимся одновременно гидронасосом, происходит разделение мощности на два параллельных потока. Т.е. для определения КПД дифференциального гидронасоса необходимо рассмотреть параллельное соединение двух механизмов: гидронасоса и механического дифференциала, являющимися потребителями от одного источника двигательной силы.
Таким образом полная мощность на ведущем звене гидромеханического дифференциального механизма
Полный КПД в рассматриваемом случае
1. Фасхиев Х.А., Волошко В.В., Мавлеев И.Р. Гидромеханический дифференциальный механизм // Справочник. Инженерный журнал с приложением. – 2007. – №10. – С. 39-45.
2. Мавлеев И.Р. Разработка рациональных схем и конструкций высокомоментных гидромеханических вариаторов для транспортных средств: автореф. дис. …канд. техн. наук. – Набережные Челны, 2007. – 19 с.
3. Патент №2298125 (РФ). Дифференциальный гидромеханический вариатор / Волошко В.В., Мавлеев И.Р., «Бюллетень изобретений», 2007, №12.
4. Патент №2347966 (РФ). Высокомоментный дифференциальный гидромеханический вариатор / Волошко В.В., Мавлеев И.Р., «Бюллетень изобретений», 2009, №6.
5. Мавлеев И.Р. Разработка рациональных схем и конструкций высокомоментных гидромеханических вариаторов для транспортных средств: дис. …канд. техн. наук. – Набережные Челны, 2007. – 147 с.
6. Салахов И.И. Разработка рациональных схем автоматических коробок передач на основе планетарной системы универсального многопоточного дифференциального механизма: автореф. дис. канд. техн. наук. – Ижевск: ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2013. – 23 с.
7. Фасхиев Х.А., Волошко В.В., Мавлеев И.Р. Гидромеханический дифференциальный механизм // Техника машиностроения. – 2008. –№1. – С. 48-51.
8. Мавлеев И.Р. Расчет коэффициента полезного действия дифференциального гидромеханического вариатора // Социально- экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2007. – №7. – С. 5.