Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ (СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 января 2018г.

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества, базирующегося преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Современные глобальные вызовы диктуют необходимость опережающего развития целого ряда направлений научных исследований и технологических разработок. В соответствии с этими требованиями современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но не достаточным результатом образования. Назрела необходимость в новом образовательном результате, который не сводится к некой комбинации сведений и навыков, а ориентирован на решение реальных задач [6, с. 109-113].

Особое значение приобретают технологии реализации потенциала знания, технологии внедрения новых идей и технических разработок, обеспечивающих развитие современного общества, определяя геополитические конкурентные преимущества той или иной страны. Технологические инновации, основанные на внедрении научных открытий, изменяют социальное бытие современного общества и трансформируют повседневность людей, обеспечивая опережающее развитие общества [7, с. 22-25].

Очевидно, что динамичные социально-экономические преобразования наших дней предъявляют повышенные требования к личностным качествам человека. Особое значение приобретает способность личности ставить и решать новые задачи, находить оригинальные подходы к их решению, проявлять самостоятельность, активность, нестандартность, владеть умением переносить идеи из одной области в другую. В связи с этим необходимо добиваться достижения нового качества профессионального образования в России, приближения профессиональных образовательных программ к потребностям личности и общества, тем более что современная система образования все больше концентрирует функции социализации личности. Одна из задач образования – формирование у развивающейся личности таких качеств, которые позволят ей адаптироваться к меняющимся условиям. Во многом именно поэтому возрастает интерес к образованию, для которого ведущей ценностью выступает становление личности, развитие ее интеллекта. Образование все более начинает осознаваться как сложный социокультурный процесс, личностно ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как институциональная форма организации системы образования сохраняет эту сущностную характеристику. Это означает, что сегодня главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, формирование гуманитарно- культурной среды [3, с. 48-52].

Сформировать личностные качества, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям жизни, создать условия для культурного развития обучаемого призвано социальное образование.

Согласно Самсоненко Л.В., в современном динамично развивающемся социуме, когда индивиду приходится порой неожиданно изменять свой социальный статус, круг взаимодействия и общения, на первое место выдвигаются проблемы социальных связей, возможности равновесия, порядка, гармоничности изменений. Потребность в преодолении возникающих противоречий вызывает необходимость снятия замкнутости социальной системы и социокультурной интеграции в открытом, изменяющемся, развивающемся обществе. По своему смыслу и направленности социальное образование шире, чем общее образование, поскольку включает не только процесс обучения и воспитания личности, ее целенаправленного развития, но и служит социальному формированию и развитию личности, ее духовно- нравственной культуры. Социальное образование рассматривается как фактор, обеспечивающий наряду с общим образованием, воспроизводство социальной культуры общества, поддержание его целостности и стабильности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям общества как цель социального образования возможно и необходимо как помощь в ситуациях затруднения, но также расширения у человека собственного опыта для того, чтобы быть субъектом социальных отношений [2].

В частности, подготовка современных инженеров должна предполагать не просто их адаптацию к какой-либо новой производственной и другим ситуациям. Современные инженеры должны быть способны изменять ее, при этом изменяясь и развиваясь сами, т. е. основной целью инженерного образования является не усвоение студентом суммы знаний и умений, а овладение профессиональной компетентностью в инженерной деятельности. Сегодня именно инженер как творящий предметный мир становится ключевой фигурой в развитии социально-экономической сферы общества, он должен быть не просто техническим специалистом, решающим узкие профессиональные задачи, а специалистом, который владеет глубокими профессиональными знаниями и способен к творческим действиям «не по шаблону», а инженерное образование становится областью общенациональных стратегических интересов России. Инновационная деятельность инженера предполагает междисциплинарность, интегративность, креативность и др., характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач с использованием комплекса естественных, технических, социально-гуманитарных наук. Поэтому формировать инновационные качества специалиста необходимо с первых лет обучения: вырабатывать современное инженерное мышление и создавать предпосылки для постоянного творческого саморазвития студентов в целях обеспечения повышения конкурентоспособности будущего специалиста. В качестве приоритетных образовательных технологий и методов предлагаются методы компетентностного обучения, применение мультимедийных технологий обучения и т. п., что позволяет выработать необходимые профессиональные компетенции у обучающегося и развить творческий потенциал личности. А в качестве критерия подготовки выпускников в высшем техническом образовании можно использовать понятие «компетентность специалиста» — профессиональные качества будущих специалистов (компетентность — комплекс характеристик, включающий в себя результаты обучения, мотивационную, социальную составляющие и др.), адекватных быстро меняющемуся миру и рынку труда и ускорению темпов устаревания знаний [5, с. 113-116].

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным государством в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь своим гражданам [1, с. 5]. Наука должна стать одним из основных источников развития страны [8].

Поэтому, главной составляющей инновационного образования в России является обеспечение подготовки специалистов и научных кадров на уровне мировых квалификационных требований. При этом в современных условиях большое значение в подготовке специалистов и научных кадров имеет научная инновационная деятельность, проводимая в системе образования, являющаяся важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования, и представляющая собой деятельность, направленную на получение и реализацию результатов научных исследований в образовательном процессе. [4, с. 40-44].

 

Список литературы

 

1.     Есенков Ю.В. Теория и практика формирования профессиональных кадров нового поколения: практико-ориентированная монография / Ю.В. Есенков, Н.И. Нагимова, М.А. Фахретдинова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2015. – 192 с.

2.     Самсоненко  Л.В.  Социальное  образование  как  социокультурный  феномен  в  контексте интеграции    личности в общество.   –         Электронный         ресурс.         -         URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-obrazovanie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-v-kontekste- integratsii-lichnosti-v-obschestvo.

3.     Шитов С.Б. Единое социокультурное образовательное пространство - основа инженерной культуры субъекта (социально-философский взгляд) // Высшее образование сегодня. - 2017. -№ 6. - С. 48-52.

4.     Шитов С.Б. Инновационное высшее техническое профессиональное образование: перспективы развития (социально-философский взгляд) // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2015.- № 4.- С. 40-44.

5.     Шитов  С.Б.  Методы   компетентностного  обучения  как  основа  подготовки   современных инженеров // Вестник «МГТУ «Станкин». - 2017. - № 1 (40). - С. 113-116.

6.     Шитов С.Б. Опережающее инженерное образование в современных условиях (социально- философский взгляд) // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 1. - С. 109-113.

7.     Шитов С.Б. Подготовка креативных компетентных специалистов-исследователей в обществе знания // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 8. - С. 22-25.

8.     [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/news/7443 (15.11.2017).