Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ ВОЛИ ИНДИВИДА В ОБЩЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Исследование адаптации воли индивида в структуре общества. Феномен функциональной зависимости между уровнем свободы и характером участия в отношениях властвования. Исследуется феномен воли индивида в каждой социальной группе, при существующих наборах механизмов, осуществляющих наблюдение за действиями ее членов, которые оказывают юридическое воздействие на них, с помощью широкого круга социальных поощрений и наказаний.

Ключевые слова: общество, целерациональным, личность, экзистенция личности, интеграция, латентность, воля.

  

По мнению некоторых аналитиков человек в зависимости от его положения в том или ином социуме, может достичь тех либо иных целей сформированных в данном социуме. Это возможно в соответствии с набором средств сообщения о своих намерениях другим людям и перечень средств следования социально одобренной программе по их достижению.

Наука социология в связи с этим ввела понятие категории «нормативно – референтной» группы, т. е. группы, в которой устанавливаются нормы поведения человека. В каждой социальной группе существуют набор механизмов, осуществляющих наблюдение за действиями ее членов, которые оказывают юридическое воздействие на них, с помощью широкого круга социальных поощрений и наказаний.

Другой методологией оказывающей влияние на человека и социальные группы людей возможно считать некоторые рефлективные действия, которые содержат в себе альтернативы целей и средств. По мнению М. Вебера необходимо различать два вида рациональных действий – целерациональные и ценностнорациональные.

Целерациональным это действие индивида, которое он в связи с некоторой определенностью выбирает те или иные средства.

Ценностнорациональное  действие это выбор наиболее значимой цели представляющей для индивида определенную ценность. Противоположную позицию представляет Ю. Хабермас, который относит целерациональные действия к инструментальному типу рациональности, а ценностнорациональные он квалифицирует как коммуникативные. По его мнению в системе ценностей заложена коммуникативная природа.

Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что для достижения одинаковой свободы в рамках одной и той же социальной группы индивид должен выбрать удобно-выгодную для себя систему ценностей и способы её реализации на практике.

При этом набор ресурсов и средств закрепленных в обществе для каждого отдельного человека могут иметь существенные различия. Соответствующим образом неравенство членов общество и пределы их свободы напрямую зависят от возможностей человека. Кроме того, степень свободы человека и общества в целом зависит от характера и способах осуществления государственной власти. «Обладание властью позволяет действовать более свободно, а отсутствие власти или ее недостаток по сравнению с другими людьми означает, что свобода выбора ограничена  решениями,  которые  принимают другие»4.  Данный постулат Ю.  Хабермаса  необходимо трактовать следующим образом: когда некто обладает властными полномочиями, то он вольно или невольно использует возможности и ресурсы другого человека для достижения собственных целей.

Следующий фактор, влияющий на ограничения свободы человека являются некоторые наборы ценностей, которые проходят ряд этапов своего развития от детства до старости с различной степенью интенсивности.

Эта теория породила ряд различных толкований. По мнению К. Маркса и Э. Дюркгейма формирование системы ценностей у человека и общества в целом – это абсолютно обусловленный процесс.

Указанные теоретики не воспринимали классическую философию, основу которой представляет научная позиция о том, что экзистенция личности отображает действительные социокультурные и исторические этапы развития общества.

На наш взгляд истина находится между двух перечисленных выше позиций, по словам Хабермаса диалог в этом случае может идти «о герменевтическом прояснении самопонимания индивида»5.

По его мнению, свобода индивида проявляется в морали, этике и прагматическом употреблении разума. «В целом практический разум – пишет он – в зависимости от того, употребляется ли он в аспектах целесообразности, блага или справедливости, бывает обращен либо к спонтанности целерационально действующего субъекта, либо к способности аутентично самореализующегося субъекта принимать решения, либо к свободной воле субъекта, способного к моральным суждениям. При этом всякий раз изменяется соотношение разума и воли, а также само- понятие практического разума»6.

Более того, Хабермас утверждает, что в объекте исследования разум и воля взаимно дополняют друг друга. При диалоге этического дискурса и морального возникает некий сублимат более высокого уровня, т.е когда внутренняя воля индивида переплетается с глобальным социальным явлениями происходящими в обществе.

Если более детально рассматривать цели и задачи, той либо иной социальной группы, то возможно сделать вывод, что групповая воля зачастую доминирует над индивидуальной.

По  мнению  А.  Н.  Уайтхеда  «правительство  аристократической  олигархии  и  демократическое

правительство, каждое по-своему, преследует одну и ту же цель: укрепление социальной организации и, следовательно, усиление зависимости индивида от государства. Но правительства, которые  в основном выражают интересы торговых и промышленных классов, как бы они не назывались: аристократическими, демократическими или абсолютистскими – эти правительства способствуют расширению индивидуальной свободы или, как мы здесь говорим, абсолютизма индивидуальности»7.

По мнению Гегеля самосознание целых эпох, зависит от «количества» политической свободы индивида в своей социальной группе и общества в целом. Некоторые авторы данный феномен относят к устоям и завоеваниям демократии. Тем самым очевидным является тот факт, что чем больше свободы в социуме получает индивид, тем больше он ограничен в своем внутреннем волеизъявлении.

Данный факт легко проверить на том, что средства массовой информации зачастую направляют общественное мнение в нужном русле тех политических сил, на бюджете которых находятся данные средства массовой информации. Тем самым в каждом обществе существует официальный и неофициальный механизм воздействующий на общество в целом и индивида в конкретике с помощью механизма свободы и принуждения.

    

4Хабермас, Ю. Демократия, разум, нравственность. - М., 2005. - С. 20.

5 Указ соч. - С. 22.

6 Хабермас, Ю. Демократия, разум, нравственность. - М.,2008. - С. 35.

7 Уайтхед, А. Н Избранные работы по философии. - М., 2010. - С. 435.


По     мнению     автора,    «свобода    и     совершенствование     управления    становятся    задачей    именно институционального характера. В Древнем Египте воля фараона исполнялась чиновниками. В современном мире множество институтов обладают властью, не требующей прямого вмешательства государства. Это новая форма свободы – свобода автономного института, ограниченная сферой его особых целей.»8.

Исходя из вышеизложенного, Хабермас под свободой понимает возможность отдельных групп индивидуумов реализовываться в собственном самоуправлении и саморегулировании в соответствии с теми задачами, которые стоят перед данной группой в социуме.

Подводя итоги исследуемой проблемы, необходимо констатировать тот факт, что поступательное развитие общества во всех его проявлениях не должно слишком деформироваться под воздействием внешних и внутренних явлений исходящих от общества и государства в целом, особенно в период либерализации общества.

 

Список литературы

1.      Уайтхед, А. Н Избранные работы по философии. – М., 2010. - С. 435.

2.      Хабермас, Ю. Демократия, разум, нравственность. – М., 2008 – С. 437.

3.      Золотарев  С.П.  К  вопросу  о  возможностях  синергетической  парадигмы  познания  моделей  и государственного устройства // Общество и право. – 2011. №4. С. 283-287.

4.      Золотарев С.П. Либеральная идея: утопия VS реальность // Социально-гуманитарное знание. – 2011. – №12. С. 117-123.

5.      Золотарев С.П. Воспитание толерантности // в сборнике: Российская государственность: история и современность 2012. С. 85-88.

6.      Золотарев  С.П.  Проблема  формирования  самосознания  в  многонациональном,  многокультурном, многоязычном Российском государстве // в сборнике: Формирование культуры мира и толерантности в полиэтноконфессиональной молодёжной и студенческой среде 2013. С. 31-37.

7.      Золотарев С.П. Метатеоретический, парадигмальный характер аналииза либеральной идеологии // Общество и право. 2011. № 1. С. 292-296.

8.      Методологический, философский и социогуманитарный анализ российского общества // Гуляк И.И., Золотарёв С.П., Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Ставрополь, 2014.

9.      Золотарев, С.П. Проблема универсализации либерализма в обществе // Социально-гуманитарное знание. – 2011. – №10.

10.   Золотарев, С.П. Проблема интеграции права и свободы в современном обществе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2011. – №3.

11.   Золотарев С.П., Рягузова Т.Н. Феномен правовой доктрины в процессе развития права // Вестник СевКавГТИ. 2013. № 15. С. 81-84.