Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КИТАЯ И ТАИЛАНДА: СРАВНИТЕЛЬНО- ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

В современных условиях сохраняется тенденция, берущая начало с 90-х гг. XX в. – рост туристского потока в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В этой связи актуальна сравнительно-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала стран региона.

Развитие туристского бизнеса любой территории опосредовано ее туристским потенциалом, т.е. набором определенных природных и историко-культурных ресурсов, используемых для туризма и отдыха. Для Китая и Таиланда характерно благоприятное сочетание основных факторов развития туриндустрии: разнообразных природных условий и развитой инфраструктуры.

Обе страны располагают значительным банком туристских ресурсов, представленных следующими группами:

·        рекреационные: 1) природные (ландшафтные, лесные, водные, особо охраняемые природные комплексы); 2) бальнеологические (минеральные воды, лечебные грязи и т.д.);

·         исторические (Великая китайская стена, терракотовая армия, Храм неба; Храм Изумрудного Будды, города Северного и Восточного Китая; тайские – Бангкок и Чонбури);

·         культурные и социальные: традиции и обычаи, театр, опера, балет, кухня, стиль жизни, медицина, конфессии Китая и Таиланда;

·         деловые (Пекин, Тайвань, Сянган, Шанхай, Бангкок, Паттайя, Пхукет);

·         зрелищные (праздник воды, огня, дракона, слонов, восточный новый год, почитание святых и покровителей) и развлекательные (Аомынь - ведущий центр игорного бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе);

·         экологические (национальные парки во Внутренней Монголии, Пхукете, Паттайе, реки Янцзы, Хуанхэ и Меконг);

·         экстремальные (Гималаи, Тянь-Шань, сплав по Янцзы, Меконгу и др.);

Перечень туристских центров Китая включает 99 городов, 750 охраняемых культурных объектов и 119 мест, примечательных красотой ландшафтов, историей или культурой (в целом не более 1% территории страны). Наиболее посещаемы 25 достопримечательностей из списка объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Многочисленных туристов в Китай и Таиланд привлекают не только экзотическая природа, возможность отдыха на протяжении всего календарного года, но и знакомство с более чем тысячелетней историей, уникальная культура, удивительные традиции, развитая инфраструктура. Доступные цены в сочетании с высоким уровнем сервиса, гостеприимство и доброжелательность местного населения, яркие впечатления от таинственных буддийских храмов, уникальных представителей местной флоры и фауны, неповторимых ландшафтов стимулируют дальнейшую активизацию туристского потока в этом направлении.

В обеих странах развиты практически все популярные виды туризма: пляжный и лечебно- оздоровительный, познавательный и деловой, религиозный рекреационный и спортивный. Высокий уровень концентрации объектов мирового наследия на территории стран стимулирует популярность этого сегмента мирового туристского рынка. Государственная политика поощрения туризма положительно отражается на развитии национальной экономики. В дополнение ко всему и Китай, и Таиланд предлагают разнообразный шопинг по умеренным ценам.

На фоне сходства рельефнее выделяется специфика этих стран. Все же Таиланд более экзотическая страна по сравнению с Китаем.

Отдельные отличия можно выделить благодаря анализу некоторых параметров конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в данных странах. Каждые два года аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ)  публикует  индекс конкурентоспособности 141  страны мира. Это  итог таких блоков информации, как регулирование сектора туризма и путешествий; политика в области туризма; инфраструктура сектора; природные, культурные и человеческие ресурсы в сегменте туризма и путешествий.

Конкурентоспособность оценивается по таким критериям, как деловой климат и безопасность; здоровье и гигиена; приоритетность туризма и путешествий; международная открытость; ценовая конкурентоспособность в сфере путешествий и туризма; государственная поддержка; инфраструктура воздушного транспорта; инфраструктура наземного транспорта; туристическая инфраструктура; информационная и телекоммуникационная инфраструктура; человеческие, природные и культурные ресурсы.

По информации 2015 г. Китай находится на 17 месте мирового рейтинга по привлекательности, по сравнению с Таиландом, занимающим 35 позицию. Во главе рейтинга - Испания, Франция и Германия [1].

Табл.1 отражает показатели двух стран по 14 составляющим индекса.


   Таблица 1

Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма Китая и Таиланда в 2015г. [1]



Китай

Таиланд

Критерии

Место в

Баллы

Место в

Баллы

рейтинге

(1-7)

рейтинге

(1-7)

Государственное регулирование

60

4,87

74

4,55

1.Деловая среда

80

4,25

38

4,78

2. Безопасность

58

5,47

132

3,75

3. Здоровье и гигиена

68

5,29

89

4,87

Политика в области туризма

102

3,82

49

4,29

4.Приоритетность туризма и путешествий

55

4,73

40

4,95

5.Международная открытость

96

2,52

49

3,70

6. Ценовая конкурентоспособность в сфере путешествий и туризма

34

5,10

36

5,06

7. Государственная поддержка

137

2,93

116

3,46

Инфраструктура

60

3,74

37

4,56

8. Инфраструктура воздушного транспорта

25

4,27

17

4,57

9. Инфраструктура наземного транспорта

53

3,91

71

3,41

10.Туристическая инфраструктура

102

3,04

21

5,70

11.Информационная и телекоммуникационная инфраструктура

72

4,15

60

4,34

Человеческие, природные и культурные ресурсы

1

5,74

21

3,63

12. Человеческие ресурсы

16

5,20

29

4,98

13. Природные ресурсы

6

5,05

16

4,47

14. Культурные ресурсы

4

6,44

34

2,79

Анализ параметров Табл.1 приводит к некоторым выводам:

1.    В 2015 г. Китай заметно вырос по индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма, прибавив 28 пунктов по сравнению с 2013 г. Таиланд показал более «скромные» 18 пунктов обновления позиции до 35 места рейтинга. И если Китай уступал Таиланду в предшествующем рейтинге на 2 позиции, то сейчас значительно опережает его.

2.      Отдельные параметры демонстрируют весомые различия. Например, уровень государственного регулирования туристской сферы Китая выше, чем в Таиланде. Китайское руководство проводит политику укрепления благосостояния среднего китайца, которая направлена на отмену ограничений посещения Китая иностранцами. Мероприятия по совершенствованию управления туризмом подконтрольны Государственному управлению по делам туризма КНР (специальный орган в масштабах страны). На уровне местных органов власти ведется работа, направленная на регулирование туристской деятельности в провинциях и муниципальных образованиях.

В Таиланде контроль туристской деятельности – сфера компетенции Туристического Управления Таиланда (TAT), активно продвигающего страну на мировые рынки туризма. Основной стратегией Управления по туризму является формирование имиджа, цифровой маркетинг, устойчивый туризм и создание антикризисных коммуникаций. Брендовый имидж - «Удивительный Таиланд всегда поражает Вас» - фокусирует внимание на оригинальности, соотношении цены и качества; гостеприимстве. Не случайно по международной открытости Таиланд почти в два раза опережает Китай (49 и 96 места рейтинга). Показатель приоритетности туризма выводит Таиланд на 33 место, Китай – 45 место.

3.   Таиланд, как представитель НИС второй волны, выделяется сферой делового климата. Среднегодовые темпы роста интенсивности сектора конференций, встреч и выставок (MICE) составили 20%. Наиболее весома доля корпоративных встреч и инсентив-путешествий (40%). Вторая и третья позиции - международные конгрессы и конференции (37%) и международные выставки (22%). Этот параметр выводит Таиланд на 38 место.

Китай в мировом рейтинге по этой позиции занимает 80 место. Каждый «старт-ап» здесь сопряжен с некоторой долей риска и специфических проблем. Мошенничество, незаконное присвоение собственности,

«откаты» и конфликт интересов составляют бизнес-риски. Серьезной остается проблема защиты информации (подделки, утечка информации, незаконное получение торговых секретов компаний и др.). Нередко в Китае используются незаконные задержания платежей со стороны партнеров в качестве средства урегулирования делового спора. [2]

4.    По безопасности Таиланд почти втрое проигрывает Китаю. Статистика страховых агентств выделяет здесь такие происшествия с участием иностранных туристов, как пищевые отравления, воровство, дорожно- транспортные аварии и потеря багажа. Террористическая угроза возможна лишь на юге страны, в сепаратистски настроенных провинциях Нараттиват, Паттани и Яла. В последнее время политическая ситуация в стране отличается достаточно агрессивными выступлениями оппозиции, что не способствует нормализации уровня безопасности. Сохраняется риск стихийных бедствий: тайфуны, цунами.

Китай в целом относительно безопасная страна, где терроризм – явление крайне редкое. Серьезные преступления против иностранцев не характерны. Тем не менее встречаются мелкие преступления: карманные кражи, кражи сумок, ноутбуков, паспортов, сотовых телефонов. Туристы могут столкнуться с разного рода мошенниками, назойливо предлагающими свои услуги. Более серьезная проблема – оборот фальшивых купюр. Безопасность дорожного движения в Китае – ниже среднего уровня: движение хаотично, рекомендации дорожных знаков соблюдаются редко. Из природных явлений для юго-восточного побережья страны опасны тайфуны и тропические штормы. Вследствие обильных ливней могут быть наводнения и оползни, нарушение коммуникации. Китай - сейсмически активен, и землетрясения возможны на большей части территории страны. [3]

5.   Здравоохранение и гигиена – на среднем уровне, хотя Китай заметно прибавил в качестве: 68 место по сравнению с 82 позицией 2013 г. (усиление на 14 пунктов). Таиланд, напротив, потерял 5 пунктов рейтинга (89 позиция). Большинству сельского населения Китая достойное медицинское обслуживание практически недоступно; более того - некоторые категории населения не имеют доступа даже к базовым медицинским услугам. Серьезной проблемой является получение медицинской страховки, которая доступна лишь представителям группы работающих горожан при условии занятости в государственных структурах. Наряду с этим, государственные чиновники и партийные функционеры используют значительную часть государственных дотаций на медицину, что отражает тенденцию усиления процесса социальной дифференциации китайского общества.

Таиланд в еще большей степени отличается проблемами медицинского характера: дефицитом медицинских кадров, лечебных учреждений, низким уровнем санитарно-гигиенической профилактики. Вследствие низкой  платежеспособности и коммерческого характера оказания медицинских услуг население традиционно пользуется доступными услугами знахарей. Низкий уровень санитарно-гигиенической культуры - залог повышенной заболеваемости паразитарными инвазиями. Нередко сельское население использует для питья не отвечающие необходимым параметрам поверхностные воды.

6.Степень развития туристской инфраструктуры Таиланда пятикратно превышает аналогичный уровень Китая (21 и 102 места рейтинга). Туристская инфраструктура Таиланда весьма неравномерно расположена по территории страны. Большая часть ее тяготеет к центральным и приморским районам в ориентации на западных туристов. Новые клиенты привлекаются цифровым маркетингом, через социальные сети, он-лайн игры, мобильные приложения.

В сравнении с Таиландом китайскую сеть инфраструктуры туризма необходимо в дальнейшем совершенствовать, хотя в стране функционирует значительное количество отелей, развиты транспортная, информационная и телекоммуникационная инфраструктуры.

7.     Весьма близки индексы ценовой конкурентоспособности  Китая и  Таиланда (отличие лишь на два пункта- 34 и 36, соответственно).

8.     Китай заметно опережает Таиланд по рейтингу такой категории, как человеческие, природные и культурные ресурсы. Особенности разнообразных природных ресурсов Китая активно используются для развития туристского бизнеса страны. Многовековая история Китая  представлена бесчисленными древними памятниками культуры. Более 100 городов страны имеет статус "Город исторического и культурного значения".

Территория Таиланда также насыщена многочисленными памятниками истории, девственными тропическими ландшафтами и объектами современной цивилизации достойного уровня комфорта. Туристов привлекают не только природная экзотика этой страны, буддистские храмовые комплексы, но и в немалой степени умеренные цены на размещение, услуги, развлечения.

В целом обе страны, располагая существенным туристским потенциалом и развитой инфраструктурой, демонстрируют широкие возможности для удовлетворения самой разнообразной гаммы туристского спроса.

 

Список литературы

1.     Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году. URL http://www3.weforum.org/docs/TT15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2015.pdf

2.     Деловой журнал про Китай: URL: http://www.chinapro.ru

3.     Энциклопедия Китая: URL: http://infokitai.com