Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ В МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

В настоящей статье авторами сделан анализ состояния продовольственной независимости России в мясоперерабатывающей отрасли. Анализ проведен с учетом применения экономических санкций в отношении нашей страны, а также ответных мер в отношении западных стран.

Ключевые слова: продовольственная независимость, импорт, пищевая промышленность, мясокомбинат, экономические санкции.

 

ANALYSIS AND WAYS OF ACHIEVING FOOD INDEPENDENCE OF RUSSIA IN THE MEAT PROCESSING INDUSTRY

1Sokolov S.A., 2Frolov V.V.

1Post-graduate of the chair «private law and environmental safety», Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Federal Budgetary State Educational Institute of Higher Professional Education «Russian Economic University in honor of G.V. Plekhanov». Russia

2Doctor of Biological Sciences, Professor of the chair «private law and environmental safety», Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Federal Budgetary State Educational Institute of Higher

Professional Education «Russian Economic University in honor of G.V. Plekhanov». Russia

 Keywords: food independence, import, food industry, meat processing plant, economic sanctions.

In this article the authors made an analysis of the food independence of Russia in the meat processing industry. The analysis takes into account the imposition of economic sanctions against our country, as well as the response of the Western countries.


Экономические санкции западных стран в совокупности с ответными мерами России безальтернативно ставят важнейшие задачи безопасности для нашего государства. Помимо решения проблем импортозамещения технологий, оборудования, сырья или комплектующих материалов необходимо ускоренно принимать меры по продовольственной безопасности нашей страны. Актуальность активизации этих мер продиктовано сохранением экономической и государственной максимальной устойчивости в глобальной системе международных отношений настоящего времени. Эти процессы напрямую воздействуют на продовольственную независимость России.

Продовольственная независимость – это устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов [2]. Исходя из данного определения, мы считаем, что на текущий момент времени введение ряда санкций в отношении России максимально стимулирует отечественных сельскохозяйственных производителей, рыбоводческие отрасли, пищевую промышленность и прочие элементы, относящиеся к производству продуктов питания, наращивать собственные обороты. Поэтому, экономическая заинтересованность отечественных производителей, активное их возвращение на старые рынки  сбыта, увеличение конкурентоспособности и качества собственной продукции способно не только укрепить продовольственную независимость нашей страны, но и выявить существующие проблемы пищевой промышленности.

К сожалению, во многих регионах нашей страны модернизация и переоснащение технологического оборудования мясоперерабатывающей отрасли происходит неравнозначно. Однако, как показывают наши статистические исследования, взятый курс на интенсивное развитие агропромышленного комплекса за последние 5 лет, показал не только оздоровление этой непростой ситуации, но и выравнивание маркерных экономических показателей.

Так, в республике Мордовия (Ковылкинский район) завершается строительство комплекса «Мордовский племенной центр». Его целью является обеспечение хозяйств республики и других регионов чистопородными племенными животными. Про него следует отметить, что первый трехплощадочный комплекс функционирует с 2013 году. В 2016 году планируется завершение строительства второй очереди — двухплощадочного комплекса, который должен включать в себя репродуктор на 4800 свиноматок с доращиванием на 18 300 голов и финишный откорм, рассчитанный на 33 000 животных. Мы считаем, что данный пример необходимо широко внедрять в производство сельскохозяйственной продукции, особенно в тех регионах нашей страны, в которых более 70 % потребляемой продукции ввозятся поставщиками из других субъектов РФ или из-за рубежа. На первых этапах, на наш взгляд, мы можем предположить о допустимости некоторых вариантов развития экономического сценария импортозамещения продовольствия в виде максимально коротких сроков увеличить объем собственной выпускаемой продукции, или, исходя из сложившейся ситуации, искать поставщиков из тех стран, которые не попали под эмбарго нашего государства. Анализируя нынешнюю политическую ситуацию, мы считаем, что этими странами поставщиками могут выступать Белоруссия, Новая Зеландия, Китай, Бразилия, Парагвай, Турция, ЮАР, Тунис, Египет и другие.

Следующей проблемой, как мы считаем, является обыкновенный дефицит сырья для мясоперерабатывающей промышленности. Примером тому, может служить Ростовская область, в которой столкнулись с серьезным региональным дефицитом производства говядины. По этой причине на местных мясокомбинатах вынуждены изменить традиционную рецептуру изготовления некоторых видов колбасных изделий, что закономерно отразилось на качестве готовой продукции. Говяжье мясное сырье заменили на более дешевое отечественное куриное и свиное мясо. Это, на наш взгляд, закономерно привело к исчезновению проблем закупки дорогих импортных ингредиентов. Например, вместо немецкой щепы, которую применяют при копчении, используется щепа из Краснодарского края, а крахмал французского производства заменен на крахмал из Белоруссии.

Как показывает собственный анализ статистических данных, особенно остро столкнулись с проблемой импортозамещения в Хабаровском крае. Как мы считаем, причиной тому являлось полная зависимость местного производства от импортного сырья. Так, в начале 2014 года свыше 80% импортного мяса в этот регион ввозилось из стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Чили). Поэтому, первым шагом в рамках антикризисных мер правительством Хабаровского края осуществлена была политика импортозамещения по основным группам продовольственных товаров, в том числе и мясной продукции. 23 января 2015 года утверждено постановление правительства края «Об утверждении Плана мероприятий по содействию производству импортозамещающей продукции». В План были включены реализация ряда проектов, которые позволяют увеличить долю продукции отечественного производства, а именно:

– строительство тепличных и животноводческих комплексов;

– создание новых и модернизация действующих комплексов, в которых выращивают птицу.

Анализ статистических данных по нашей области показал, что в Саратовской области на 2015 год осуществляет свою деятельность более двадцати мясокомбинатов различной мощности. Ассортимент выпускаемой продукции достаточно широк: вареные и копченые колбасы, мясные деликатесы, консервы, пельмени, сардельки, сосиски и прочее. С начала 2015 года доля ввозимого импортного мяса на территорию области сократилась с 60% до 27%, что свидетельствует об активном проведении программы по импотртозамещению, осуществляемой правительством нашей области. Следует отметить, что основной проблемой продовольственной независимости региона остается пока отсутствие обеспеченности собственным сырьем для производимой продукции. Так, в регион ввозится 43% сырья для производства мясных продуктов. Как показывают наши расчеты, для того чтобы обеспечить жителей региона только своей собственной мясной продукцией необходимо увеличить производство говядины в 1,7 раза больше, а птицы – в 2,8 раза.

26 января 2015 года на совещании губернатора Саратовской области с представителями органов исполнительной власти была рассмотрена программа «Об основных направлениях импортозамещения сельскохозяйственной продукции в 2015 году в целях обеспечения населения области продуктами питания», в ходе которой было определено, что уровень самообеспеченности в 2014 году мясом скота и птицы составил 75%. Как и во многих регионах, в области производится недостаточное количество говядины (обеспеченность населения составляет 65%), мяса птицы (38%) [3]. Дефицит данных продуктов устраняется за счет их ввоза из-за пределов области, в том числе из других стран.

В 2012 году в своем послании Федеральному собранию Президентом РФ была поставлена задача не только обеспечить всех граждан отечественным продовольствием, но и на порядок увеличить экспорт. Им особенно отмечено, что  «… спрос на продовольствие стремительно растёт во всём мире, особенно в развивающихся странах. А на долю России, как вы знаете, приходится более чем половина плодородных земель планеты – 55%. В ближайшие 4-5 лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Это открывает для нас колоссальные новые возможности» [5].

На сегодня в мясоперерабатывающей отрасли нашей области увеличилась доля выпускаемой продукции из мяса птицы и свинины. Это обусловлено тем, что данное сырье более дешевое в сравнении с говядиной [1]. Кроме того, региональная мясоперерабатывающая отрасль не нуждается в импортозамещении, так как ее рынок формируется исключительно за счет местных и отечественных производителей.

Наиболее актуальным еще остается вопрос об экологической безопасности выпускаемых колбасных изделий для здоровья населения. Увеличение выпускаемой продукции произошло стремительно, что не могло не сказаться на качестве продуктов. На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод, что более 80% мясокомбинатов России не смогли по финансовым причинам увеличить количество оборудования для производства колбасной продукции в срок. Поэтому мясокомбинаты вынуждены выпускать большее количество продукции на прежнем оборудовании, что не может не сказаться на качестве выпускаемой продукции. Другим немаловажным аспектом на наш взгляд являлось то, что в первые месяцы после введения эмбарго поставки сырья (мясо птицы, свинина, говядина) так же не удовлетворяли потребностям спроса. В результате чего производимая продукция не соответствовала стандартам по нескольким параметрам: консистенция, запах, вкус, физико- химические показатели и другие.

Таким образом, продовольственная независимость нашей страны еще пока полностью не достигнута. На наш взгляд для полного преодоления этого рубежа необходим комплекс экономических и политических мер, которые должны включать в себя следующие моменты:

-    стабильное увеличение фермерских хозяйств по всей России, которые станут основными и надежными поставщиками сырья для региональных и отечественных мясоперерабатывающих отраслей;

-     введение налоговых льгот в отношении тех фермеров и производителей колбасной продукции, в продукции которых наиболее сильно нуждается отечественный рынок;

-   выдача долгосрочных кредитов на лояльных условиях производителям сельскохозяйственной продукции;

-    тотальная модернизация оборудования перерабатывающих комбинатов, которая может включать в себя при определенных случаях и государственное вмешательство;

-   производство колбасных изделий по современным технологиям и стандартам.

Мы считаем, что соблюдение всех вышеуказанных мер позволит значительно повысить качество изготовляемой мясной продукции и приведет к продовольственной независимости нашей страны конкретно в данном сегменте производства.

 

Список литературы

1.     Аналитический центр при правительстве РФ «Продовольственное эмбарго: имопортозамещение и изменение структуры внешней торговли» – Москва, 2015г. Выпуск №11, с. 4 – 7.

2.     Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена 01.02.2010). – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/6752.

3.     Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. – Режим доступа -- http://www.mcx.ru/news/news/show/33772.78.htm.

4.     Информационное агентство «Торгово-промышленные ведомости» «Нижегородская область: импортозамещение и продовольственная безопасность». -- Режим доступа: http://www.tpp- inform.ru/analytic_journal/5951.html.

5.     Послание Президента  РФ  Федеральному  собранию  от  12  декабря  2012  года.  --  Режим доступа:   http://www.kremlin.ru/news/17118.