Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«СОЮЗ ПОЛЬЗЫ, БЛАГА И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ»: ЗНАЧЕНИЕ ДРАПИРОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИЧНОГО КОСТЮМА

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

История костюма отражает историю человечества, дает четкое представление о культуре общества, его социальном устройстве и духовной жизни народа в различные периоды развития.

Свой вариант костюма, в котором раскрылась бы самобытность народа, греки искали долго. И такой костюм сформировался под влиянием культа физически крепкого тела и законов гармонии человека и природы. Красота человеческого тела или недостатки фигуры подчеркивались или скрывались одеждой, искусно задрапированной. Так возникала тесная связь между костюмом и телом, на которое он был надет. Греки стали подходить к ткани, учитывая ее пластические свойства и управляя ими на основе законов красоты, в результате чего создавалась одежда, отвечающая идеалу. В ее основе лежала драпировка. Уникальность античной одежды заключалось в том, что для ее изготовления не нужны были выкройки и сшивание: «По канонам того времени одежду не кроили. Кроеного костюма древние греки не знали» [См.4]. Л. Надточий определил античный костюм «как самый богатый и в то же время самый скромный, создание которого основывалось         на искусстве драпировки». [5,28].

Мы не разделяем мнение Р.В. Захаржевской, утверждающей, что «называть греческую одежду костюмом неправомерно, так как драпировка есть искусство обращения с куском ткани» [2, 41]. Следует отметить, что античная одежда отвечала нескольким критериям. В ней сочетались красота и целесообразность. Так, многие исследователи рассматривают костюм как «союз пользы, блага и эстетической ценности». С одной стороны, одежда защищала тело греков от неблагоприятных погодных условий, с другой – украшала его. Основой для построения античного костюма стало прямоугольное полотнище ткани. Однако разнообразие форм античного одеяния определялось особой системой, применяемой к скалыванию, обертыванию, сгибанию и укладыванию этого полотнища ткани на теле человека. Мастерство рук человека определяло количество складок и красоту их линий. Таким образом, подвергая один и тот же кусок ткани различным манипуляциям, греки получали различные формы костюма, изящные и величественные. Одними из них являются хитон и тога.

Хитон – нижняя одежда для мужчин и женщин. Это прямоугольный кусок ткани, который был сложен пополам. Линия сгиба проходила с левого бока туловища. Часто греки увеличивали ширину ткани, чтобы из большого куска собрать складки. В этом случае хитон становился разновидностью драпированной одежды. С верхним краем хитона можно было выполнять различные манипуляции: отгибать его параллельно плечам, и тогда он приобретал сложную форму, или опоясывать. Пояс мог находиться на талии, бедрах или крест-накрест на груди. Иногда для отворота одеяния использовалась другая ткань, которую драпировками укладывали  на плечах вдоль груди. Такую «накидку» составляли и из двух полотнищ. Для их укладки использовали разнообразные виды соединения, в результате чего образовывались различные по форме складки.

Тога – это одежда, по форме напоминающая эллипс. Материя драпировалась вокруг тела. Ткань складывалась вдвое и в результате сложных манипуляций оборачивалась вокруг фигуры, как бы окутывая ее. Будучи сложной для одевания, она требовала от человека предварительных операций по компоновке ткани на манекене. Тога перестала зависеть от движений тела, ее основным назначением стало сокрытие под куском задрапированной ткани тела человека, без акцента на его фигуре. Подобный подход изменил и масштаб ткани, который значительно превышал пропорции тела человека. Тога как одеяние должна была нести через форму определенную эстетику и красоту. Их основные положения закрепили в соответствующем регламенте правил, отражающем требования и к укладыванию складок, и к фиксированию линий драпировки, и к их неподвижности при движении. За нарушение этих правил был установлен штраф. Если ткань украшалась каймой, то раппорт шел по горизонтали, что подчеркивало вертикальное направление складок драпировки, четкость и выразительность линий. Так люди пытались передать красоту человеческого тела и пластику его движений.

Античный костюм строился на принципе свободы, но тяготение к прекрасному сделало его совершенным. Греки не просто брали прямоугольные куски, а подходили к ним творчески: они меняли их размеры, пропорции, принципы складывания, расположения на теле, крепления и фиксирования на плече. Так греки стали искусными мастерами в изменении пластики ткани, зависящей от движений человека. Складки выполняли особую роль, повторяя движения человека, сливаясь с его телом и обозначая формы. В состоянии покоя они были неподвижны, а при малейшем изменении положения человека становились динамичными. Это позволило вложить в неживую ткань одухотворенность и экспрессию.

Таким образом, в основу античного костюма легло гармоническое слияние ткани с формами человеческого тела. Перестал существовать античный мир, а вместе с ним и драпированный костюм. Но он сыграл значительную роль, раскрыв Европе законы пластики и красоты в одежде.

 

Список литературы

1.     Дудникова Г.П. История костюма. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 416 с.

2.     Захаржевская Р.В. История костюма: от Античности до современности. – М.: Рипол Классик, 2005. 288 с.

3.     Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легпромбытиздат,1986. – 168 с.

4.     Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1996. 344с.

5.     Надточий Л. Античный костюм. Юный художник., №7, 1982. 48 с.